Лекции по "Аграрному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:13, курс лекций

Краткое описание

Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права – так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского – и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом. Общепризнанны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований.

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права
1. Понятие и предмет аграрного права
2. Метод аграрного права
3. Система аграрного права
4. Принципы аграрного права
ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права
1. Классификация источников аграрного права
2. Конституция РФ как источник аграрного права
3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства
ЛЕКЦИЯ № 3. Сельскохозяйственный кооператив
1. Понятие и формы сельскохозяйственного кооператива
2. Союзы (ассоциации) кооперативов
3. Правомочия кооператива
ЛЕКЦИЯ № 4. Образование кооператива
1. Порядок образования кооператива
2. Государственная регистрация кооператива
3. Государство и кооперативы
4. Образование кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций
ЛЕКЦИЯ № 5. Имущество кооператива
1. Источники формирования имущества кооператива
2. Паевые взносы членов кооператива
3. Распределение прибыли и убытков кооператива
4. Имущественная ответственность кооператива
ЛЕКЦИЯ № 6. Органы управления кооперативом
1. Структура органов управления кооперативом
2. Полномочия общего собрания кооператива
3. Собрание уполномоченных
4. Правление кооператива и его полномочия
5. Ответственность членов правления кооператива
6. Полномочия наблюдательного совета кооператива
ЛЕКЦИЯ № 7. Крестьянские (фермерские) хозяйства
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
2. Состав крестьянского хозяйства
3. Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств
4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
5. Порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
6. Члены фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства
7. Деятельность фермерского хозяйства
8. Прекращение деятельности крестьянских хозяйств
ЛЕКЦИЯ № 8. Реорганизация и ликвидации кооператива
1. Реорганизация кооператива
2. Ликвидация кооператива
3. Порядок ликвидации кооператива
4. Окончание ликвидации кооператива
ЛЕКЦИЯ № 9. Государственное регулирование агропромышленного производства в Российской Федерации
1. Понятие и содержание государственного регулирования агропромышленного производства
2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством
4. Россельхознадзор как орган, осуществляющий государственный контроль в сфере сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

zavrazhnyh_m_l_agrarnoe_pravo_kons-16968.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что сельскохозяйственные союзы и ассоциации не являются органами, вышестоящими по отношению к образующим их кооперативам. Этим они отличаются от повсеместно создававшихся прежде объединений и комбинатов – агропромышленных (районных, республиканских и др.), специализированных сельскохозяйственных, научно-производственных и т. п.

В то же время союзам (ассоциациям), несомненно, принадлежит функция  координации предпринимательской деятельности кооперативов, которая предполагает определенное управленческое воздействие на них со стороны союза, поскольку сельскохозяйственные кооперативы добровольно передают ему соответствующие полномочия.

Поэтому в учредительных документах союза целесообразно закреплять принцип обязательности управленческих решений для членов данного сельскохозяйственного союза. Сельскохозяйственные союзы и ассоциации могут создаваться как по отраслевому, так и по территориальному принципу. Несомненно, создание сельскохозяйственных союзов и ассоциаций, защищающих права сельских кооператоров и помогающих их работе, будет способствовать развитию кооперативного движения в сельском хозяйстве России.

Учитывая трудное экономическое  положение нынешних фермеров и кооперативов и их малочисленность, государство должно обеспечить им определенную помощь в этом направлении.

Экономическая поддержка  союзов (ассоциаций) согласно ст. 31 ФЗ «О некоммерческих организациях» может оказываться органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в различных формах, а именно:

1) предоставление льгот по уплате  налогов, таможенных и иных  сборов и платежей;

2) освобождение от платы за  пользование государственным и  муниципальным имуществом;

3) размещение среди союзов и ассоциаций на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов;

4) предоставление льгот по уплате  налогов гражданам и юридическим  лицам, оказывающим сельскохозяйственным  союзам материальную поддержку.

Следует обратить внимание на то, что наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет деятельности не самого союза или ассоциации, а его членов (например, «союз молокозаготовительных кооперативов»).

3. Правомочия кооператива 

Кооператив, созданный в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», является юридическим лицом и имеет следующие правомочия:

1) создавать представительства  и филиалы, осуществлять свои  права на территории РФ и  за ее пределами;

2) осуществлять виды деятельности, предусмотренные ст. 3 и 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и иные не запрещенные законом виды деятельности;

3) иметь в собственности, покупать  или иным образом приобретать,  продавать, закладывать и осуществлять  иные вещные права на имущество  и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

4) создавать резервный и другие  неделимые фонды кооператива  и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество;

5) привлекать заемные средства, а также выдавать денежные  кредиты и авансы членам кооператива;

6) заключать договоры, а также  осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом кооператива;

7) осуществлять внешнеэкономическую  деятельность в порядке, установленном  законодательством РФ;

8) обращаться в суд или арбитражный  суд с заявлениями о признании  недействительными (полностью или  частично) актов государственных и иных органов, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права кооператива;

9) осуществлять реорганизацию или  ликвидацию кооператива.

Все перечисленные правомочия сельскохозяйственного  кооператива как юридического лица вытекают из гарантированных Конституцией РФ (ст. 8) единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

Правоспособность юридического лица согласно ст. 49 ГК РФ возникает с момента его государственной регистрации, а прекращается с момента исключения из единого государственного реестра юридических лиц.

При этом производственные кооперативы  как коммерческие организации обладают общей правоспособностью, т. е. могут заниматься любой деятельностью и иметь любые гражданские права, нести обязанности, связанные с ней. Потребительские кооперативы обладают специальной правоспособностью – имеют только те гражданские права и несут только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели его создания. Сделка, совершенная юридическим лицом без учета его специальной правоспособности (внеуставная сделка), может быть признана судом недействительной (ст. 173 ГК РФ).

Кроме того, существует установленный  законом перечень видов деятельности, которыми можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет такой перечень, а также порядок выдачи лицензий и органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

Сельскохозяйственные кооперативы  могут создавать филиалы и  представительства. Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или некоторые из них, в том числе функции представительства.

При этом представительства и филиалы  не являются юридическими лицами. Имуществом данные подразделения наделяет создавший  их сельскохозяйственный кооператив; он же утверждает положение о представительстве или филиале, назначает их руководителей и несет ответственность по обязательствам своих филиалов и представительств.

Права сельскохозяйственного кооператива  по распоряжению своим имуществом определены в гл. VI ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Права по распоряжению земельными участками регулируются земельным законодательством РФ и законодательством ее субъектов (поскольку Конституцией РФ земельное законодательство отнесено к сфере совместной компетенции Федерации и ее субъектов).

Что касается правомочий, определенных в подп. 9 ст. 6 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», то общее правило о возможности обращения граждан и юридических лиц к судебной власти за защитой нарушенных прав в сфере управления содержится в ст. 46 Конституции РФ. Статья 13 ГК РФ устанавливает: «Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными». В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами. Вообще, защита гражданских прав в соответствии с гражданским законодательством осуществляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего  до нарушения права, и пресечения  действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения;

3) признания оспоримой сделки  недействительной и применения  последствий ее недействительности, применения последствий недействительности  ничтожной сделки (в этих случаях  в соответствии со ст. 167 ГК  РФ каждая из сторон обязана  возвратить другой все полученное по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах);

4) признания недействительным акта  государственного органа или  органа местного самоуправления;

5) самозащиты права;

6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

7) возмещения убытков;

8) взыскания неустойки;

9) компенсации морального вреда;

10) прекращения или изменения  правоотношения;

11) неприменения судом акта государственного  органа или органа местного  самоуправления, противоречащего закону;

12) иными способами, предусмотренными  законом.

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» относит к таковым коллегиальные и единоличные действия и решения, в результате которых не только нарушены права и свободы гражданина, но и созданы препятствия их осуществлению, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Обратиться можно непосредственно  в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, должностному лицу, и они обязаны рассмотреть вопрос в течение месяца. Если в течение месяца не будет получено ответа либо в удовлетворении жалобы отказано, гражданин вправе обратиться с жалобой в суд.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4. Образование кооператива

 

1. Порядок образования  кооператива 

Порядок образования кооператива  регулируется статьей 8 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Главным образом, указанная статья предусматривает порядок образования кооперативов не на месте другого сельскохозяйственного предприятия, а совершенно новых.

Это может быть, например, потребительский  сельскохозяйственный кооператив, создаваемый  фермерами, или производственный кооператив, создаваемый группой переселившихся из города лиц. Вместе с тем такие моменты, как подготовка проекта устава, прием заявлений о вступлении в члены кооператива, проведение общего организационного собрания, обязательны и для кооперативов, создаваемых в ходе реорганизации. В целях образования кооператива граждане и юридические лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят:

1) подготовка технико-экономического  обоснования проекта производственно-экономической деятельности кооператива, включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования;

2) подготовка проекта устава  кооператива; прием заявлений  о вступлении в члены кооператива,  в которых должно быть отражено  согласие участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива;

3) подготовка и проведение общего  организационного собрания членов  кооператива.

Норма п. 1 ст. 8 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» носит рекомендательный характер. Она ориентирует на то, как лучше организовать работу по созданию нового кооператива. Но если, к примеру, кооператив создают 5 человек, они могут и не назначать специально организационный комитет, а совместно провести необходимую подготовительную работу. То же относится и к технико-экономическому обоснованию.

До сих пор в законодательстве встречалось упоминание о технико-экономическом  обосновании как обязательном документе, который всесторонне мотивирует необходимость создания того или иного государственного предприятия или объединения и представляется на рассмотрение вышестоящего органа, принимающего окончательное решение о создании предприятия (объединения). В контексте же данного закона технико-экономическое обоснование является внутренним документом кооператива и служит для уяснения самими его членами, какова будет имущественная основа их дальнейшего функционирования. Ни в какие государственные органы оно не представляется.

Организационный комитет вправе установить размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных расходов по образованию кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива. Если паевые взносы в любом кооперативе обязательны, то вступительные взносы вводятся по усмотрению кооператива, причем ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» определяет единственное направление их использования – организационные расходы по образованию сельскохозяйственного кооператива.

Общее организационное  собрание членов кооператива:

1) принимает решение о приеме в члены кооператива;

2) утверждает устав кооператива;

3) избирает органы управления  кооперативом (правление кооператива  и в установленных ФЗ «О  сельскохозяйственной кооперации»  случаях наблюдательный совет  кооператива).

Необходимо подчеркнуть, что главная задача организационного собрания, помимо перечисленных в п. 3 ст. 8 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», – это принятие решения о создании самого кооператива. Все названные в статье полномочия относятся к исключительной компетенции общего собрания, и решения по ним должны быть приняты квалифицированным большинством голосов (ст. 20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Информация о работе Лекции по "Аграрному праву"