Влияние личностных особенностей руководителя на стиль управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе влияния личностных качеств руководителей школы на стиль управления педагогическим коллективом.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
• составление перечня качеств личности, т.е. психологического портрета современного руководителя; определение влияния личностных качеств руководителя на стиль управления;
• диагностика личностных качеств руководителей школ и их заместителей; определение стиля управления педагогическим коллективом; исследование влияния личностных особенностей руководителей школ № 13 и 14 г. Полевского на стиль управления;
• составление программы совершенствования личностных качеств руководителей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………......3
1. Стили управления персоналом как отражение личностных качеств руководителя ………………………………………………………………………...5
1.1.Психологический портрет современного руководителя ……………………..5
1.2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления ……….13
1.3. Методы управления …………………………………………………………...16
2. Исследование влияния личностных особенностей руководителей школ № 13 и 14 г. Полевского на стиль управления ……………………………...…….20
2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности …………………………………………………………………....20
2.2.Мероприятия по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом ………32
Заключение …………………………………………………………………………35
Список использованной литературы ……………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

влияние личностных особ-ей руководителя на стиль управленеия= курсовая Владимиру.docx

— 168.67 Кб (Скачать файл)

В менеджменте выделяют следующие 4 группы методов управления [6]:

1) организационно-распорядительные (административные);

2) организационно-педагогические;

3) социально-психологические; 

4) экономические.

К организационно-распорядительным методам относятся: формирование структуры управления, утверждение административных норм, издание приказов, разработка положений, должностных инструкций и т.д. Эти методы дают эффект, если выполняются определенные условия:

  • педагогическая целесообразность каждого управленческого решения;
  • логичность и четкость требований;
  • корректная настойчивость и воля в осуществлении решений;
  • последовательность в достижении целей.

Организационно-педагогические методы направлены на обучение педагогов через все формы методической работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия и т.д. При помощи этих методов руководитель создает условия для профессионального роста своих сотрудников, а следовательно, для повышения качества их работы.

Социально-психологические  методы направлены на воспитывающий дух и ценности коллектива, отношения в коллективе и его морально-психологический климат, удовлетворенность педагогов своим трудом. Сплочение коллектива зависит от выдержки, терпения руководителя, умения воздействовать на чувства. Особую психологическую значимость имеют голос, дикция, тон, мимика, жесты. Опираясь на эти инструменты человеческого общения, руководитель завоевывает доверие к себе. Создание благоприятных социально-бытовых условий работы и жизни — все это вместе создает благоприятный микроклимат в коллективе.

Экономические методы управления предполагают использование в управлении материального стимулирования, установление экономических норм и нормативов, составление смет и т.д. Руководитель должен уметь правильно распоряжаться имеющимися финансовыми средствами — задача не из легких.

Ежедневное решение разного  рода задач и проблем можно  представить в виде ряда различных  функций, которые находятся в  определенной взаимосвязи между  собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

1. Постановка целей. Анализ и формирование личных целей.

2. Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.

3. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.

4. Реализация и  организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.

5. Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей).

Во внутреннем круге расположена  дополняющая функция.

6. Информация и  коммуникации. Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Отдельные функции не следуют  строго одна за другой, как это представлено в нашей модели, а многообразно переплетаются.

П.И. Третьяковым выделены качественные показатели эффективности применения различных методов управления:

— адекватность методов  целям и содержанию образования;

— обоснованность выбора методов  управления в функциональных аспектах деятельности;

— многообразие и вариативность использования методов;

— соответствие методов  управления учебно-методической и материально-технической  базе образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование  влияния  личностных  особенностей  руководителей  школ № 13 и  14  г. Полевского  на  стиль   управления

2.1. Диагностика  личностных качеств руководителей  и оценка эффективности их  деятельности

 Кроме  теоретического анализа проблемы, описания собственных взглядов  на личность руководителя и  управление педагогическим коллективом,  нами была проведена опытно-экспериментальная  работы, которая включала в себя  два  этапа.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент с целью исследования личностных качеств руководителей, определения их стиля руководства и оценки эффективности. Отработаны результаты исследования, составлена программа и методика формирующего эксперимента.

На втором этапе реализовывалась программа формирующего эксперимента, созданная с целью развития тех личностных качеств руководителя, которые, по результатам констатирующего эксперимента, были оценены как «недостаточно сформированные» или «несформированные».

Раскроем содержание каждого  этапа исследования подробнее.

Как уже отмечалось, констатирующий эксперимент проводился с целью исследования личностных качеств руководителей, определения их стиля руководства и оценки эффективности их деятельности.

Существуют различные  методы оценки личностных качеств и  эффективности работы руководителей. Определяя личностные качества испытуемых, мы использовали методику экспертной оценки качеств руководителей разработанную  нами на основе методики Шипунова В.Г., Кишкель Е.Н. [7].

Данная методика состоит  в следующем. Для объективности  оценки качеств личности руководителей  образуется экспертная группа: для  директора школы – в составе 4-х заместителей и 4-х учителей, для  заместителя директора – в  составе 3-х других заместителей директора  школы и 4-х учителей.

Первоначально проводится инструктаж экспертов (индивидуальный или групповой) с целью объяснения задач и процедуры проведения данной работы. После инструктажа выдается каждому оцениваемому анкету, в которой содержится набор подлежащих оценки качеств, указываются фамилия, имя, отчество оцениваемого и другие данные. Оценка производится по пятибалльной системе: «5» – выставляется, если качество проявляется постоянно, «4» – качество проявляется почти всегда, «3» – количество проявлений и не проявлений качества одинаково, «2» – качество  проявляется редко, «1» – качество проявляется крайне редко или не проявляется совсем, «0» – оценить невозможно. Так же каждый руководитель дает оценку к своим качествам. На основании оценок экспертов и самооценки руководителя выводится средняя оценка по каждому качеству и средняя оценка по группе качеств. При построении диаграмм учитываются только средние оценки.

По окончании работы организатором  заполняется бланк опроса экспертов.

Результаты данного исследования изображены  в диаграммах оценки качеств руководителей (см. диаграммы1,2,3,4)

 Диаграмма 1

 

Общечеловеческие  качества

Психо-физиологические

Деловые качества и организаторские способности

Коммуникативные

Проф.

.знания




 

 

 

 

 

Видно, что недостаточно, по сравнению с другими качествами, развиты деловые, общечеловеческие качества, организаторские способности  и некоторые психофизиологические свойства.

Диаграмма дает возможность  увидеть, какие качества директора  оценены ниже общего среднего балла, над развитием каких качеств  необходимо поработать руководителю.

Что касается заместителей директора школы № 14, их качества изображены также на диаграмме 2.

Общая средняя оценка общечеловеческих качеств заместителей директора  школы № 14 равна    4,4 баллов.

Диаграмма 2

 

Общечеловеческие  качества

Психо-физиологические

Деловые качества и организаторские способности

Коммуникативные

Проф.

.знания




 

 

 

На диаграмме можно  увидеть, какие качества оценены  ниже общего среднего балла (4,4), над  развитием и совершенствованием которых необходимо работать руководителям.

Таким образом, можно сделать вывод о развитии личностных качеств руководителей школы № 14: у  большинства заместителей оценка качеств выше, чем у директора школы. Директору необходимо работать над развитием своих качеств, а особенно над развитием общечеловеческих, деловых качеств и организационных способностей. Заместителям нужно совершенствовать хорошо развитые качества, а над развитием коммуникативных качеств и над повышением уровня профессиональных знаний необходимо поработать.

Так как данная школа является контрольной и проведение формирующего

эксперимента здесь не предусмотрено, после получения  результатов  контрольного эксперимента посоветуем руководителям ознакомиться с

некоторой литературой, проведем беседы. Исследуем личностные качества руководителей школы № 13 (экспериментальной).

        Результаты помещены на диаграммах 3,4.                      Диаграмма 3

 

Общечеловеческие качества

Психо-физиологические

Деловые качества и организаторские  способности

Коммуникативные

Проф.

.знания


 

Средняя оценка общечеловеческих качеств директора   школы № 13 – 4,4 балла психофизиологических свойств – 4,5,   деловых качеств  и организаторских способностей – 4,5, коммуникативных качеств – 4,7,  профессиональных знаний – 3,6 балла. Общая средняя оценка личностных качеств данного руководителя – 4,3. Диаграмма дает возможность  увидеть, какие качества оценены ниже остальных, над развитием каких следует  поработать, какие совершенствовать.

Диаграмма 4

Общечеловеческие  качества

Психо-физиологические

Деловые качества и организаторские способности

Коммуникативные

Проф.

.знания


 

Общая средняя оценка общечеловеческих качеств заместителей директора  школы № 13  равна 4,2 балла, психофизиологических свойств – 4,3, деловых качеств  и организаторских способностей – 4,4, коммуникативных качеств – 4,4, профессиональных знаний – 3,5. Общая  средняя оценка по всем качествам  заместителей директора школы – 4,2 баллов.

Таким образом, средняя оценка личностных качеств каждого из заместителей ниже средней оценки качеств директора  школы. Как у директора, так и  у его заместителей существуют проблемы с коммуникативными умениями и профессиональными  знаниями в области современного менеджмента. Это мы учтем при  проведении формирующего эксперимента.

Сравним результаты исследования двух школ (таблица 1).

 

 

 

Таблица 1

Наименование  группы качеств

Средняя оценка личностных качеств руководителей

Школа № 14 (контрольной)

Школа № 13

(экспериментальной)

Директора

Заместителей

Директора

Заместителей

1.

Общечеловеческие

4,3

4,7

4,4

4,2

2.

Психофизиологические

4,5

4,8

4,5

4,3

3.

Деловые качества и организаторские  способности

4,1

4,8

4,5

4,4

4.

Коммуникативные

4,5

4,4

4,7

4,4

5.

Профессиональные знания

4,5

4,4

3,6

3,5

 

Общий средний балл

4,3

4,4

4,3

4,2


 

Таким образом, общая средняя  оценка личностных качеств директоров этих школ одинакова – 4,3.

Поиск главенствующих определяющих личностных качеств, на основе которых  зиждется и разворачивается вся  управленческая деятельность, привел к созданию целой «коллекции». Не рискуя дать полный обзор (хотя анализ литературы позволяет выявить более 80 профессионально значимых качеств  руководителя), мы назвали лишь те из них, которые чаще всего встречаются  на страницах психолого-педагогических изданий посвященных личности руководителя. Вполне очевидно, что если говорить о целостной личности, не всегда можно обнаружить полный набор этих качеств в одном человеке. В  каждом конкретном случае значимость и, соответственно, иерархическая структура  личностных качеств руководителя будет  меняться и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет, сложившиеся отношения с коллегами и пр.).

В нашем исследовании была предпринята попытка выявить  взгляды на важность отдельных личностных качеств у руководителей различных  уровней. В данном исследовании приняли  участие директора школ, их заместители  и учителя. Им был предложен список личностных качеств руководителей, необходимых для эффективной  деятельности организации. Они должны были коллективно выбрать 20 наиболее значимых качеств личности руководителя школы.

Выделенным профессионально  важным качествам личности был присвоен соответствующий порядковый номер. Список этих качеств раздавались  каждому испытуемому, для того чтобы  они определили рейтинг этих качеств. Ранжирование мы проводили с целью  выявления 10-ти наиболее важных, по мнению руководителей личностных качеств.

В целом, значимость отдельных  качеств личности для реализации функций управленческой деятельности может быть определена через их суммарный  рейтинг. Например, качеству № 1 – обязательность, верность слову два директора  школ соотнесли рейтинг 14-12. 14+12=26. Это  суммарный рейтинг данного качества. После определения суммарного рейтинга всех качеств каждому качеству присваивается  итоговый ранг (например, качеству № 1 присвоен итоговый ранг – 13).

Наименьший итоговый ранг должен соответствовать наименьшему  суммарному рангу. Общий ранг определяется по такому же принципу.

По своей значимости личностные качества получили следующее иерархическое  расположение ( таблица  2).

Таблица 2 - Рейтинг личностных качеств руководителя

Качество личности

Рейтинг

Суммарный рейтинг

Общий рейтинг

Директор

Заместители

Учителя

 

 

1.

Общечеловеческие  качества

Обязательность, верность слову

 

 

14

 

 

11

 

 

15

 

 

40

 

 

13

2.

Гуманность

20

18

12

50

16

3.

Тактичность

9

17

14

40

13

4.

Целеустремленность

3

10

11

24

8

5.

Высокая культура, безупречная  нравственность

1

1

2

4

1

6.

Энергичность

11

16

17

44

14

7.

Оптимистичность

10

9

10

29

9

8.

Внешняя привлекательность

18

19

20

57

18

 

 

9.

Психофизиологические  качества

Индивидуальные психо-логические свойства

 

 

7

 

 

5

 

 

8

 

 

20

 

 

6

10.

Общий уровень развития

2

3

3

8

3

 

 

 

11.

Деловые качества и организаторские способности 

Самостоятельность в решении  вопросов

 

 

 

13

 

 

 

8

 

 

 

13

 

 

 

33

 

 

 

11

12.

Самоорганизованность

12

12

6

31

10

13.

Способность менять стиль  поведения в зависимости от условий

15

3

7

35

12

14.

Умение расставить кадры  и организовать их взаимодействие

16

15

18

49

15

15.

Творческий подход к порученному  делу.

17

14

19

50

16

16.

Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное

19

20

16

55

17

17.

Умение устанавливать  доверительные отноше-ния с подчиненными, поддерживать нормаль-ный психологический климат в коллективе

6

7

9

22

7

18.

Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.)

4

2

1

7

2

19.

Умение выступать публично

5

4

4

13

4

 

 

20.

Профессиональные  знания: Знание науки об управлении

8

6

5

19

5

Информация о работе Влияние личностных особенностей руководителя на стиль управления