Влияние параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тенденцией к гуманизации в образовании, объявлением главной ценностью образовательного процесса личность студента и ее гармоничное развитие. Психологическая комфортность студентов является важным фактором, влияющим на эффективность учебной деятельности. В этой связи встает необходимость в формировании такой учебной среды, которая поможет студенту в достижении оптимального интеллектуального развития, а так же сохранении его психического и физического здоровья. Саморазвитие личности происходит чаще всего под влиянием как внутренних, так и внешних условий, которые сложились в высшем образовательном учреждении. Кроме того, комфортная учебная деятельность, формируя положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самоопределения и самоутверждения личности в самых различных сферах жизнедеятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

Установлено, что свет, помимо обеспечения зрительного восприятия, воздействует на нервную оптико-вегетативную систему, систему формирования иммунной защиты, рост и развитие организма  и влияет на многие основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен  веществ и устойчивость к воздействию  неблагоприятных факторов окружающей среды. Сравнительная оценка естественного  и искусственного освещения по его  влиянию на работоспособность показывает преимущество естественного света.

Важно отметить, что не только уровень освещенности, а все аспекты  качества освещения играют роль в  предотвращении несчастных случаев. Можно  упомянуть, что неравномерное освещение  может создавать проблемы адаптации, снижая видимость. Работая при освещении  плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость  глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В  ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение  яркостей. Головные боли также могут  быть вызваны пульсацией освещения. Таким образом, становится очевидно, что неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья работников.

Для оптимизации условий  труда имеет большое значение освещение рабочих мест. Задачи организации  освещённости рабочих мест следующие: обеспечение различаемости рассматриваемых  предметов, уменьшение напряжения и утомляемости органов зрения. Производственное освещение должно быть равномерным и устойчивым, иметь правильное направление светового потока, исключать слепящее действие света и образование резких теней.

Различают естественное, искусственное  и совмещенное освещение.

Обследование условий  освещения заключается в замерах, визуальной оценке или определении  расчетным путем следующих показателей:

1. коэффициент естественной  освещенности;

2. освещенность рабочей  поверхности; 

3. показатель ослепленности;

4. отраженная блесткость;

5. коэффициент пульсации  освещенности;

6. освещение на рабочих  местах, оборудованных ПЭВМ;

  • освещенность на поверхности экрана
  • яркость белого поля
  • неравномерность яркости рабочего поля
  • контрастность для монохромного режима
  • пространственное нестабильное изображение
  • Нерациональное искусственное освещение может проявляться в несоответствии нормам следующих параметров световой среды: недостаточная освещенность рабочей зоны, повышенная пульсация светового потока (более 20 %), некачественный спектральный состав света, повышенная блесткость и яркость на столе, клавиатуре, тексте и т.п. Известно, что при длительной работе в условиях недостаточной освещенности и при нарушении других параметров световой среды зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, болезнь глаз, появляются головные боли.

 

       Обеспечение требований санитарных  норм к факторам световой среды  для рабочих мест персонала,  занятого на зрительно напряженных  работах, и для рабочих мест  в учебных классах и аудиториях  образовательных учреждений является важным фактором создания комфортных условий для органа зрения.      

 Среди качественных  показателей световой среды очень  важным является коэффициент  пульсации освещенности. Коэффициент пульсации освещенности — это критерий оценки глубины колебаний (изменений) освещенности, создаваемой осветительной установкой, во времени.        

 Местное освещение  (если его применяют) не должно  создавать бликов на поверхности  экрана и увеличивать освещенность  экрана ПЭВМ более 300 лк. Следует  ограничивать прямую и отраженную блесткость от любых источников освещения.

Реально несоблюдение требований норм по освещенности и по яркости  имеет место более чем на 40 % рабочих мест. Рекомендации по обеспечению  требований норм хорошо известны. Как  правило, для этого бывает достаточно установить дополнительное количество светильников и немного изменить ориентацию рабочих столов по отношению  к источникам света. Более сложно бывает выполнить требование норм по коэффициенту пульсации освещенности.

       Увеличение коэффициента пульсации освещенности коофициент пульсациии снижает зрительную работоспособность человека, повышает утомляемость.

К сожалению, на значительное несоответствие нормам во многих организациях не обращают внимания. И напрасно. Установлено, что реально повышенная пульсация  освещенности оказывает негативное воздействие на центральную нервную  систему, причем в большей степени  — непосредственно на нервные  элементы коры головного мозга и  фоторецепторные элементы сетчатки глаз.

Исследования, выполненные  в Ивановском НИИ охраны труда, показали, что у человека снижается работоспособность: появляется напряжение в глазах, повышается усталость, труднее сосредотачиваться  на сложной работе, ухудшается память, чаще возникает головная боль. Отрицательное воздействие пульсации возрастает с увеличением ее глубины.

 

2.3.Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений

Гигиенические свойства воздушной  среды определяются не только ее химическим составом, но и физическим состоянием: температурой, влажностью, давлением, подвижностью, напряжением электрического поля атмосферы, солнечной радиацией  и др. Для нормальной жизнедеятельности  человека огромное значение имеет постоянство  температуры тела и окружающей среды, что оказывает влияние на равновесие процессов теплообразования и теплоотдачи. 
Высокая температура окружающего воздуха затрудняет отдачу тепла, что приводит к повышению температуры тела. При этом учащаются пульс и дыхание, нарастает утомляемость, падает работоспособность. Также затрудняет теплоотдачу и усиливает потоотделение пребывание человека в условиях повышенной относительной влажности. При низких температурах наблюдается большая теплопотеря, что может привести к переохлаждению организма. При повышенной влажности воздуха и низкой температуре опасность переохлаждения и простудных заболеваний значительно повышается. Кроме того, потеря тепла организмом зависит от скорости движения воздуха и самого организма . 
Электрическое и магнитное поля атмосферы также влияют на человека. Например, отрицательные электрочастицы воздуха положительно действуют на организм (снимают утомляемость, повышают работоспособность), а положительные ионы, наоборот, угнетают дыхание и т.д. Отрицательные ионы воздуха более подвижны, и их называют легкими, положительные — менее подвижны, поэтому их называют тяжелыми. В чистом воздухе преобладают легкие ионы, а по мере его загрязнения они оседают на пылинках, капельках воды, переходя в тяжелые. Поэтому воздух становится теплым, спертым и душным [15]. 
В воздухе содержатся примеси разного происхождения: пыль, дым, различные газы. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей, животных и жизнедеятельности растений. 
Кроме пыли, в воздухе содержатся и микроорганизмы — бактерии, споры и плесневые грибки. Их особенно много в закрытых помещениях. Микроклиматом называют совокупность физико-химических и биологических свойств воздушной среды. Для школы эту среду составляют ее помещения, для города — его территория. Гигиенически нормальный воздух в школе — важное условие успеваемости и работоспособности учеников. При длительном пребывании в классе или кабинете 35—40 учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяются его химический состав, физические свойства и бактериальная загрязненность. Все эти показатели резко возрастают к концу уроков. 
Косвенным показателем загрязнения воздуха в закрытых помещениях является содержание углекислого газа. Предельно допустимая концентрация углекислого газа в школьных помещениях составляет 0,1%, но уже при меньшей его концентрации (0,08%) у детей младших возрастов наблюдается снижение уровня внимания и сосредоточенности. 
В спортивном зале, рекреационных помещениях, мастерских температура воздуха должна поддерживаться на уровне 14—15 С. Расчетные нормы объема воздуха на одного студента обычно не превышают 4,5—6 куб. м.

Эта величина названа объемом вентиляции: чем старше студент, тем она больше. Для обеспечения указанного объема необходима трехкратная смена воздуха, что достигается вентиляцией помещения. 
Естественная вентиляция. Приток наружного воздуха в помещение ввиду разности температуры и давления через поры и щели в строительном материале или через специально проделанные проемы называют естественной вентиляцией. Для проветривания учебных комнат по такому типу используют форточки и фрамуги. Последние имеют преимущество перед форточками, так как наружный воздух через открытую фрамугу поступает сначала вверх, к потолку, где согревается и теплым опускается вниз. При этом находящиеся в помещении люди не переохлаждаются и ощущают приток свежего воздуха.  
Площадь открытых форточек не должна быть меньше 1/50 площади пола класса — это так называемый коэффициент проветривания. Проветривание классных комнат должно проводиться регулярно, после каждого урока. Наиболее эффективным является сквозное проветривание, когда во время перемены одновременно открываются форточки и двери класса. Сквозное проветривание позволяет за 5 мин снизить концентрацию СО2 до нормы, уменьшить влажность, количество микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха. Однако при таком проветривании в помещении не должно быть детей. 
Особое внимание уделяется проветриванию кабинетов, химических, физических и биологических лабораторий, где после проведения опытов могут оставаться ядовитые газы и пары. 
Искусственная вентиляция. Это вентиляция приточная, вытяжная и приточно-вытяжная (смешанная) с естественным или механическим побуждением. Такая вентиляция устанавливается чаще всего там, где необходимо удаление отработанного воздуха и газов, образующихся при проведении опытов. Ее называют принудительной вентиляцией, так как воздух выводится наружу с помощью специальных вытяжных каналов, которые имеют несколько отверстий под потолком комнаты. Воздух из помещений направляется на чердак и по трубам выводится наружу, где для усиления тока воздуха в вытяжных каналах устанавливают тепловые побудители движения воздуха — дефлекторы или электрические вентиляторы. Устройство этого вида вентиляции предусматривается во время строительства зданий.

Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях.

Одним из важных средовых факторов, оказывающих влияние на работоспособность  и состояние здоровья детей, является воздушно-тепловой режим помещений.

В закрытых помещениях  учреждений за время пребывания в них повышаются температура и влажность воздуха. Изменяется химический состав воздуха вследствие выделений продуктов жизнедеятельности, так называемых антроповыбросов .Кроме того, воздушная среда загрязняется выделением химических веществ из отделочных материалов, в процессе учебно-производственной деятельности. Меняются биологические свойства воздуха (бактериальная обсемененность)и ионный состав (увеличивается количество тяжелых, положительно заряженных частиц).

Изменение физических, химических и биологических качеств воздушной  среды оказывает неблагоприятное влияние на организм студентов: ухудшается работоспособность, появляются головная боль, вялость. Химические загрязнения воздуха могут вызвать токсическое действие, аллергию. Повышается заболеваемость. Поэтому большое значение придается санитарно-гигиеническому контролю за показателями воздушной среды и правильной эксплуатации систем отопления и вентиляции в детских и подростковых учреждениях. Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещения, строительно-климатической зоны, возраста и др. 

Оптимальные показатели относительной  влажности воздуха приняты 30—50%, подвижности воздуха — 0,06—0,25 м/с, допустимые: 25—60% и не более 0,3 м/с. В  игровых и групповых, расположенных  на этаже, температура, поверхности  пола в зимний период должна быть 23°  С.

В различных климатических  районах при выполнении разных видов  деятельности детьми и подростками  наблюдается разный уровень теплообразования и теплоотдачи организма. Чтение, письмо сопровождаются малым выделением тепла. При выполнении физических упражнений, работе в мастерских в организме учащихся образуется большое количество тепла. В помещении с высокой температурой воздуха, особенно в сочетании с высокой влажностью и малыми скоростями движения воздуха, отдача тепла затрудняется, что неблагоприятно, отражается на тепловом состоянии детей и их работоспособности.

Для поддержания оптимальных  условий микроклимата   помещений   применяют   различные   системы отопления.

При  водяном  отоплении  нагревательные  приборы (конвекторы, радиаторы)   отдают тепло омывающему    воздуху   помещения,   при   этом  температура   стен остается низкой и вызывает отрицательную радиацию, т.. е. потерю тепла организмом путем излучения.

Лучистые системы, отопления (или панельное отопление) представляют собой заключенные в ограждающие конструкции трубы или каналы, по которым циркулирует нагретая вода или воздух. При этом теплоотдающими поверхностями могут быть пол и потолок или стены помещения.

Лучистая система отопления имеет ряд преимуществ: равномерность температуры воздуха в помещении, отсутствие пригорания пыли, возможность лучше проветривать помещение, так как тепловой комфорт детей . обеспечивается при более низкой температуре воздуха. Для обеспечения оптимального теплового состояния рекомендуется температура нагрева -панелей полов не выше 24° С, потолков — 28° G, стен — 30-35°С.

 Одновременно из учебных помещений предусматривается естественная вытяжная вентиляция через рекреации с последующей вытяжкой из санитарных узлов. Вентиляция обеспечивает приток чистого воздуха й удаление загрязненного, способствует поддержанию в помещениях оптимальных микроклиматических условий и чистоты воздуха.Естественная вентиляция предусматривает поступление наружного воздуха под влиянием теплового или ветрового напора и удаление загрязненного через вытяжные каналы. Приток воздуха осуществляется через фрамуги.

Чистота воздуха помещений  достигается правильной организацией проветривания учебных помещений во время перемен. Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха .До начала занятий рекомендуется сквозное проветривание.

Быстрое улучшение качества воздуха достигается сквозным проветриванием, но обязательно в отсутствие детей. Эффективность сквозного проветривания в 5—10 раз выше по сравнению с обычным только через фрамуги или форточки.


Информация о работе Влияние параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов