Ввоз на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, подлежащей маркировке, и транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи дипломного исследования. Целью дипломного исследования является комплексный правовой анализ особенностей ввоза на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, подлежащей маркировке, и транспортных средств. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи дипломной работы:
- исследовать практику использования в административном и таможенном праве понятия «транспортное средство», «алкогольная продукция, подлежащей маркировке», без научного осмысления которых невозможно говорить о законном и эффективном применении нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение их через таможенную границу России;
- проанализировать современное состояние и тенденции развития российского законодательства и актов административно-правового регулирования в той части, в какой это касается решения проблем в исследуемой сфере общественных отношений.

Содержание

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.09.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2010)// Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340 11
1.3. Таможенные платежи, запреты и ограничения при ввозе на таможенную территорию алкогольной продукции, подлежащей маркировке 13

Вложенные файлы: 1 файл

Копия 3229 Исследо особ ввоза на там терр ТС, алк.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Объект и предмет дипломного исследования. Объектом дипломного  исследования является совокупность общественных отношений, возникающих при ввозе на таможенную территорию РФ отдельных категорий подакцизных товаров.

Предметом дипломного исследования является функциональное взаимодействие гражданско-правовых норм и норм других отраслей права, создающее предпосылки для совершенствования правового регулирования внешнеторговых договоров купли-продажи следующих видов подакцизных товаров: автотранспортных средств, алкогольной продукции. 

Цель и задачи дипломного исследования. Целью дипломного исследования  является комплексный правовой анализ особенностей ввоза на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, подлежащей маркировке, и транспортных средств. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи дипломной работы:

- исследовать практику  использования в административном  и таможенном праве понятия «транспортное средство», «алкогольная продукция, подлежащей маркировке», без научного осмысления которых невозможно говорить о законном и эффективном применении нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение их через таможенную границу России;

- проанализировать современное  состояние и тенденции развития  российского законодательства и актов административно-правового регулирования в той части, в какой это касается решения проблем в исследуемой сфере общественных отношений.

 

Глава 1. Таможенная процедура особенностей ввоза на таможенную территорию РФ транспортных средств, алкогольной продукции, подлежащей маркировке: общий порядок применения 

1.1. Понятие и сущность ввоза на таможенную территорию транспортных средств, алкогольной продукции, подлежащей маркировке как таможенной процедуры 

 

Ввоз на таможенную территорию транспортных средств, алкогольной продукции, подлежащей маркировке как таможенной процедуры - это вид таможенных режимов. Таможенный режим (часто уточняемый с помощью специальных определений - «экономический», «отсрочки» и т.п.) используется как комплексный способ осуществления таможенного регулирования при совершении отдельных видов экономической деятельности (экономических операций), связанных с перемещением товаров через таможенную границу и предусматривающих использование особого порядка применения таможенных инструментов регулирования (например, освобождение от таможенных платежей, предварительное предоставление фискальных налоговых или финансовых льгот и т.п.)1.

Представляется, понятие «таможенный режим» должно обозначать определенный правовой порядок, в соответствии с которым должны действовать владельцы, перевозчики, декларанты товара и другие участники ВЭД, а также должностные лица таможенных органов, выполняющие функции, возложенные на них государством, путем осуществления определенных процедур, действий»2.

Понятие «таможенный режим» устанавливает также пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы»3.

В законе приведена классификация режимов: основные таможенные режимы; экономические режимы; завершающие режимы и специальные режимы. Значение такой классификации и ее цель в последующих положениях Таможенного кодекса Российской Федерации не раскрывается. Сама по себе классификация способствует отражению места и роли режимов в общем механизме таможенного регулирования, особенностей таможенного оформления, пользования и распоряжения перемещенными товарами и транспортными средствами.

«При избрании данного наименования (основные таможенные режимы) законодатель, вероятно, учел наибольшую распространенность этой группы таможенных режимов. Несовершенство данного наименования, на наш взгляд, состоит в том, что по правилам дихотомического деления при этом необходимо было выделить и «частные таможенные режимы»4. Выделение некоторых режимов в категорию экономических не свидетельствует об отсутствии такого признака в характеристике других режимов, поскольку все они имеют экономическое значение. Очевидно, что появление режимов вызвано хозяйственной практикой. «Несколько видов таможенных режимов (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) законодателем впервые объединены в группу завершающих таможенных режимов. На наш взгляд, такой термин является условным и с позиции формальной логики - несовершенным. В юридической литературе на это обстоятельство не обращается внимание и, что является более важным, отсутствует правовое обоснование использования в таможенном законодательстве термина «завершающие таможенные режимы»5.

Классификация режимов в приведенном виде не исключает других ее вариантов, например, ряд режимов отвечает интересам торговли (таможенный склад, беспошлинная торговля), промышленности (режимы переработки). Возможна классификация, в основе которой может быть освобождение от уплаты таможенной пошлины, налогов и т.д.

Правильный выбор соответствующего таможенного режима имеет большое  практическое значение с экономическим  влиянием на результаты деятельности предприятия. Так, предприятие ввозит какое-то количество товаров, т.е. комплектующих изделий, которые будут использованы для изготовления конечного продукта, например, самолетов, часть из которых будет использована в последующем внутри страны, часть реализована за ее пределы, какие-то изделия ввозятся для исследовательских целей или для временного использования. Можно выбрать режим выпуска для внутреннего потребления, но в этом случае прежде всего необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги, которые могут быть весьма значительными. В то же время, учитывая цель ввоза товаров, можно выбрать режим временного ввоза, который предполагает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, или режим переработки на таможенной территории, также предусматривающий освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при вывозе продуктов переработки с таможенной территории.

В контексте изложенного  следует согласиться с выводом, что «применение таможенных режимов позволяет в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств применять к ним различные инструменты правового регулирования, что дает возможность более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей»6.

Таможенное правоотношение в целом строится на взаимодействии лиц, перемещающих через границу  грузы, и таможенных органов, призванных содействовать осуществлению внешней торговли. В литературе можно встретить различные определения таможенного правоотношения. Так, А.Н. Козырин относит к ним «регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ»7. Аналогично трактует данное понятие и И.В. Орлов8. И.В Тимошенко определяет таможенно-правовые отношения как «урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами»9. При этом он справедливо отмечает, что одной из сторон в них всегда выступает государство. Иными словами, такие отношения носят публично-правовой характер.

А.Д. Ершов обращается к более емкому понятию таможенных отношений и понимает под ними «совокупность экономических, организационно-правовых и психоэтических взаимоотношений в области  
регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на законодательно закрепленных принципах и направлениях таможенной политики стран-участниц международных экономических отношений»10.

Любое правоотношение состоит  из трех основных элементов: субъект, объект и содержание. Субъектами таможенного  правоотношения выступают его участники. Учитывая, что правоотношения данного рода носят публичный характер, с одной стороны в качестве субъекта всегда выступают таможенные органы. С другой же стороны - лица, заинтересованные в перемещении через таможенную границу какого-либо имущества. Такие лица могут быть как юридическими (и тогда, чаще всего, они занимаются предпринимательской деятельностью), так и физическими (как правило, они участвуют в неторговом обороте).

Содержание таможенного  правоотношения можно рассматривать  с двух сторон. С одной стороны  это совокупность юридических прав и обязанностей субъектов, а с другой - фактическое поведение участников правоотношений.

Поэтому содержание таможенного  правоотношения составляет мера возможного и должного поведения субъектов, регламентируемая нормами таможенного законодательства. Один из концептуальных подходов, положенных в основу разработки ныне недействующего ТК РФ, состоял в максимальном сокращении возможности подзаконного нормотворчества в сфере регулирования таможенных отношений.

В отношении товаров, пересылаемых на таможенную территорию (или за ее пределы), указанная специальная процедура не применяется. Правила пересылки товаров в международных почтовых отправлениях составляют самостоятельную специальную таможенную процедуру (регулируется главой 24 ТК РФ), о которой речь пойдет ниже. В случае пересылки товаров (за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях) применяется общий порядок таможенного оформления и налогообложения (уплаты таможенных платежей). Объект правового отношения есть его важнейший элемент, характеризующий связь такого отношения с материальными и духовными ценностями общества. Он по своей сути представляет «объект интереса субъектов, а следовательно объект их направленной активности, деятельности в ее широком, философском понимании»11. Уточнив данное определение применительно к исследуемой сфере, укажем: то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, и является объектом таможенного правоотношения. Объектом таможенного правоотношения является порядок, который складывается в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. На разграничении категорий объекта и предмета останавливаются ученые различных отраслей, например, налогового права12. Так, В.П. Шавшина объект налогообложения в таможенной сфере определяет как «целый ряд операций, составляющих процесс перемещения товаров через таможенную границу от начала перемещения и до его завершения»13. Под предметом понимаются некие объекты материального мира, с которыми связаны юридические последствия, возникающие в результате совершения с ними определенных действий.

Анализ норм действующего законодательства и научных взглядов14 по данной проблематике показывает, что в структуру таможенного правоотношения включаются как объект, так и его предмет (или непосредственный объект)15. Итак, осуществляя действия по перемещению грузов через границу, стороны вступают в правоотношения (что является объектом таможенного правоотношения), при этом данные взаимосвязи предусматривают ввоз-вывоз товаров и транспортных средств (что выступает предметом таможенного правоотношения).

Следует отметить, что  с позиций экономической теории использование термина «товары» не совсем оправданно, так как под ними понимаются предметы, предназначенные для купли-продажи. Таможенное законодательство устанавливает общий порядок перемещения товаров, не зависимо от того, с какой целью они ввозятся или вывозятся. «Товар для того, чтобы стать предметом таможенного регулирования, должен обладать свойством перемещаемости в пространстве16. Отнесение товаров к движимому имуществу - условие, не достаточное для того, чтобы он стал элементом таможенного правоотношения. Поэтому предмет внешнеторговой сделки с момента ее заключения становится предметом отношений, регулируемых нормами гражданского права17, и лишь с пересечением таможенной границы - предметом таможенного правоотношения.

Принимая во внимание особенности импорта алкогольной, табачной продукции и легковых автомобилей,  становится ясно, что огромное количество ограничений, налагаемых на их гражданский оборот и отраженных во внешнеторговых договорах купли-продажи данных товаров, позволяет отнести данные внешнеторговые договоры  к сформировавшемуся в настоящее время отдельному виду договоров – договоров купли-продажи с ограниченной оборотоспособностью.

Учитывая статус подакцизных  товаров и их значимость для экономики  нашей страны необходимо введение в  теорию  частного права новой  правовой дефиниции внешнеторгового  договора купли-продажи подакцизных  товаров, которую в настоящее  время можно определить, как соглашение, заключаемое лицами различной государственной принадлежности, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать ограниченный в обороте подакцизный товар в собственность другой стороне (покупателю), покупатель обязуется принять этот товар, уплатить за него продавцу определенную денежную сумму (цену), а также соблюдать установленные ограничения оборота данного товара18.

 

 

 

 

 

1.2. Таможенные платежи, запреты и ограничения при ввозе на таможенную территорию транспортных средств

 

В целях определения  особенностей ввоза транспортных средств  необходимо определиться с тем, что такое транспортное средство. Согласно Положению о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 года № 1227 (в настоящее время документ утратил силу), транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомототранспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных, дорожных, мелиоративных, строительных и иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ). Под номерным же агрегатом понимается двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автомототранспотного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины.

Транспортное средство - это техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное) с целью перевозки (перемещения) физических лиц и (или) материальных объектов. Не относятся к транспортным средствам почтовые голуби, гужевой транспорт, вьючный транспорт, трубопроводный транспорт и другие19.

Детализируя, отдельные  авторы уточняют, что транспортное средство это - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами20.

Информация о работе Ввоз на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, подлежащей маркировке, и транспортных средств