Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Возрастные категории обозначают не только возраст и уровень биологического развития, а также общественное положение, социальный статус. Возраст 12-13 лет является отроческим периодом,т.е. переходом от детства к взрослости. Этот период в разные времена оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток как бы заново рождался, получал новое имя.

Содержание

1. Введение 3.
Часть 1.
2. Теории взросления 4.
3. Психологическое развитие подростка 8.
3.1. Влияние физического развития на психологическое развитие8.
3.2. Эмоциональное и личностное развитие 12.
4. Кризисы подросткового возраста 15.
Часть 2.
1. Исследование 16.
2. Заключение 44.
3. Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая попсиходиагностике.docx

— 159.76 Кб (Скачать файл)

   К этому подходу  можно отнести теорию Мида, делающую упор интегративных взаимодействиях. Согласно этой теории взросление рассматривается в двух аспектах:

  1. развитие как деятельность в контексте. Последовательность действий и формирование компетентности возникающей за счет творческого акта.
  2. Развитие как «совладание с жизнью». Упор делается на преодоление трудностей и механизмы преодоления.

   Социально-экологический  подход исходит из того, что  особенности окружения индивида  важны не менее определяемых  ими процессов и переживаний. Это направление связано с  именем Бронфенбреннера, он различал подсистемы окружающей нас экосистемы.

  1. Микросистема – непосредственной окружение.
  2. Мезосистема – взаимоотношения между различными жизненными областями.
  3. Экзосистема – индивид не входит в эту систему, но подвержен ее воздействиям (органы власти).
  4. Макросистема – нормы культуры и субкультуры, мировозренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе.

3.Психологическое развитие подростка.

3.1.Влияние физического развития на психологическое развитие.

   Период когда человек перестает быть ребенком, а становиться взрослым, называют созреванием. Этот период приходится на подростковый период или период взросления который начинается в 12-13 лет.

   Все начинается  с бурного роста, который называется  скачком расцвета. При этом скачке  рост ребенка с 4-5 сантиметров  в год, вырастает до 10-15 сантиметров. При этом значительно изменяются  пропорции тела. Подросток становиться  несколько «нескладным», что сильно  влияет на точность и координацию  движений [13].

   Мальчики в период  быстрого роста становятся худощавыми. Затем у них происходит прирост веса обусловленного прежде всего развитием мышц и костей. Мальчик начинает напрягать «мускулы» перед зеркалом гордясь своими мышцами. К тому же заметно прибавляется сила. Возросшую их силу ощущают не только мальчики, но их окружение – младшие братья и сестры, на которых они испытывают свои возможности, а также взрослые члены семьи и знакомые, в домах у которых они нет-нет да и испортят что-нибудь из вещей [13]. Испытывая и приобретая уверенность в своих силах они ищут случая познать границы своих возможностей, при этом очень часто вступая в конфликт с окружением.

  Под влиянием гормонов половые органы в период созревания увеличиваются и становятся весьма возбудимы. Это проявляется частой эрекцией. Причины таких эрекций можно подразделить на физические и психические. Влияние психических факторов носит более сложный характер, чем у физических.

   В период созревания  возбудимость столь велика, что  реакция эрекцией может быть  в ситуациях имеющих мало общего  с сексом. Эрекция может наступить  при сильных эмоциональных влияниях  – радости или печали. Реакции, которые должны быть ответом только на определенные стимулы, у мальчиков возникают «непонятно почему», без всякого повода[13].

   Совсем иначе бывает у девочек. Мускулатура девочек не так сильно развита, как у мальчиков. Девочки становятся заметно слабее. Девочек в этот период больше интересует собственный внешний вид. В период созревания у девочек разрастаются кости таза, возникают жировые отложения. Увеличиваются груди из-за разрастания находящихся в них молочных желез. Часто девушки огорчаются из-за того, что их бюст растет или «слишком быстро» или «слишком медленно», а то и вообще «слишком мал» [13].

