Влияние личностных особенностей руководителя на стиль управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе влияния личностных качеств руководителей школы на стиль управления педагогическим коллективом.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
• составление перечня качеств личности, т.е. психологического портрета современного руководителя; определение влияния личностных качеств руководителя на стиль управления;
• диагностика личностных качеств руководителей школ и их заместителей; определение стиля управления педагогическим коллективом; исследование влияния личностных особенностей руководителей школ № 13 и 14 г. Полевского на стиль управления;
• составление программы совершенствования личностных качеств руководителей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………......3
1. Стили управления персоналом как отражение личностных качеств руководителя ………………………………………………………………………...5
1.1.Психологический портрет современного руководителя ……………………..5
1.2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления ……….13
1.3. Методы управления …………………………………………………………...16
2. Исследование влияния личностных особенностей руководителей школ № 13 и 14 г. Полевского на стиль управления ……………………………...…….20
2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности …………………………………………………………………....20
2.2.Мероприятия по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом ………32
Заключение …………………………………………………………………………35
Список использованной литературы ……………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

влияние личностных особ-ей руководителя на стиль управленеия= курсовая Владимиру.docx

— 168.67 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что в десятку наиболее важных качеств личности руководителя включают следующее:

  • высокая культура, безупречная нравственность;
  • умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.);
  • общий уровень развития;
  • целеустремленность;
  • знание науки об управлении;
  • индивидуально-психологические свойства;
  • умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе;
  • целеустремленность;
  • оптимистичность;

Необходимо  учитывать важность этих качеств для руководителей.

Как известно, все личностные качества проявляются в стиле  поведения. Так, мы исследовали стиль  управления испытуемых, в роли которых  так же выступают директора школ, их заместители и некоторые учителя.

Директорам школ и их заместителям был предложен тест для самооценки  стиля управления, в основе  которого лежит двумерная модель стилей Р. Блэйка и Дж. Моутон.

Обобщая результаты тестирования мы получили следующие результаты.

У директора школы № 14 стиль руководства 20.0, который присущ руководителям-автократам. Все его  заместители обладают стилем 10.10 (рисунок 1), ориентированным на средний уровень.              

0.20

   

20.20

10.

10

 

     

0.0

   

20.0


0      5        10       15       20

Рисунок 1. Стили управления руководителей школы № 14

У директора школы № 13  стиль руководства 10.10 (рисунок 2). У  него, как и у одного из заместителей директора школы № 14, есть все  возможности для того, чтобы его  стиль руководства оказался идеальным (20.20). Необходимо только вести целенаправленную работу по развитию своих качеств.

0.20

   

20.20

10.

10

 

     

0.0

   

20.0


0      5        10       15       20

Рисунок 2. Стили управления руководителей школы № 13

Что касается заместителей директора  школы № 13, то их стили  руководства разместились по всей «решетке»  и далеки от идеального стиля. Следует  обратить внимание на то, что у одного из заместителей стиль близок к стилю  руководства 0.0. Необходимо работать над  развитием личностных качеств этого  заместителя, или предложить эту  должность другому опытному, более  компетентному работнику школы.

Таким образом, никто из испытуемых не обладает идеальным стилем руководства. На этапе формирующего эксперимента будет проводиться работа по развитию личностных качеств руководителей  школы  № 13 с целью приблизить их стиль руководства к идеальному. Для объективности выводов, касающихся стиля руководства испытуемых, заместителям директоров и учителям был предложен тест для определения стиля управления педагогическим коллективом.

По результатам этого  тестирования, мы сможем узнать как подчиненные оценивают стиль руководства директора школы. Мы использовали тест, позволяющий определить доминирующий стиль директоров школ и соотношение трех типов стиля руководства (по модели стилей Журавлева А.Л.)

Этот же тест был предложен  учителям для определения стиля руководства заместителей директоров школ. Результаты этих исследований в таблице 2.

Таблица 2 - Определение стиля  руководства

Школа

Руководитель

Соотношение стилей

Доминирующий стиль

 

 

 

 

   Дирек-

  тивный

   Коллеги-

 альный

  Попусти-

 тельский

   Школа № 13

1.

2.

3.

4.

5.

Директор

Заместитель

Заместитель

Заместитель

Заместитель

1

1

2

2

4

5

2

6

3

1

2

5

4

3

1

Коллегиальный

Попустительский

Коллегиальный

Низкая выраженность стилей

Директивный

Школа  №14

1.

2.

3.

4.

5.

Директор

Заместитель

Заместитель

Заместитель

Заместитель

5

2

1

1

1

1

6

5

2

2

1

1

2

5

1

Директивный

Коллегиальный

Коллегиальный

Попустительский

Директивный


 

Отсюда вывод, что в 14школе 40% руководителей используют в своей деятельности директивный стиль руководства, 40 % - коллегиальный, 20 %- попустительский. В 13  школе 20 % -  директивный, 40 % - коллегиальный, 20 % - попустительский стиль, а 20 % имеют низкую степень выраженности стилей.

Исследовав личностные качества руководителей и их стили руководства, считаем необходимым оценить  эффективность деятельности руководителей.. для этого мы используем тест «Оценка  эффективности деятельности руководителя», предложенный Розановой В.А. Тест дает возможность оценить целый ряд  факторов на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени, как считает Розанова В.А., он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления [28]. В нашем случае этот тест мы используем  для оценки деятельности как директоров школ (руководителей высшего звена управления), так их заместителей (руководителей среднего звена управления).

Испытуемый, в роли которых здесь выступали учителя школ, необходимо было оценить деятельность директора школы и его заместителей. Каждому учителю было выдано соответствующее количество бланков. Заместители по такому же принципу оценивали деятельность директора школы.

В основу данного теста, по сути дела, заложены личностные качества руководителей, оценив которые по типу полярных профилей можно сделать  вывод от эффективности деятельности того или иного руководителя.

Результаты исследования таковы. У 80% руководителей школы  № 14 есть все возможности повысить свою эффективность (151-179 баллов). У 20 % эффективность работы слишком мала (90 баллов). У 60 % руководителей школы № 13  так же есть все возможности повысить свою эффективность, деятельность 20 % руководителей недостаточно эффективна (94 балла), эффективность работы 20 % руководителей слишком мало (88 балла).

Обобщенные  результаты всего  констатирующего эксперимента  приведем в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты констатирующего эксперимента 

Школа

Руководитель

Средняя оценка качеств

Стиль руководства

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность

Общечеловеческих

Психофизиологических 

Деловые

Коммуникативных

Проф. знания

 

 

12

3

 

4

 

 

5

Школа № 14

(г. Полевской)

Директор школы

Зам. Директора по ВР

Зам . директора по УР

 

Зам. Директора по СР

 

 

Зав.уч

 

 

4,3

4,7

4,7

 

4,6

 

 

4,6

 

 

4,5

5

4,8

 

4,8

 

 

4,6

 

 

4,1

4,94,9

 

4,8

 

 

4,6

 

 

4,5

4,5

4,5

 

4,3

 

 

4,3

 

 

4,5

3,5

3,6

 

3,7

 

 

3,3

 

 

Директивный

Коллегиальный

Коллегиальный

 

Попустительский

 

Директивная

 

 

Есть все возможности, повысить свою эффективность

Эффективность работы слишком  мала

Есть все возможности  повысить свою эффективность

 

 

1

 

 

 

2

3

 

 

 

4

 

5

 Школа № 13

(г.Полевской)

Директор школы

 

 

 

Зам. Директора по ВР

Зам . директора по УР

 

 

 

Зам. Директора по СР

 

Зав.уч

 

 

4,4

 

 

 

4,2

4,2

 

 

 

4,1

 

4,2

 

 

4,5

 

 

 

4,4

4,4

 

 

 

4,2

 

4,3

 

 

4,5

 

 

 

4,3

4,5

 

 

 

4,4

 

4,5

 

 

4,7

 

 

 

4,5

4,2

 

 

 

4,2

 

4,5

 

 

3,6

 

 

 

3,4

3,6

 

 

 

3,5

 

3,3

 

 

Коллегиальный

 

 

 

Попустительский

Коллегиальный

 

 

 

Низкая выражен-

ность стилей

директивный

 

 

Есть все возможности, повысить свою эффективность

Недостаточно 

Есть все возможности  повысить свою эффективность

Слишком мала

Есть все возможности  повысить свою эффективность


 

Таким образом, можно сделать  однозначный вывод о том, что  все руководители  «страдают» недостатком  профессиональный знаний.  В таблице  видно, над развитием каких качеств  руководителей необходимо работать, чтобы повысить эффективность их деятельности. Между личностными качествами руководителей, их стилей управления  и эффективностью их деятельности можно установить прямую зависимость.

2.2.Мероприятия   по   развитию личностных качеств  руководителей и повышению эффективности  управления педагогическим коллективом

Получив результаты констатирующего эксперимента и сделав выводы, мы приступили ко второму этапу нашего исследования – формирующему эксперименту, целью которого явилось развитие тех личностных качеств руководителей, которые были оценены на «4» и ниже (диаграммы 1,2,3,4). Приводим общую программу развития личностных качеств руководителей, на основе которой были составлены индивидуальные программы (таблица 5).

Таблица 5 - Программа развития личностных качеств руководителей образовательного учреждения

п/п

Название качества личности руководителя**

Содержание работы по развитию качества
 

I Общечеловеческие качества

 

1

Трудолюбие

Беседа, упражнение

2

Принципиальность, честность

Дискуссия

3

Обязательность, верность слову

Беседа, деловая игра, упражнение

4

Самокритичность, умение критиковать  и воспринимать критику

Беседа «Как критиковать?»

5

Гуманность

Беседа, дискуссия, семинар

6

Тактичность

Знакомство с литературой, семинар

7

Справедливость

Беседа

8

Целеустремленность

Знакомство с литературой, лекция «Успеха добивается тот, кто  идет за ним сам»

9

Альтруизм

Беседа

10

Высокая культура, безупречная  нравственность

Упражнение «Этический кодекс менеджера»

11

Энергичность

 

12

Работоспособность

Упражнение «Аутогенная  и дыхательная медитация»

13

Выдержанность

Тест «Насколько вы терпимы?»

14

Любовь к своему делу

Тест «Удовлетворенность работой»

15

Оптимистичность

Тест «Уверенность в себе», тренинг уверенности

16

Требовательность к себе и другим

 

17

Чувство юмора

 

18

Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.)

Беседа

 

II. Психофизиологические качества

 

19

Крепкое здоровье

Тест «Соответствует ли здоровье человека профессии менеджера?»

20

Стрессоустойчивость

Тест «Степень подверженности стрессу, профилактика стресса

21

Общий уровень развития как  показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей

 

22

Интеллектуальные свойства (наблюдательность, мышление, внимание, память и др).

Опросник «Стиль мышления», тренировка наблюдательности, упражнения для развития внимания: «Корректура», «Пальцы», «Снежный ком», мышления: «Количественные отношения», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами»

23

Индивидуально-психологические  свойства (темперамент, направленность личности)

Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера для определения направленности личности, тест «Темперамент личности»

 

III Деловые качества и организаторские способности

Тест «Уровень деловитости»

24

Инициативность

Тест, позволяющий оценить  ответственное поведение членов группы Розановой В.А.,тест «Ответственный ли Вы человек?»

25

Самостоятельность в решении  вопросов (умения и стремлении взять  на себя ответственность)

 

26

Самоорганизованность

Тест «Организованный  ли Вы человек?», упражнение «Рациональное  использование времени»

27

Дисциплинированность

Самоконтроль

28

Исполнительность

 

29

Умение четко определить цель и поставить задачу

Упражнение «Целеполагание»

30

Способность менять стиль  поведения в зависимости от условий

Упражнение «Ситуационное  использование стилей руководства»

31

Умение расставить кадры  и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив  и повести его за собой

 

32

Умение контролировать деятельность подчиненных, самоконтроль

Тест «Уровень субъективного  контроля»,тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

33

Способность и стремление оперативно принимать решения

 

34

Способность и стремление анализировать и объективно оценивать  результаты, умение стимулировать подчиненных

Упражнение «Оценка персонала»

35

Творческий подход к порученному  делу

 

36

Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное

 

37

Умение поддерживать свой авторитет

Упражнение «Изучение  влияния авторитета»

 

IV Коммуникативные качества

 

38

Умение устанавливать  деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями

Деловая игра «Партнер»

39

Умение устанавливать  доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе

Тест «Доверяют ли Вам  окружающие?», оценка психологического климата в педагогическом коллективе, игра «Рассмешить партнера», «Просьба» и др., семинар «Влияние психологического климата в коллективе на эффективность деятельности школы»

40

Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.)

Упражнение «Развитие  навыка общения в жизненных ситуациях»,ролевое упражнение «Развитие навыков ведения переговоров, тест «Умеете ли Вы слушать?»,упражнения по развитию речи

41

Умение выступать публично

Упражнения 

 

V Профессиональные знания

 

42

Знание науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.)

Беседа, семинар, дискуссия 

43

Применение на практике современных  организационно-управленческих принципов  и методов

Беседы, семинары, практические упражнения

44

Умение работать с документацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью настоящей работы являлось исследование влияния личностных особенностей руководителей  двух школ - № 13 и  № 14 г. Полевского  на стиль  управления.

Управление коллективом, средней или значительной величины, требует от индивида, занимающего  руководящую должность, способности  находить подход к каждому подчиненному, стимулируя его на выполнение поставленных задач, умения подчинять индивидуальные запросы каждого члена коллектива общим целям.

По результатам проведенного во второй главе исследования на основе различных методик можно сделать  вывод о том, что все руководители  «страдают» недостатком профессиональный знаний.

У 80% руководителей школы  № 14 есть все возможности повысить свою эффективность. У 20 % эффективность  работы слишком мала. У 60 % руководителей  школы № 13 так же есть все возможности  повысить свою эффективность, деятельность 20 % руководителей недостаточно эффективна, эффективность работы 20 % руководителей  слишком  низка. Кроме того, никто  из испытуемых не обладает идеальным  стилем управления.

 Таким образом, стало  ясно,  над развитием каких  качеств руководителям  необходимо  работать, чтобы повысить эффективность  их деятельности.

Между личностными качествами руководителей, их стилей  управления   установлена  прямая зависимость.

На основе полученных результатов во второй главе мы попытались  разработать  на основе учебной литературы общую программу развития личностных качеств руководителей, на основе которой были составлены индивидуальные программы.

 

 

 

Список  использованной  литературы

  1. Психология управления. / Отв. Ред. М.В. Удальцова. М., 2007, 150с.
  2. Кричевский Р. Л. Если Вы   — руководитель... Элементы психологии в повседневной работе.   М., 2003, 290с.
  3. Задоркин В. И. Организация труда руководителя. – М., 2009. 428 с.
  4. Поташник М.М., Моисеев А.К. Управление современной школой. М.: Новая школа, 2007.
  5. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление школьным образованием. М.: Академия, 2006.
  6. Езопова С.А. Менеджмент в школьном образовании. М.: Академия, 2003.
  7. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. М., 1987.
  8. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. – М., 2003.
  9. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гардарика, 1998. – 288 с.
  10. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы /М.: Центр «Пед.поиск», 2000 – 160с.
  11. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2000.
  12. Князев Е. Об искусстве управлять школой // Директор школы. – 1995. - №6. – с.77-85.
  13. Ковалев А.Г.  Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М., 1998.
  14. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление . М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, - 224 с.
  15. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М., 1996.
  16. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л., 1986.
  17. Кузнецов В. Личность директора школы //Народное образование. – 1993. №9/10. – С.19-23.
  18. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 1990.
  19. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. – М., 1995.
  20. Ольшанский В., Волжская Н. Престиж должности и авторитет личности // Директор школы. – 2000. -№4 – с.3-10.
  21. Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф, Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-пресс., 2000.
  22. Пикельная В.С. Теоретические основы управления. – М., 1990.
  23. Пименовский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества //Педагогика. – 1997. - №5. – С.97-103.
  24. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. – 1997. - №6. – С.34-40.
  25. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2001.
  26. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на-Дону., 1994. – 240 с.
  27. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под.ред.Лазарева В.С. – М., 1995.
  28. Розанова В.А, Психология управления. – М., 2000.
  29. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления.Т.1. – М., 1992.
  30. Фролова Т. Начнем с познания себя. К вопросу о саморегуляции педагогов и руководителей школ //Директор школы. – 1997. - №6. – С.11-19.

Информация о работе Влияние личностных особенностей руководителя на стиль управления