Влияние параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тенденцией к гуманизации в образовании, объявлением главной ценностью образовательного процесса личность студента и ее гармоничное развитие. Психологическая комфортность студентов является важным фактором, влияющим на эффективность учебной деятельности. В этой связи встает необходимость в формировании такой учебной среды, которая поможет студенту в достижении оптимального интеллектуального развития, а так же сохранении его психического и физического здоровья. Саморазвитие личности происходит чаще всего под влиянием как внутренних, так и внешних условий, которые сложились в высшем образовательном учреждении. Кроме того, комфортная учебная деятельность, формируя положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самоопределения и самоутверждения личности в самых различных сферах жизнедеятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

 Введение:

   Актуальность исследования обусловлена тенденцией к гуманизации в образовании, объявлением главной ценностью образовательного процесса личность студента и ее гармоничное развитие. Психологическая комфортность студентов является важным фактором, влияющим на эффективность учебной деятельности. В этой связи встает необходимость в формировании такой учебной среды, которая поможет студенту в достижении оптимального интеллектуального развития, а так же сохранении его психического и физического здоровья. Саморазвитие личности происходит чаще всего под влиянием как внутренних,  так и внешних условий, которые сложились в высшем образовательном учреждении. Кроме того, комфортная учебная деятельность, формируя положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самоопределения и самоутверждения личности в самых различных сферах жизнедеятельности.

    Параметры окружающей среды оказывают ощутимое воздействие на эмоциональное состояние человека, протекание психических процессов( восприятие, мышление, воображение и т.д.), а тем самым и на успешность результатов учебной деятельности.

     Проблема влияния факторов окружающей среды на психологическое состояние человека изучена многими современными учеными.

     В основу нашего исследования легли фундаментальные труды 
теории обучения и воспитания (Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинский, 
А.С. Макаренко)[10]; теоретические работы отечественных психологов по теории ощущений и восприятия (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский)[10].

    В научных трудах освещаются отдельные стороны рассматриваемой проблемы. Так, проблеме влияния цвета на психологическое и эмоциональное состояние человека посвящены труды Н.З. Алиевой, Б.М. Базыевой М.В. Нелюбовой, и т.д.[3, 5,8].

    Однако хочется заметить, что большинство исследований носят теоретический характер и обобщенный характер и затрагивают общие принципы воздействия окружающих факторов на психику человека, не учитывая специфические особенности психического состояния студента во время осуществления учебной деятельности.

    В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. большее внимание уделяется охране физического здоровья студентов, нежели психического[11].

    На основании изучения и анализа существующих исследований, анализа ситуации в педагогической практике в данном направлении нами была выбрана тема исследования «Влияние параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов».

     Целью рaбoты cтaлo: выявить закономерности влияния параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов.

     Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нам прeдcтoялo рeшить cлeдующиe взaимocвязaнныe зaдaчи:0

 

1)Провести анализ диагностики  психологической комфортности студентов  в учебных помещениях корпуса  «П» МарГУ.

2) Выявить факторы окружающей среды, влияющие не психологическую комфортность студентов 2 курса Факультета Педагогики и Психологии.

3)Разработать рекомендации по улучшению условий учебной деятельности.

    Экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет». В эксперименте участвовали 116 студентов 2 курса факультета педагогики и психологии.

    Ведущие методы исследования; эксперимент, экспертная оценка и самооценка деятельности студентов вуза, анкетирование по отдельным моментам исследования, тестирование, анализ учебной деятельности студентов и методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Раскрыто понятие психологической комфортности студентов и определены ее показатели.
  2. Изучено влияние конкретных параметров окружающей среды на психологическую комфортность студента во время осуществления учебной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит:

  1. в расширении научных представлений о закономерной обусловленности результатов обучения характером учебной деятельности студентов,  в частности, повышения результативности обучения посредством организации психологически комфортной учебной деятельности студентов вуза;
  2. в теоретическом обосновании организации комфортной учебной 
    деятельности студентов как одного из эффективных средств,  способствующих реализации творческого и интеллектуального потенциала студентов и сохранению их психического здоровья.

     Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны рекомендации по оформлению учебных помещений для обеспечения психологической комфортности студентов.

    Лoгикa иccлeдoвaния oбуcлoвилa cтруктуру рaбoты, cocтoящeй из ввeдeния, двух глaв, зaключeния, cпиcкa иcпoльзoвaннoй литeрaтуры и прилoжeний.

Глава 1.

Социально-психологическая  комфортность.

Понятие о психологической  комфортности.

    Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество студентов испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение требований процесса обучения, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении студентами комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

Человек всегда стремится  заниматься тем видом деятельности,

который ему нравится и  вызывает у него позитивные чувства [8].

Другими словами успешная деятельность взаимосвязана с комфортностью. Комфорт - заимствовано в первой половине XIX в. из

английского языка, где comfort «комфорт», «поддержка, укрепление»

– старофранцузское – confort «подкрепление», восходящего к латинскому confortare «укреплять» (от fortis «сильный, крепкий»). Комфорт – совокупность положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его контактов со средой или

ее элементами; параметр оценки рабочего места. Комфортность –

состояние уюта, удобства и  удовлетворения, обеспеченное совокупностью  положительных психологических и физиологических

ощущений человека в процессе его трудовой деятельности [12].

 

Под образовательной средой вуза Н.А. Бутин и С.Ю. Мазов пони-

мают систему влияний  и условий формирования личности по заданному образцу, а также  возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [13].

Чем больше и полнее личность использует возможности среды,

тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом  и творцом своей среды, которая  ему дает физическую основу для жизни  и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие [6].

Таким образом, под социально-психологической  комфортностью образовательной  среды понимается состояние уюта, удобства

и удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных

психологических и физиологических  ощущений человека в процессе

его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального  и пространственно-предметного окружения, побуждающего

к освоению профессиональной деятельности. То есть, социально-

психологическая комфортность образовательной среды может  выступать в качестве характеристики адаптированности обучаемого к

воздействиям со стороны  образовательной среды в физическом

пространстве вуза, влияющим на его идентичность с социальной

средой, мотивацию к обучению, самооценку, профессиональную направленность и удовлетворение потребности в  безопасности.

Установлено, что степень  формализованности взаимоотношений в

вузе влияет на уровень  осознания обучаемыми структуры социальных взаимоотношений в профессиональной среде. Следовательно,

идентичность обучаемых с социальной средой вуза является не

только механизмом регулирования  поведения, но и механизмом

научения профессиональным взаимоотношениям. При этом очевидно, что, чем сложнее система взаимоотношений в вузе, тем труднее проходит процесс их принятия обучаемыми.

Установлено, что, во-первых, влияние факторов образовательного процесса высшего учебного заведения  проявляется в изменении состояния  самооценки обучаемых; во-вторых, на интенсивность  и вектор изменения самооценки влияет специфика обучения в конкретном вузе; в-третьих, можно сделать предположение  о том, что, чем значительнее для  личностной сферы обучаемых оказываются  факторы образовательного процесса и среды учебного заведения, ввиду  чего самооценка претерпевает большие  изменения в процессе обучения, тем  количественно больше становится параметр, характеризующий самооценку курсантов  и студентов на период окончания  обучения в учебном заведении. Следовательно, уровень сложности взаимоотношений  в вузе и включенность будущей  профессиональной деятельности в образовательный  процесс оказывают благоприятное  влияние на укрепление самооценки обучаемых  к окончанию учебного заведения.

 

Ощущение комфортности образовательной  среды обучаемыми

зависит от степени удовлетворенности  потребности в безопасности

внутри вуза. Авдиенко установлено, что характер воздействий среды учебного заведения, влияющих на удовлетворение потребности в безопасности обучаемых, определяется требованиями образовательного процесса и социальной среды вуза.

 

Установлено, что характер воздействий, влияющих на удовлетворение потребности в безопасности обучаемых, определяется требованиями образовательного процесса и социальной среды вуза.

Обобщая вышесказанное, можно  сделать вывод, что социально-психологическая  комфортность образовательной среды  является

динамическим процессом. Формирование и поддержание комфортного  состояния обучаемых имеет определенные этапы и особенности, применительно к каждой рассматриваемой образовательной

среде. При этом надо понимать, что комфортное состояние в дан-

ном случае рассматривается не как состояние домашнего уюта, а

как оптимальное состояние  для идентификации себя с социальным

окружением, удовлетворения потребности в достижении цели обучения в вузе, которая согласуется с  самооценкой, формирования образа профессии. Каждая из образовательных сред имеет  свои особенности. Учебный процесс каждого вуза определяет свои требования к образовательным и воспитательным воздействиям. Поэтому в поддержании равновесного состояния социально-психологической комфортности образовательной среды, с целью компенсации факторов образовательной среды на различных этапах обучения активируются или перестают быть активными различные элементы личностной и индивидной сфер индивидуальности.

Таким образом, социально-психологическая  среда вуза для обучаемых будет  настолько комфортнее, насколько:

- обучаемые успешно овладевают  механизмами регулирования

поведения и научения профессиональным взаимоотношениям;

- учебная деятельность  теснее сочетается с профессиональной;

- обучаемые удовлетворенны своей учебной деятельностью,

достижением успехов и  переживанием неудач;

- успешнее учебно-профессиональная  деятельность сочетается с удовлетворенностью  избранным путем;

- у обучаемых больше удовлетворена потребность в безопасности.

Следовательно, социально-психологическая  комфортность образовательной среды  вуза является не только характеристикой

адаптированности обучаемых к условиям обучения в вузе, но и фактором успешности развития личности профессионала.

Источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
  • Удовлетворенность параметрами окружающей среды.

 

Глава 2. Психофизиологические аспекты комфортности образовательной  среды.

2.1.Воздействие цвета на вегетативную нервную систему

Мы считаем, что свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью высшая нервная система, ее симпатического и парасимпатического отделов - симпатическая нервная система и парасимпатическая нервная система. 
 
В 1879 г. Н.Е. Введенским было описано повышение осязательной чувствительности, происходящее при освещении [4]. В работе И.В. Годнева «К учению о влиянии солнечного света на животных» показано, что на свету обостряются осязательная, обонятельная и вкусовая чувствительность [6]. С.О. Истмановписал, что переход от темноты к свету приводит к уменьшению частоты пульса и повышению кровяного давления. В 1904 г. П.П. Лазарев в Москве демонстрировал опыт, показывающий факт усиления слуховой чувствительности под влиянием освещения [7]. 
 
Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — профессора С.В. Кравкова[8].Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и  вегетативной нервной системы, а также гипоталамусом, который, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Считается, что ядра передней гипоталамической области, тесно связанные с нейрогипофизом, имеют отношение к интеграции периферической нервной системы, а ядра задней гипоталамической области, примыкающие к ретикулярной формации, — к интеграции  симпатической нервной системы. Зрительные проводящие пути анатомически тесно связаны со всеми этими структурами. Симпатическая нервная система обеспечивает на психофизиологическом уровне поведение по типам «борьбы» или «бегства». Активация симпатической нервной системы приводит к расширению зрачков, увеличению частоты сердечных сокращений , усилению кровотока, при этом, кровь приливает к мозгу и мышцам. Ослабевает моторика кишечно-желудистой системы, замедляются процессы пищеварения. Дыхание учащается, в крови возрастает концентрация глюкозы и жирных кислот. Все это обеспечивает необходимый уровень активации организма для того, чтобы он мог бороться или спасаться бегством. При преобладающей активности парасимпатической нервной системы, наоборот, создаются условия для отдыха и восстановления сил. Общий характер парасимпатической активации напоминает то состояния покоя, которое наступает после сытной еды. Усиливается приток крови к пищеварительному тракту, сокращается частота сердечных сокращений, зрачки сужаются . Симпатическая нервная система и парасимпатическая нервная система находятся между собой в реципрокных отношениях, обеспечивая как гомеостаз, так и адаптацию к внешним воздействиям. 
 
Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова[8] показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса вегетативной нервной системы, а в свою очередь, изменение тонуса вегетативной нервной системы оказывает влияние на цветовое зрение. 
 
Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. Особенно показательно в этом плане прямое введение в глаз адреналина. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают. 
 
Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию симпатической нервной системы и тормозит парасимпатическую нервную систему. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на симпатическую нервную систему и активирующее на парасимпатическую нервную систему. 
 
Из этого следует, что чувствительность глаза к красно-желтой и сине-зеленой частям спектра носит реципрокный характер, аналогично реципрокным взаимосвязям симпатической нервной системы и  парасимпатической нервной системы. 
 
Снижение (или повышение) чувствительности к цвету означает увеличение (или уменьшение) абсолютного порога различения данного цвета. Тем самым, активация симпатической нервной системы приводит к улучшению различения синего и зеленого, а активация парасимпатической нервной системы — красного и желтого, что в результате приводит к восстановлению баланса, т.к. желтый с красным стимулируют симпатическую нервную систему, а синий с зеленым — парасимпатическую нервную систему. 
Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью вегетативной нервной системы, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов вегетативной нервной системы между собой. 
 

Информация о работе Влияние параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов