Анализ занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение показателей изучения занятости и безработицы и изучение их взаимосвязей с использованием статистических методов анализа.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое обоснование статистики занятости и безработицы. 4
1.1. Показатели экономически активного населения 6
1.2. Показатели уровня занятости и безработицы 8
2 Статистические методы анализа занятости и безработицы 13
3 Статистка занятости и безработицы Чувашской республики 18
3.1. Анализ возрастной структуры безработного населения Чувашской Республики 19
3.2. Анализ численности безработных Чувашской Республики 21
3.3. Анализ численности занятого населения Чувашской республики 24
4 Пути снижения уровня численности безработных граждан Чувашской Республики 29
Выводы и предложения 30
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

статистика .doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

- учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие  дневные учебные заведения и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы,

лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п.;

- лица, прекратившие поиск  работы, исчерпав все возможности  ее получения, но они могут и готовы работать;

- лица, которым нет  необходимости работать независимо  от источника их дохода.

По методологии МОТ  экономически не активное население  включает еще две категории лиц, не входящие в состав трудовых ресурсов:

- лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;

- инвалиды, получающие  пенсии и не занятые никакой  деятельностью. 

Поскольку численность  экономически активного населения, численность занятых и безработных  связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:

(1.12)

где - коэффициент роста численности экономически активного населения;

- коэффициенты роста численности  занятых и безработных;

- уровни занятости и безработицы  в базисном периоде. 

В службах занятости  среди граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, выделяются три  группы:

- работающие, но желающие  переменить место работы или  трудится по совместительству в свободное от основной работы время;

- студенты, учащиеся общеобразовательных  школ и других учебных заведений,  желающие работать в свободное  от учебы время; 

- не занятые на момент  обращения с просьбой о трудоустройстве. 

Для регулирования в регионе уровня безработицы наибольший интерес представляет третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая часть из них учитывается как официально признанные законодательным путем безработные.

Существенность различия по полу в доле безработных, зарегистрированных в службах занятости, может быть оценена с помощью F-критерия Фишера:

(1.13)

где и – факторная и остаточная дисперсии на одну степень свободы.

Для определения этих дисперсий можно использовать следующие формулы, учитывающие правило сложения дисперсий альтернативного признака:

(1.14)

(1.15)

где, – доля безработных, зарегистрированных в службах занятости;

 – средняя доля безработных  в целом по населению; 

 – численность безработных – отдельно для мужчин и женщин;

n – общая численность безработных;

k – число групп  населения по полу.

 

2 Статистические методы анализа занятости и безработицы

 

Международная статистика труда использует в своей практической деятельности методы, разрабатываемые общей теорией  статистики. Прежде всего, следует подчеркнуть, что все явления и процессы в области трудовых отношений  рассматриваются в динамике и во взаимосвязи и взаимозависимости.

Статистика разработала множество  методов изучения связей, выбор которых  зависит от целей исследования и  от поставленных задач. Связи между  признаками и явлениями, ввиду их большого разнообразия, классифицируются по ряду оснований. Признаки по их значению для изучения взаимосвязи делятся на 2 класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, являются результативными. Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты связи, направлению и аналитическому выражению.

Для исследования связей широко используется метод сопоставления  двух параллельных рядов, метод аналитических группировок, метод корреляционной таблицы, метод выборочных средних, корреляционный анализ, регрессионный анализ, индексный метод и т.д.

Для сбора необходимой  информации международная статистика труда использует метод статистического наблюдения, которое позволяет в определенные сроки получить необходимую информацию по заранее разработанной программе. Для получения этой информации используются все виды сплошного и выборочного наблюдения. Выбор метода наблюдения зависит от множества фактов: цели исследования, программы исследования, наличия материальных, финансовых и трудовых ресурсов и т.д.

После получения информации осуществляется ее контроль. При этом международная статистика труда использует следующие виды контроля:

- синтаксический, при котором проверяется полнота охвата объектов наблюдения, полнота заполнения всех необходимых граф и строк, наличие необходимых реквизитов: адреса, даты, подписей, печатей;

- арифметический, который основан на количественных взаимосвязях показателей;

- логический, который базируется не на количественных, а на качественных взаимосвязях.

После проверки качества полученной статистической информации осуществляется ее сводка и группировка.

Сводка статистических данных заключается в получении групповых и общих итогов по заранее составленной программе (например, по странам, континентам и для мирового уровня).

Группировка заключается в расчленении изучаемой совокупности единиц на однородные группы в соответствии с изучаемым признаком, который может быть как количественным, так и качественным. Таким образом, количественные группировки основаны на признаках (показателях), имеющих количественное выражение (например, группировка по численности занятых в экономике, численности безработных и т.д.), а в основе качественных группировок лежат показатели, которые не могут иметь количественного выражения (например, группировка численности трудоспособного населения по полу, по социально-профессиональным группам и т.д.).

Сводка и группировка  информации по статистике труда позволяет  получить определенную систему показателей, которая служит исходным материалом для дальнейшего анализа. При  этом также используются методы, разрабатываемые  общей теорией статистики.

Метод сопоставления двух параллельных рядов является одним из простейших методов. Для этого факторы, характеризующие результативный признак располагают в возрастающем или убывающем порядке (в зависимости от эволюции процесса и цели исследования), а затем прослеживают изменение величины результативного признака. Сопоставление и анализ расположенных таким образом рядов значений изучаемых величин позволяют установить наличие связи и ее направление. Зависимость между факторами и показателями может прослеживаться во времени (параллельные динамические ряды).

Метод выборочных средних  и относительных величин проводится в целях распространения выводов, полученных по данным выборки, на генеральную  совокупность. Основная задача – на основе характеристик выборочной совокупности (средней и доли) получить достоверные суждения о показателях средней и доли в генеральной совокупности. Метод средних и относительных величин используется для характеристики интервального ряда распределения. Пример рассмотрен в Расчетной части (задание 1). К относительным величинам относятся:

- относительные величины динамики, характеризующие направление изменения явления во времени и измеряющие скорость этого изменения (например, темпы роста и прироста численности трудовых мигрантов);

- относительные величины структуры, характеризующие долю или удельный вес каждого компонента в общем объеме изучаемого показателя (например, доля занятых в экономике в численности экономически активного населения);

- относительные величины сравнения, показывающие соотношение двух или более одноименных величин за один и тот же период , относящихся к разным объектам (например, численность безработных по странам мира);

- относительные величины координации, характеризующие соотношение различных элементов одной и той же совокупности (например, соотношение численности занятых в экономике мужчин и женщин в данной стане);

- относительные величины интенсивности, отражающие степень распространения данного явления в определенной среде (например, показатель плотности населения).

В общем виде задача статистики в области изучения взаимосвязей состоит не только в количественной оценке их наличия, направления и силы связи, но и в определении формы (аналитического выражения) влияния факторных признаков на результативный. Для ее решения применяют методы корреляционного и регрессионного анализа. Тесноту взаимосвязи показателей труда с другими экономическими показателями изучают, главным образом, при помощи проведения корреляционно-регрессионного анализа. Показатели корреляции позволяют дать количественную оценку тесноты связи показателей занятости и безработицы с другими экономическими показателями (валовым внутренним продуктом, основным капиталом, инвестициями, экспортом и импортом товаров и услуг и т.д.). Показатели регрессии дают возможность получить количественную оценку зависимости результативного показателя от факторного (например, прирост заработной платы при увеличении производительности труда на 1%).

Для изучения связи между  явлениями и их признаками строят корреляционную таблицу. Корреляционная таблица – специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам: факторному и результативному.

Для уточнения формы  связи между рассматриваемыми признаками, а также для наглядного анализа  и обобщения данных используется графический метод. С помощью графического метода определяют Мо и Ме вариационного ряда. Корреляционное поле получаем путем нанесения на график точек, соответствующие факторному и результативному признакам.

В международной статистике труда широко применяется индексный метод. С одной стороны, он позволяет изучать динамику показателей статистики труда (индексы производительности труда, заработной платы, номинальных и реальных доходов населения, индексы потребительских цен), а с другой стороны, индексный факторный анализ дает возможность определить количественное влияние факторного признака на показатель результата (например, прирост валового внутреннего продукта за счет численности занятых и за счет производительности труда).

При осуществлении классификации единиц совокупности по нескольким признакам международная статистика труда использует кластерный анализ, который позволяет объединить эти единицы (например, страны или экономические регионы) в относительно однородные группы (кластеры), каждая единица которых имеет показатели, близкие к среднегрупповым (например, группировка регионов по уровню занятости, оплаты труда и доходов населения).

Особое место в статистике труда занимает балансовый метод, который дает возможность получить промежуточные показатели в период между единовременными обследованиями (например, между переписями населения). Кроме того, он характеризует наличие, движение и использование трудового потенциала (в частности, баланс занятого населения и его использования по отраслям и секторам экономики). Балансовый метод позволяет увязать наличие трудоспособного населения с его использованием и определить избыток или недостаток рабочей силы в экономике.

 

 

3 Статистка занятости и безработицы  Чувашской республики

 

Статистический анализ безработицы предполагает определение численности безработных, уровня безработицы, а также оценку их динамики.

При изучении динамики общественных явлений возникает проблема описания интенсивности изменения и расчета  средних показателей динамики. Анализ интенсивности изменения во времени осуществляется с помощью показателей, получаемых в результате сравнения уровней.

Для расчета показателей  анализа динамики на постоянной базе каждый уровень ряда сравнивается с  одним и тем же базисным уровнем. Исчисляемые при этом показатели называются базисными.

Для расчета показателей  анализа динамики на переменной базе каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим. Вычисленные  таким образом показатели анализа  динамики называются цепными.

Важнейшим статистическим показателем анализа ряда динамики является абсолютный прирост (сокращение), т.е. абсолютное изменение, характеризующее увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный промежуток времени.

Для оценки интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой-либо период времени исчисляют темпы роста (снижения).

Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов  сравниваемый уровень больше или  меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение  абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятого за базу сравнения.

При анализе динамики развития следует знать, какие абсолютные значения скрываются за темпами роста  и прироста. Сравнение абсолютного  прироста и темпа прироста за одни и те же периоды времени показывает, что при снижении (замедлении) темпов прироста абсолютный прирост не всегда уменьшается, в отдельных случаях он может возрастать. Поэтому, чтобы правильно оценить значение полученного темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста.

Информация о работе Анализ занятости и безработицы