   В отличие от мальчиков эротические впечатления девушек совсем иные. Они проявляют интерес к мальчикам, но для них важнее всего чувства и эмоции. Девочки идеализируют избранников, их любовь более возвышенна, часто поэтична и чиста. В период созревания организм девушки развивается или уже созрел, значительно опережая сознание.

   Подростки особенно  чувствительны к особенностям  своего тела и внешности, сопоставляя  свое развитие с развитием товарищей. Иллюстрацией может служить описание медицинского осмотра в кадетском корпусе в романе А.И.Куприна «Юнкера»:

   «Кадеты быстро  разделись донага и босиком  подходили по очереди к доктору… Такой подробный осмотр проводился обыкновенно в корпусе по четыре раза в год, и всегда он был для Александрова чем-то вроде беспечной и невинной забавы, тем более, что при нем всегда бывало испытание силы на разных силомерах – нечто вроде соперничества или состязания. Но почему теперь такими грубыми и такими отвратительными казались ему прикосновения фельдшера к тайнам его тела?

   И еще другое: один  за другим проходили мимо него  нагишом давным- давно знакомые и привычные товарищи. С ними вместе сто раз мылся он в корпусной бане и купался в Москве-реке во время летних Коломенских лагерей. Боролись, плавали наперегонки, хвастались друг перед другом величиной и упругостью мускулов, но самое тело было только незаметной оболочкой, одинаковой у всех и ничуть не интересною.

   И вот теперь  Александров с недоумением заметил, чего он раньше не видел  или на что почему-то не обращал  внимания. Странными показались  ему тела товарищей без одежды. Почти у всех из-под мышек  росли и торчали наружу пучки черных и рыжих волос. У иных груди и ноги были покрыты мягкой шерстью. Это было внезапно и диковинно»[8].

   Одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, обусловленная не только физическими факторами, но также психосоциальными факторами.

   Значение собственного  тела связано со следующими  изменениями:

  1. Повышается внимание к телу и его функциям. Это обусловлено как физиологическими изменениями, так и новой социальной ролью подростка.
  2. Осознание быстрого завершения переходного периода усиливают наблюдение за собственным телом и часто вызывают озабоченность и опасения.
  3. Плохое представление об изменчивости физического развития служат поводом к преувеличенным опасениям.
  4. Незнание масштабов изменчивости созревания может привести к переоценке действительных и мнимых отклонений.

   В связи с тем что половое созревание у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков возникают трудности из-за совместного обучения. Потому что школьные классы составляются в соответствии с хронологическим возрастом, а не со степенью физической зрелости.

   Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления сравнивать себя со сверстниками у многих подростков наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. В этом возрасте свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений. Повышенное внимание к себе и сравнение себя с другими заставляет подростков переоценивать свои истинные или мнимые физические недостатки и может приводить к невротическим аномалиям развития. Самонаблюдение может привести к нарциссическим кризисам, что в дальнейшем может играть важную роль в появлении нервной анорексии[14].

   По показателям самовосприятия наблюдаются различия между девочками и мальчиками. Общественное мнение о признаках мужественности такое как наличие физической силы, спортивные успехи и мускулистая фигура очень важны для мальчиков. А для девочек акцентрация большего внимания ложиться на свое лицо, фигуру и кожу. Последнее объясняется частым появлением юношеских угрей. Также опасения вызывают и нарушения пропорций тела. У мальчиков часто возникают психические проблемы, связанные с первичными половыми признаками. У девочек особое внимание уделяется менструациям. Если девочки не предупреждены об их наступлении, они пугаются.

   На вторичные половые  признаки обращают внимание представители  обоих полов. Их появление позволяет  мальчикам и девочкам ощутить  себя полноценными мужчинами  и женщинами. В тоже время они  испытывают неуверенность относительно  связанных с этим статусом  ролей и функций.

   В 12-13 лет в когнитивной  области происходят существенные  структурные изменения, выражающиеся  в переходе к абстрактному  и формальному мышлению.

