Лесохозяйственная функция сельской местности финно-угорских республик России: географический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление особенностей лесохозяйственной функции сельской местности финно-угорских республик России.
Цель исследования предопределила решение следующих задач:
– изучить теоретические основы лесохозяйственной деятельности;
– дать анализ лесохозяйственной функции сельской местности финно-угорских республик России;
– выявить проблемы и определить перспективы развития лесного комплекса этих республик.

Вложенные файлы: 1 файл

Лесохозяйственная функция сельской местности финно-угорских республик россии.doc

— 5.66 Мб (Скачать файл)

В 1998 г. Россия отметила 200 лет со дня учреждения государственного органа управления лесным хозяйством России. Именно благодаря государственному управлению лесами за 200 лет удалось сохранить и лесистость страны, одну из самых высоких в мире, и практически потомственные кадры работников лесного хозяйства.

Лес и лесное хозяйство  в России всегда были доходными, но, конечно, не везде. Но сегодня важнее всего правильно понять, какое лесное хозяйство нужно России, с учетом геополитической роли ее лесов. Вопросы развития рыночных отношений в лесном секторе и создания условий для коррекции механизмов принятия решений в сторону хорошо сбалансированного землепользования, увязанного с техническими средствами и технологиями лесоводческих и лесозаготовительных операций, интенсивностью переработки лесной продукции и древесины и т. п., отходят на второй план перед необходимостью переосмыслить роль и значение леса в жизни России (рисунки 2, 3).

   

Рисунок 2, 3 – Лесные ресурсы в сельской местности [31]

Новая парадигма взаимоотношения  человека с лесными экосистемами не допускает дальнейшего развития эффективного лесного хозяйства, основываясь только на идее пользования лесными ресурсами. В слишком большом количестве случаев пользование лесом ведет к деградации или исчезновению леса, чтобы сохранилось доверие к системе лесного хозяйства, выстроенного вокруг идеи пользования лесом. Нужны новые идеи и новые подходы. Сделать так, чтобы взаимоотношения человека с лесными экосистемами было на приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества уровне, является задачей новой теории лесного хозяйства и новой лесной политики. И если ранее на первом месте стояла экономическая выгода и техническая целесообразность количественных расчетов возможных для вырубки лесов, то в скором будущем на первое место выйдут расчеты поддержания биологического разнообразия и повышения продуктивности леса, и, исходя из этого – нормативов и приемов извлечения части лесных ресурсов. 

Лесное законодательство России определило механизм государственного управления лесным хозяйством, ориентируясь исключительно на идею пользования  лесом и получение лесного дохода. Но лесное законодательство не учло, что даже при рыночной модели экономического развития, лесная политика уже не может игнорировать тот факт, что леса России в современном мире давно являются, прежде всего, глобальным экологическим фактором, средой обитания множества живых организмов, включая и человека, и лишь после этого средством производства древесины.

Перед лесным хозяйством России стоит задача разработки новой  теории лесного хозяйства и новой  лесной политики, адекватно учитывающих  экологические и социальные аспекты управления лесами, а также возрастающую роль лесного сектора в устойчивом региональном развитии России, не говоря уже о глобализации лесной торговли и торговле процессом поглощения лесами излишков атмосферного углерода. Опираясь на новую теорию лесного хозяйства и новую лесную политику России, можно сделать важный шаг перехода от пользования лесом к управлению лесом [34].

Создание информационной системы лесного сектора России необходимо для оптимизации затрат (государственного и частного секторов) по лесовыращиванию, лесопользованию, лесопереработке путем выработки ясных, простых и недорогих механизмов принятия решений и управления финансовыми потоками, включая: капитальное строительство, поэтапное внедрение экологически безопасных технологий лесопользования и лесопереработки и переоснащение лесного сектора экологически безопасными машинами и механизмами. Наиболее предпочтительным, с точки зрения минимальных затрат со стороны государства, является вариант создания такой системы на условиях акционирования существующих государственных предприятий и учреждений. 

Безусловно, реформы лесного  хозяйства не будут успешными, если одновременно не начнет изменяться весь лесной сектор, в первую очередь  частные предприятия ЛПК. Очевидно, что первым этапом должна стать оптимизация инфраструктуры всего лесного сектора (транспортной, перерабатывающей, природоохранной и т. д.). Расширение работ по строительству лесных дорог и расчистке лесных просек для улучшения параметров транспортной инфраструктуры должно стать государственной задачей.

К важнейшим задачам  государства в активизации лесного  сектора страны следует отнести  создание условий развития рынка  мелкотоварной древесины, рынка  второстепенных лесных ресурсов, побочных лесных пользований, охоты и спортивного  рыболовства и развитие межрегионального рынка лесоматериалов. Развитие лесозаготовок, вывозки, лесопиления, деревообработки и утилизации древесных отходов, а также расширение использования древесины в строительстве и в быту, должны стимулироваться государством. Одним из важных направлений такого стимулирования является разработка и реализация региональных программ комфортного домостроения, включая жилые, школьные, офисные, спортивные сооружения на основе новых строительных материалов и технологий, использующих древесину [34].

В области лесозаготовок государство должно последовательно обеспечить переход от очаговости лесопользования и диспропорций в размещении лесоперерабатывающих производств и сырьевых ресурсов к устойчивому развитию территорий. Это потребует проведения поэтапной оптимизации технологий лесозаготовки и вывозки там, где это целесообразно из экологических, а не только из экономических соображений (от хлыстовой заготовки – к сортиментной, от нижних складов – к продаже древесины по прейскуранту с лесных складов).

России необходимы не только новая теория лесного хозяйства и новая лесная политика, но и новые технологии, и, соответственно, новые поколения машин и механизмов для всего комплекса процессов лесовыращивания, лесопользования и переработки лесных ресурсов (рисунки 4, 5).

   

Рисунок 4, 5 – Новые техника и технология в лесном хозяйстве [32]

 

2 Лесохозяйственная функция  сельской местности финно-угорских  республик России

2.1 Сравнительный  анализ лесных ресурсов финно-угорских  республик

 

Россия – страна с огромным запасом лесных ресурсов. Однако,  распределение лесных ресурсов крайне неравномерно. И эту неравномерность можно показать на примере финно-угорских республик нашей страны.

Финно-угорские республики России покрыты лесами от  26 % в Республике Мордовия, и этот показатель относит её к малолесным субъектам, до 79 % в Республике Коми, в Карелии лесами покрыто почти 53 %, в Марий Эл – 56 %, а в Удмуртии – 47 %. Разнообразен и породный состав лесов (таблица 1).

Таблица 1 – Породный состав лесов [составлено автором по источникам 3–5,   30–31]

 

 

Республики

Породы

Мордовия

Карелия

Марий Эл

Коми

Удмуртия

Береза

32,1

10,9

10

16,4

32

Сосна

29,5

64,8

37

24

16

Дуб низкоствольный

9,9

Дуб высокоствольный

3,3

Осина

12,6

0,7

10

2

5

Ель

23,3

30

55, 1

40

Лиственница и кедр

0,1

 

Ольха серая и черная

0,2

1,1

Липа

3

3

 

4

Другие породы

9,6

10

1,4

3


 

Дифференциация породного состава  лесных ресурсов данных республик отражена на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Породный состав лесов финно-угорских республик [составлено автором]

 

Республика Коми – один из ведущих лесных регионов России и относится к числу тех немногих, в которых преобладают ценнейшие темнохвойные еловые леса, используемые как в промышленном производстве, так и для местного население в качестве отопления жилищ.

Общая площадь земель лесного фонда Республики Коми на 01.01.2012 г. составляет 36262,3 тыс. га, или 87,2 % территории республики. Кроме того, 2656,7 тыс. га занимают леса, не входящие в лесной фонд (земли обороны и безопасности 4,0 тыс. га; земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса, 6,2 тыс. га; земли особо охраняемых природных территорий 2 613 тыс. га, в т. ч. национальный парк «Югыд ва» 1 891,7 тыс. га, Печоро-Илычский государственный заповедник 721,3 тыс. га; земли иных категорий 33,5 тыс. га. Величина лесистости в отдельных районах республики различна и зависит от физико-географических, климатических и почвенных условий. Средняя лесистость по республике составляет 79 % [5]. 

Основной лесообразующей породой в Республике Коми является ель, на долю которой приходится 53,8 % покрытой лесом площади. Еловые насаждения широко распространены во всех районах  и произрастают почти на всех встречающихся  в республике почвах, кроме торфяников и песчаных сухих почв. Еловые насаждения распределены по территории республики неравномерно, их преобладание в хвойных лесах отмечается в северо-западных и северо-восточных лесничествах: Усинское – 80,2 %, Печорское – 69,1 %, Усть-Цилемское – 66,7 %, Вуктыльское – 65,1 %, Междуреченское – 58,7 %.. Меньшее присутствие ели в центральных и южных лесничествах (Летское – 32,7 %, Прилузское – 34,7 %, Локчимское – 34,0 %, Кажимское – 29,5 %). При прочих равных условиях удельный вес ельников меньше в лесах, освоенных сплошными рубками или пройденных пожарами. Это объясняется тем, что ель плохо возобновляется на больших площадях сплошных вырубок и гарей, которые в большинстве случаев заселяются лиственными породами. Возобновлению ели на открытых местах очень часто препятствуют быстрое задернение почвы злаками и периодические заморозки.

На сосновые насаждения приходится 25,2 % покрытой лесом площади. Лесные массивы этой породы встречаются  на всей территории республики, но наибольшие их площади находятся на боровых террасах крупных рек (Вычегда, Печора и др.). Самое большое распространение сосновые насаждения имеют в Чернамском (55,2 %), Сосногорском (43,3 %), Сыктывкарском (43,5 %) и Усть-Немском (42,9 %) лесничествах [5].

В естественных условиях там, где почвы благоприятны для развития ели происходит вытеснение сосны. Распространению сосновых насаждений на сравнительно богатых почвах способствуют рубки и пожары. Наибольший процент покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на долю сосновых насаждений приходится в Чернамском (55,2 %), наименьший – в Печорском (3,9 %) лесничествах. Главными факторами, определяющими различный удельный вес сосны в лесничествах республики, являются климатические и почвенные условия, а также степень и давность эксплуатации лесов. Насаждения с преобладанием кедра, лиственницы и пихты занимают незначительные площади (1,1 %) и представлены, в основном, естественными насаждениями, а также лесными культурами, заложенными в разные годы в конце прошлого столетия. В виде естественной примеси лиственница и пихта встречаются в сосновых и еловых лесах на всей территории республики.

Из мягколиственных  пород наиболее широко распространена береза, удельный вес которой составляет 16,7 % общей покрытой лесом площади. Сплошные концентрированные рубки и пожары явились основными факторами, способствующими возникновению на больших площадях берёзовых насаждений. Производные берёзовые леса встречаются в республике в самых разнообразных условиях: в поймах рек, на песчаных террасах, склонах холмов и заболоченных междуречьях. Они наиболее распространены в южных и центральных районах, в лесах, которые в прошлом подвергались интенсивной эксплуатации.

Осиновые насаждения по площади и запасу занимают четвёртое  место среди основных лесообразующих пород и второе среди насаждений лиственных пород, составляя 2 % всех земель республики, покрытых лесной растительностью (2,1 % земель лесного фонда). Осинники встречаются во всех лесничествах, однако основная их площадь сосредоточена в южной части республики. Все осинники являются вторичными лесами. Они возникли в результате вырубки ельников, после пожаров и огневой очистки лесосек.

Из других мягколиственных  пород в лесах республики распространены ольха серая, ива и кустарники, на долю которых приходится 1,1 % земель республики, покрытых лесной растительностью (1,1 % земель лесного фонда). Ольха серая, как порода относительно малотребовательна к климату и почве, встречается во всех районах республики, однако более 80 % площади насаждений ольхи сосредоточено в южной половине республики в средне-таёжном лесном районе европейской части Российской Федерации. Ива произрастает главным образом по поймам рек. Более половины площади всех ивняков сосредоточено в северных районах республики.

Из твёрдолиственных пород в республике в естественных условиях встречается вяз гладкий в виде единичных деревьев. В южных районах в смешанных лиственно-хвойных насаждениях в примеси встречается липа мелколистная. Все твёрдолиственные породы, а также липа мелколистная и кедр сибирский охраняются как виды древесных растений, имеющие ценное значение и как границы республики.

Лесные ресурсы Республики Карелии отличаются не меньшим разнообразием. Более половины её площади покрыто лесами. Общая площадь лесов, расположенных на землях Государственного лесного фонда и землях иных категорий, составляет 14 899,0 тыс. га, из них 14 535,3 тыс. га – земли лесного фонда; 72,2 тыс. га – земли обороны и безопасности; 291,5 тыс. га – особо охраняемые природные территории федерального значения – национальные парки и заповедники [4].

Покрытые лесной растительностью  земли располагаются на площади 9288,5 тыс. га, из них насаждения с преобладанием  хвойных пород – 8195,0 тыс. га, или 88,2 %, в том числе с преобладанием  сосны – 6 021,1 тыс. га (64,8 %), что объясняется распространением песчаных отложений, ели – 2172,6 тыс. га (23,3 %) – господствует на суглинистых и глинистых почвах, главным образом в южной части среднетаежной полосы., лиственницы и кедра – 1,3 тыс. га (0,1 %). Насаждения с преобладанием мягколиственных пород занимают 1093,5 или 11,8 %, в том числе с преобладание березы – 1 012,2 тыс. га (10,9 %), осины – 61,4 тыс. га (0,7 %), ольхи серой и черной – 19,9 тыс. га (0,2 %) [4].

Информация о работе Лесохозяйственная функция сельской местности финно-угорских республик России: географический анализ