Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Возрастные категории обозначают не только возраст и уровень биологического развития, а также общественное положение, социальный статус. Возраст 12-13 лет является отроческим периодом,т.е. переходом от детства к взрослости. Этот период в разные времена оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток как бы заново рождался, получал новое имя.

Содержание

1. Введение 3.
Часть 1.
2. Теории взросления 4.
3. Психологическое развитие подростка 8.
3.1. Влияние физического развития на психологическое развитие8.
3.2. Эмоциональное и личностное развитие 12.
4. Кризисы подросткового возраста 15.
Часть 2.
1. Исследование 16.
2. Заключение 44.
3. Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая попсиходиагностике.docx

— 159.76 Кб (Скачать файл)

   Учебный материал  предъявляет новые требования  к процессам восприятия, мышления. Использование схем, изображений в процессе обучение приводит к интелектуализации восприятия, умение выделять главное. При воспроизведении материала подростку мешает чисто механическое запоминание, поэтому в процессе запоминания он использует мышление.

   Сфера общения  в подростковые годы выходит  за пределы семьи и школы. Возникает  необходимость общения со сверстниками. Если подросток не общается со сверстниками у него может возникнуть проблема  псевдолюбви, т.е. стремление избежать одиночества за счет создания отношений зависимости себя от другого человека. Пример: написание уроков.[1]

   В общении со взрослыми подросток начинает оказывать сопротивление ранее устоявшимся требованиям взрослых, активирует свои права на самостоятельность. Несмотря на выраженную негативацию со стороны подростка по отношению к взрослым, он все же нуждается в их поддержке. Поэтому совместное времяпровождение и общая деятельность помогают подростку по новому узнать сотрудничающего с ним взрослого.

   Общение подростка  во многом обуславливаются изменчивостью  его настроения на протяжении  небольшого промежутка времени. При уменьшении внимания со стороны близких подросток будет стараться вернуть его любыми способами.

   Подростки часто  имитируют поведение значимых  людей, которые добились успехов.[2]. В этот период появляются кумиры, т.е. те люди на которых подросток хочет походить и поведением, и внешностью.

   Опираясь на иерархическую классификацию потребностей Маслоу Гаррисоны выделяют следующую потребностную сферу подростков:

  1. Физиологические потребности. Стремление к физической и сексуальной активности, высокой оценке своего физичекого развития.
  2. Потребность в безопасности ищут в группе ровесников, т.к. ее влияние сильнее.
  3. Потребность в независимости обуславливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах и обычаях.
  4. Потребность в привязанности (любви). Этому способствует половое созревание следствием которого является потребность в сексуальной активности, а также в нежности и взаимопонимании.
  5. Потребность в успехе может существенно ослабнуть под влиянием референтной группы ровесников.
  6. Потребность в самореализации и развитии собственного «Я». Связано с мотивацией достижения и перекликается с потребностью в признании и принятии как члена общества.

   Развитие самосознания  – центральный психический процесс  переходного возраста[5].

   Перестройка самосознания  связана с появлением у подростка  новых вопросов о себе и  новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.

   Обретается способность погружаться в себя, в свои переживания. Это нередко возникает внезапно, как наитие: «Проходя мимо Летнего сада, я вдруг заметил, как прекрасна его решетка», «Вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал»[7].

   Вместе с осознанием  своей уникальности, неповторимости, непохожести на других возникает  чувство одиночества.

   Изменяется субъективная  скорость течения времени. Обостренное  чувство необратимости времени  соседствует с нежеланием замечать  его течение. Надежда на личное  бессмертие или заменяющую его  бессмертную славу может перемежаться  с паническим страхом старости  и смерти.[2]

   В 12-13 лет представление  о смерти меняется: ее начинают  трактовать уже не как внешнюю  силу, а как естественное, универсальное  и неустранимое явление[6].

4.Кризис подросткового возраста.

   Этот возраст характеризуется  снижением успеваемости, снижением  работоспособности, дисгармонией со  своим внутренним развитием. В  этот период происходят анатомо-физиологические измнения.

   В этом возрасте  происходит смена мышления с  конкретного на логическое. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Происходит открытие психического мира, внимание подростка впервые обращается на других людей. Начинается интенсивное самонаблюдение, самовосприятие, познание собственных переживаний. Происходит разделение внутрених переживаний и объективной действительности. Многие подростки в этом возрасте заводят дневники, где выражают то что не могут сказать кому-либо[4].

   В понятие кризиса  входят отдельные виды нарушений. Это нарушения полового развития, кризисы идентичности и авторитетов, переживания отчуждения, нарушения  оценки своего физического облика, нарциссические кризисы и суицидальные  попытки.

   Среди нарушений  полового развития наиболее значимы  упорный онанизм и гомосексуальные  склонности у мальчиков, сексуальная  распущенность у девочек, различные формы отклоняющегося сексуального поведения. Помимо этого существует еще пубертатный аскетизм, проявляющийся в подавлении и отрицании сексуальных влечений и тесно связанный с ограничительными социальными нормами[10].

   Кризис идентичности  может проявляться в различной  симптоматике. Чаще его рассматривают  как реакцию на утрату статуса  ребенка, на глубокое несоответствие  биологических возможностей социальным, на неуверенность в своей компетентности в новом статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме подростка.

   Кризис авторитетов  может иметь генерализованный характер, быть направленными против семьи, отца или выражаться в побегах из дома[3].

   Под переживанием  отчуждения понимают изменения  восприятия самого себя, других  людей или окружающей обстановки, которые субъективно выглядят  как трансформация действительности  или как утрата реальности.

   Телесные переживания  протекают приступообразно и расцениваются подростком не как выпадение из восприятия фрагментов действительности, а как «усиленная или достигающая кризисной кульминации саморефлексия»[15].

   Нарциссический кризис  представляет собой неадекватно  сильную сосредоточенность на  собственной личности, обусловленную  физиологическими особенностями  периода взросления. Подростки переоценивают  свои способности и возможности, излишни честолюбивы, нечутки к близким, остро реагируют на критику, завидуют чужим успехам.

   Суицидальные попытки  – это действия, предпринимаемые  с целью покончить с собой. К факторам провоцирующим суицидальные попытки относят к тяжелым психическим заболеваниям, конфликтам самооценки, одиночеству, нарушению межличностных отношений, неудовлетворенностью своей внешностью, разочарование в отношениях с представителями противоположного пола, депрессивные состояния.

Часть 2.

1.Исследование.

   Для своей практической  работы были выбраны ученики 6 класса средней школы поселка Мишеронского в количестве 16 человек в возрасте 12-13 лет: 12 девочек и 4 мальчика. Диагностическое исследование проводилось с разрешения директора школы Бакимовой В.В. и родителей учеников. Опросные листы заполнялись в привычной для подростков обстановке на классном часе.

   С помощью опросника производится диагностика межличностных отношений в группах и изучение коммуникативных особенностей личности. Поведение человека оценивается в трех областях межличностных потребностей: «включения (I), контроля» (С) и «аффекта»(A). В каждой области обращают внимание на выраженное поведение индивида(е) и поведение требуемое индивидом от окружающих (w). Далее при анализе данных обращают внимание на соотношение, комбинацию баллов по основным шкалам, которая позволяет вычислить индекс объема интеракций (е+w) характеризует психологически предпочитаемую человеком интенсивность контактов, отражающую в целом интенсивность поведения, направленного на удовлетворение соответствующей межличностной потребности. Значения индекса могут варьировать от 0 до 18. И индекс противоречивости межличностного поведения (е-w) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей.

   Полученные данные позволяют также определить коэффициент взаимной совместимости в группе. Он высчитывается следующим образом; если обозначим выраженное поведение индивида А в той или иной области символом е1, а индивида Б - символом е2, а требуемое поведение этих лиц - соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости имеет вид

 

   Опросник состоит  из 6 шкал и содержит 54 выражения, каждое выражение оценивается  индивидом по шестибальной шкале; также опросник содержит простую доступную инструкцию.

   Результаты опроса  оцениваются при помощи «ключа» (приложение 2)[17]. Каждому ответу, совпадающему с «ключом», присваивается один балл. Количество баллов, которое может быть набрано по каждой из шести шкал опросника, колеблется от 0 до 9. От величины баллов зависит степень применимости описаний.

0-1 и 8-9 экстремально низкие  и экстремально высокие баллы, при этом поведение индивида  приобретает компульсивный характер;

2-3 и 6-7 - низкие и высокие  баллы, поведение индивида может  быть описано в соответствующем  направлении;

4-5 - пограничные баллы  и в поведении человека могут  наблюдаться тенденции, характерные  как для высокого, так и для  низкого уровня.

Кузнецова Анастасия

Ie

О

Б

Ce

О

Б

Ae

О

Б

1

1, 2, 3, 4

1

1

30

1, 2, 3, 4

6

0

4

1, 2

3

0

3

1, 2, 3, 4, 5

2

1

33

1, 2, 3, 4

2

1

8

1, 2

2

1

5

1, 2, 3, 4, 5

1

1

36

1, 2, 3

6

0

12

1

1

1

7

1, 2, 3

6

0

41

1, 2, 3, 4, 5

5

1

17

1, 2, 3

3

1

9

1, 2, 3

1

1

44

1, 2, 3, 4

5

0

19

3, 4, 5, 6

6

1

11

1, 2

2

1

47

1, 2, 3, 4,5

6

0

21

1

2

0

13

1

3

0

50

1, 2

2

1

23

1

1

1

15

1

5

0

53

1, 2, 3, 4

6

0

25

3, 4, 5, 6

6

1

16

1

2

0

54

1, 2, 3

1

1

27

1

2

0

Iw

О

Б

Cw

О

Б

Aw

О

Б

28

1, 2

2

1

2

1, 2, 3, 4, 5

6

0

29

1

1

1

31

1, 2

6

0

6

1, 2, 3

3

1

32

1, 2

6

0

34

1

4

0

10

1, 2, 3

3

1

35

5, 6

6

1

37

1

4

0

14

1, 2, 3

6

0

38

1, 2, 3

1

1

39

1

6

0

18

1, 2, 3, 4

6

0

40

5, 6

2

0

42

1, 2, 3

2

1

20

1, 2, 3, 4

4

1

43

1

3

0

45

1, 2, 3

3

1

22

1, 2, 3, 4

6

0

46

4, 5, 6

6

1

48

1, 2, 3, 4

5

0

24

1, 2

6

0

49

1

1

1

51

1, 2, 3

1

1

26

1, 2

5

0

52

5, 6

3

0


Ie = 5баллов; Ce = 4 балла; Ae = 6 баллов.

Iw = 4 балла; Cw = 3 балла; Aw = 5 баллов.

Подросток стремиться принимать окружающих, чтобы они, в свою очередь, принимали участи в его деятельности, проявляли к нему интерес и будет также иметь склонность избегать контактов в определенных ситуациях.

Хочет чтобы окружающие приглашали его принимать участие в их делах, но при этом проявляет тенденцию общаться с малым количеством людей.

Подросток контролирует и влияет на окружающих.

Предполагают, что индивид не принимает контроля над собой.

Стремление человека быть в близких  с другими и проявлять к ним свои теплые и дружеские чувства.

Говорят о потребности индивида в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально, но этот человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает отношения.

Индекс объема интеракций в области I = Ie + Iw = 5+4=9.

Индекс объема интеракций в области C = Ce + Cw = 4+3=7.

Индекс объема интеракций в области A = Ae +Aw = 6+5=11.

При показателях индексов во всех областях составляет средний уровень интенсивности контактов.

Индекс противоречивости межличностного поведения в области I =Ie –Iw = 5-4=1.

Индекс противоречивости межличностного поведения в области C = Ce –Cw = 4-3=1.

Индекс противоречивости межличностного поведения в области A = Ae – Aw = 6-5=1.

По данным индексов во всех областях разрыв между собственным и требуемым от окружающих поведением снижен до минимума, при этом вероятность внутренних конфликтов и фрустрации в каждой области мало вероятна.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

(МУН) опросник А.А. Реана

Диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Шумова Мария

Ie

О

Б

Ce

О

Б

Ae

О

Б

1

1, 2, 3, 4

2

1

30

1, 2, 3, 4

1

1

4

1, 2

3

0

3

1, 2, 3, 4, 5

3

1

33

1, 2, 3, 4

1

1

8

1, 2

2

1

5

1, 2, 3, 4, 5

5

1

36

1, 2, 3

2

1

12

1

2

0

7

1, 2, 3

3

1

41

1, 2, 3, 4, 5

6

0

17

1, 2, 3

3

1

9

1, 2, 3

2

1

44

1, 2, 3, 4

6

0

19

3, 4, 5, 6

5

1

11

1, 2

2

1

47

1, 2, 3, 4,5

6

0

21

1

1

1

13

1

4

0

50

1, 2

6

0

23

1

2

0

15

1

2

0

53

1, 2, 3, 4

6

0

25

3, 4, 5, 6

6

1

16

1

2

0

54

1, 2, 3

6

0

27

1

1

1

Iw

О

Б

Cw

О

Б

Aw

О

Б

28

1, 2

1

1

2

1, 2, 3, 4, 5

5

1

29

1

2

0

31

1, 2

2

1

6

1, 2, 3

5

0

32

1, 2

2

1

34

1

4

0

10

1, 2, 3

1

1

35

5, 6

6

1

37

1

6

0

14

1, 2, 3

3

1

38

1, 2, 3

1

1

39

1

1

1

18

1, 2, 3, 4

1

1

40

5, 6

6

1

42

1, 2, 3

1

1

20

1, 2, 3, 4

3

1

43

1

6

0

45

1, 2, 3

2

1

22

1, 2, 3, 4

1

1

46

4, 5, 6

6

1

48

1, 2, 3, 4

3

1

24

1, 2

4

0

49

1

6

0

51

1, 2, 3

2

1

26

1, 2

6

0

52

5, 6

6

1

Информация о работе Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет