Деятельность таможенных органиов по осуществлению валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов.

Содержание

Введение 3
1.Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ. 5
2. Организация деятельности таможенных органов различных уровней по осуществлению валютного контроля. 8
2.1. Задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 8
2.2. Функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 9
2.3. Права таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 11
2.4. Механизм осуществления валютного контроля таможенным постом. 13
3. Ответственность за нарушение валютного законодательства 15
4. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля 19
4.1 Проблемы осуществления валютного контроля 19
4.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля 22
4.3 Перспективы развития системы валютного контроля 23
Заключение 29
Список используемых источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

валютное право.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

     В-третьих, ФТС России, как и все остальные таможенные органы, не может эффективно выполнять возложенные на нее функции по валютному контролю, не взаимодействуя тесно в первую очередь с банковскими структурами, в том числе с ЦБ России. Это нужно как для принятия нормативных документов по организации взаимодействия между ними в данной области, а для этого статус агента валютного контроля не дает ей права, так и для оперативного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков по осуществлению валютного контроля за действиями участников ВЭД при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и своевременному и полному возвращению финансовых средств в страну.

     В период, когда роли ФТС России как субъекта валютного контроля не была еще закреплена ни в новом Федеральном законе № 173-Ф3, ни в Таможенном кодексе РФ, Банк России, как орган валютного регулирования и орган валютного контроля, своими нормативными документами, такими как Положение Банка России от 01.06.2004г. №258-П и Инструкция ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И, фактически сформировал в Российской Федерации обособленную систему банковского валютного контроля. Данными актами Банк России установил порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, без учета взаимодействия уполномоченных банков и таможенных органов. Эти нормативные акты Банка России практически разрушили ранее достигнутые совместными Инструкциями ЦБ России и ГТК России № 86-И и № 91-И результаты организации взаимодействия между банковскими структурами и таможенными органами по осуществлению таможенно-банковского валютного контроля.

     В виду того, что пять лет действия новых Федеральных законов РФ в валютной и внешнеторговой областях, Таможенного кодекса РФ показали необходимость вносить в них изменения о повышении статуса Федеральной таможенной службы России с уровня агента валютного контроля до органа валютного контроля. Это позволит поднять роль ФТС России по контролю за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, качество взаимодействия таможенных органов и банковских структур и, соответственно, результативность таможенно-банковского валютного контроля. Предоставление ФТС России статуса органа валютного контроля даст ей право издавать нормативные акты валютного контроля, отнесенные к ее компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля, подобно ранее издававшимся совместным документам ЦБ России и ГТК России по контролю за экспортно-импортными операциями.

     Представляется  целесообразным внести эти изменения  не только в Федеральный закон  № 173-Ф3, но и в Таможенный кодекс РФ, чтобы закрепить за ФТС России статус органа валютного контроля, как это было в Таможенном кодексе РФ 1993 года, где валютному контролю, осуществляемому таможенными органами, был посвящен раздел VI, где в статье 198 было зафиксировано, что ГТК России является органом валютного контроля в Российской Федерации, а иные таможенные органы РФ являются агентами валютного контроля, подотчётными ему. В статье 199 определена и компетенция таможенных органов РФ, согласно которой они осуществляли валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

     Это исключит необходимость постоянного  внесения изменений в Таможенный кодекс РФ, как это делается в последнее время.

     Наряду  с проблемой повышения статуса  ФТС России до уровня органа валютного  контроля в настоящее время заслуживает  внимания и вопрос создания рационального  для современных условий механизма взаимодействия таможенных органов и банковских структур по осуществлению валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Почти трехлетняя работа банковских структур и таможенных органов в автономных режимах с очевидностью показала, что разрушение ранее действовавшей системы таможенно-банковского валютного контроля привело к негативным последствиям. В настоящее время уполномоченные банки как агенты валютного контроля, организуют свою деятельность при осуществлении контроля валютных операций в соответствии с Инструкцией ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И.

     Валютный  контроль в нашей стране в основном автоматизирован, но каждое ведомство, осуществляющее его, использует не связанные  друг с другом информационные системы. Вместо четкого обмена информацией  по телекоммуникационной сети взаимодействие таможенных органов и уполномоченных банков реализуется сегодня чаще всего посредством письменных запросов, что не позволяет им осуществлять оперативно валютный контроль и решать возложенные на них задачи в полном объеме. На смену систематическому обмену электронной информацией между данными субъектами валютного контроля теперь пришли запросы по отдельным, сомнительным валютным операциям. Отсутствие определенной системы взаимодействия и обмена информацией между уполномоченными банками и таможенными органами является существенным упущением реализуемой сегодня политики валютного регулирования и требует скорейшей правовой доработки.

     В этих условиях представляется целесообразным внести дополнение в ранее названный  пункт 6 статьи 22 Федерального закона № 173-ФЗ, поручив разработку установленного порядка передачи уполномоченными банками информации, необходимой таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля, не только ЦБ России, а совместно Правительству РФ и ЦБ России. Тогда этот вопрос можно будет сдвинуть с «мертвой точки», так как Правительство РФ, по мнению автора, больше, чем ЦБ России, заинтересовано в установлении тесного взаимодействия данных структур для наведения порядка в валютной сфере, тем более что ФТС России в настоящее время находится в непосредственном подчинении Правительству РФ.

     Во  многом большие объемы незаконного  оттока капитала из страны в последние  три-четыре года можно объяснить  разрозненными действиями субъектов  валютного контроля, созданных новым валютным законодательством, за осуществляемыми участниками ВЭД валютными операциями. Действительно, в принятом Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ первоначально в качестве агентов валютного контроля были определены только уполномоченные банки. Потом в течение 2004 - 2005 годов в этот закон в качестве агентов валютного контроля были дополнительно включены сначала таможенные, а затем и налоговые органы, т.е. законодатель вспомнил о государственных структурах, контролирующих валютные операции, после коммерческих структур - уполномоченных банков.

     Как агенты валютного контроля, уполномоченные коммерческие банки и таможенные органы обязаны тесно взаимодействовать  не только между собой, но и с органами и агентами валютного контроля, представляющими другие ведомства.

     В виду всех этих изменений следует  полагать, что в условиях действия нового валютного законодательства целесообразно было бы создать и  новую систему таможенно-банковского  валютного контроля, в полной мере используя уже имевшийся положительный опыт таможенно-банковского валютного контроля прошлых лет с учетом современных условий и вновь вернуться к более тесному взаимодействию таможенных органов и банковских структур по осуществлению валютного контроля внешнеторговых операций, внеся необходимые изменения в Инструкцию ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И. Это позволит повысить качество ТБВК и уменьшит возможность допущения коммерческими уполномоченными банками нарушений, в результате осуществления так называемого «двойного контроля» за валютными операциями.

     За  основу новой системы взаимодействия таможенных и банковских структур можно  взять схему таможенно-банковского  контроля. Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время в Федеральном законе № 173-Ф3 определены в качестве агентов валютного контроля уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы, по мнению автора, представляется целесообразным включить в новую схему ТБВК и налоговые органы, назвав ее системой таможенно-банковско-налогового валютного контроля (ТБНВК). Таким образом, будет замкнута полная цепочка валютного контроля. Уполномоченные банки могут проконтролировать своевременность и полноту поступления в РФ средств по проведенным резидентами и нерезидентами валютным операциям. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за действиями участников ВЭД при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также валюты РФ, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей. Налоговые органы обеспечивают валютный контроль внешнеторговых сделок, предметы которых не содержат материально-вещественной формы, полноту поступления в РФ выручки от экспорта работ, услуг, интеллектуальной собственности; государственную регистрацию физических и юридических лиц и их учет; контроль за открытием резидентами счетов за границей и движением средств по ним. В приложении Б данную схему можно представить в следующем виде.

     Введение  новой системы таможенно-банковско-налогового валютного контроля позволит агентам  валютного контроля осуществлять сравнение  контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок, а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки. Внедрение автоматизированной системы оперативного обмена и обработки информации по проводимым резидентами и нерезидентами валютным операциям позволит заменить ныне действующий механизм взаимодействия агентов валютного контроля посредством письменных запросов по отдельным сомнительным операциям на механизм сплошного автоматизированного контроля, повысить его эффективность и оперативность.

     Исходя  из этого, ни в коем случае нельзя ликвидировать существующую систему валютного контроля в России, ее необходимо реформировать с учетом задач настоящего времени и ближайшей перспективы. И здесь предлагаемая схема ТБНВК актуальна. С учетом требований Всемирной торговой организации по либерализации внешнеторгового и валютного законодательства, для вступления в нее России, данную схему условно можно назвать таможенно-банковско-налоговый валютный мониторинг (ТБНВМ), отказавшись в стране в законодательном порядке от уголовного преследования участников ВЭД за нарушение правил международной торговли и валютных операций и перейдя к эффективным мерам административного воздействия (предупреждения, штрафы, лишение лицензий и т.д.).

     Развивая  взаимодействие таможенных органов  с уполномоченными банками в  решении данной проблемы существенную помощь здесь могло бы оказать  укрепление сотрудничества таможенных органов с другими контролирующими  структурами по организации валютного контроля за осуществлением внешнеторговых операций.

     Учитывая  то, что в действующем законодательстве имеются пробелы и противоречия по организации контроля за осуществлением экспортно-импортных операций и  внешнеторговых бартерных сделок, а также специфику их проведения и сложность организации контроля за ними выглядит необходимой постановка вопроса об активизации межведомственного взаимодействия в данной области и создании «единого информационного пространства». Речь идет об активном использовании таможенными органами информационных баз ФНС России, Росфиннадзора, Минэкономразвития РФ, МВД России, ЦБ России и других структур в выявлении и пресечении налоговых правонарушений, связанных с проведением внешнеторговых операций.

     Автор считает, что с государственной точки зрения назрела необходимость создания в стране единой информационной базы данных, которая бы отражала совершение правонарушений и преступлений в сфере валютного и налогового законодательства, которой могли бы в пределах своей компетенции пользоваться в необходимых случаях правоохранительные и экономические ведомства. Для этого целесообразно создать в стране единый информационно-аналитический центр для ФСБ России, МВД России, Генеральной прокуратуры РФ, ЦБ России, ФНС России, ФТС России, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и других заинтересованных ведомств. Дублирования в их работе можно избежать, так как в соответствующих законах и положениях определены преступления и правонарушения, отнесенные к компетенции каждой из данных структур.

     Совершенствование информационного обмена с другими  компетентными органами может быть обеспечено путем разработки совместных стандартов и методик, определяющих единый порядок и требования к  выполнению процедур информационно-оперативного взаимодействия с ними. В связи с тем, что экономические преступления не знают границ, для успешной работы таможенным органам требуется налаживание самых прочных контактов с таможенными и правоохранительными структурами, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.

     Добиться  уменьшения количества нарушений валютного законодательства можно также путем активизации борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками».

Информация о работе Деятельность таможенных органиов по осуществлению валютного контроля