   На этой фазе взросления процесс изменения мышления проходит тремя путями:

  1. Развитие комбинаторики. Мышление выходит за рамки наблюдаемой и ограниченной действительности и оперирует произвольным числом каких угодно комбинаций.
  2. Развитие пропозициональных операций. Это операции охватывающие суждения, которые комбинируются с точки зрения их соответствия или несоответствия предложенной ситуации с точки зрения искренности и неискренности. Это логическая система которая гораздо богаче конкретных операций. При помощи этих операций возможна рефлексия по поводу собственных мыслей. На ней основаны умозаключения не нуждающиеся в проверке на практике, поскольку в них соблюдены формальные законы логики. Мышление начинает подчиняться формальной логике.
  3. Гипотетико-дедуктивные процессы – это возможность строить умозаключения с помощью комбинаторики и логики, т.е. позволяет выдвигать гипотезы и делать из них выводы, и экспериментально проверять их правильность.

   Пример: Пиаже и Инельдер изучали, в каком возрасте и на какой стадии развития осознается связь между длинной маятника и частотой его колебаний. Одновременно они обращали внимание на способ выяснения подобной зависимости. Оказалось, что на стадии конкретных операций дети действуют бессистемно, одновременно варьируя различные величины (длину маятника, его вес, амплитуду колебаний). Из-за этого они не в силах выявить искомую взаимосвязь и считают частоту колебаний зависящей от любого из переменных факторов. И напротив, подростки препубертатного возраста, уже достигшие стадии формальных операций, действуют планомерно, в определенном порядке изменяя каждый фактор при постоянстве прочих. Они опробуют все возможные комбинации, пока не находят правильного решения [14].

   Несмотря на структурные изменения в когнитивной области, интеллектуальные функции не подвержены резким «возрастным сдвигам».

   Важная приобретаемая  черта – способность к самонаблюдению. Подростки сознательно наблюдают  и регистрируют собственные реакции, реакции окружающих на свое  поведение. Помимо этого они способны  различать противоречия между  мыслями, словами и поступками. Мысленный  процесс использует новые возможности  для создания идеалов, которые  не обязательно излагать или  претворять в действие[16].

   Претензии к миру  взрослых и бунт против него  – в значительной мере результат  способности оперировать идеальными  ситуациями и обстоятельствами.

   Подросток стремиться поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – это всегда равнение на взрослого.

   Родителей всегда  волновал вопрос о том, как  строить свои отношения с подростком, как добиться авторитета. А.С.Макаренко писал «Авторитет необходим в семье, но надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Действительный авторитет основывается на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание»[13].

   Идеализация не ограничивается абстрактными представлениями, переносятся на конкретных людей превращая их в образцы подражания.

3.2.Эмоциональное  и личностное развитие.

   Несмотря на многочисленные  и часто резкие перемены в  период взросления развитие личности  идет скорее плавно, нежели скачками.

   Отношения между родителями важны как модель для научения и стимул для выработки собственных взглядов.

   Определенную роль  играют социальное положение  и референтная группа. Референтная группа важна для формирования стабильной эмоциональной и социальной общности, которая в период взросления обычно не складывается в рамках семьи, а социальное положение – для определения интересов и жизненных ценностей[13].

   Подросток большую  часть времени проводит в школе, поэтому школа тоже имеет влияние  на подростка. Подросток не игнорирует обучение, но для него большее значение имеет общение со сверстниками. В общении со сверстниками он получает дополнительные знания, развиваясь умственно. При этом подросток также может поделится своими знаниями. Подросток готов обучаться чему угодно что делает его взрослея  в своих глазах. Знания приобретают ценность способствуя при этом занятию значимого места среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.[11].

   Познавательные интересы  подростков отличаются друг от  друга. У одних они характеризуются  неопределенностью, другие применяют  ориентацию на отдельные предметы, третьи стараются охватить большинство  школьных предметов. Усвоение новых  знаний ведет к развитию теоритического  мышления, интеллектуальной познавательной  сферы.

Информация о работе Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет