История таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

В условиях бурного роста внешнеэкономических связей России и ввиду вступления ее в ВТО большое значение приобретает деятельность таможенных органов. На сегодняшний день таможенная служба является стабильным и развивающимся государственным органом, достаточно эффективным инструментом внешней и внутренней политики государства. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Таможенные органы России
2. Становление таможенной службы России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА История таможенного дела.docx

— 37.83 Кб (Скачать файл)

Находясь  на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.

Таможенная  служба, сохраняя свои лучшие традиции, выработанные веками, с 1991 года-времени  создания Государственного таможенного  комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи  с чем, представляется важным каждое исследование по теме, обогащающее  тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями.

Многочисленные  исторические документы позволяют  утверждать о более чем 1000 летнем периоде существования таможенного  дела на территории России.

Из летописных и законодательных  источников известно, что в X-XII в.в. на Руси взимали «мыто»- торговую и  провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской  дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями». Первое упоминание термина «мыто», как специальной  торговой пошлины, от уплаты которой  освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью  и Византией 907 года. Происходил сбор пошлины на заставах "мытниками" или "мытчиками". Сборщики мыта- предшественники  таможенников, а заставы - таможен. «Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной  редакции «Правды Руской» ХI века. В период феодальной раздробленности  на Руси в ХI I - начале ХIII вв., в связи  с ростом числа княжений и внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой  десятиной».

Одно  из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в  Уставной и жалованной грамоте смоленского  князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 гг.) и в договоре Смоленска с  Ригой и Готским берегом 1229 года.

После разгрома Руси татаро-монголами в XIII веке таможенную политику проводили отдельные княжестваи др. Монголо-татары вводят свою пошлину  – тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при  продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в  одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых  со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы.  Место  на рынке или ярмарки где тамжили  товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником, становился таможником или таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система также была заимствована у монголов), передавалась князьями «откупным таможенникам».

Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV-XVI в.в. явилось  формирование русского (Московского  государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору  пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники  ставятся под покровительство центральной  власти.

В период царствования Алексея Михайловича  Романова (1645-1676 г.г.) завершилось становление  новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная  база. Были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом  реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и  архаичной.

В XVII веке таможнями управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так потому, что при  вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу  служить верно. Помимо целовальников  процедуру таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности  которых входило записывать в  таможенные книги данные о товарах  и их обложении.

В царствование Петра I изменилось название управляющих таможен. С 1700 года они  начинают называться таможенными бурмистрами, а с 1720 года- оберцольнерами (в переводе с немецкого - "досмотрщик", надзиратель), при которых по-прежнему состояли целовальники.

В 1753-1757 годы вновь была проведена  таможенная реформа, завершившаяся  перестройку таможенной системы  в России. Начало ей положил Манифест от 20 декабря 1753 года. В Манифесте  провозглашалась отмена 17 видов  таможенных и мелочных внутренних сборов с торговли и перевозки товаров. Взамен их вводился добавочный 13-процентный сбор русскими деньгами на все ввозимые и вывозимые товары. Поэтому в 1758 году все таможни, кроме остзейских и расположенных по азиатской  границе, были отданы в откупное содержание Компании купца Шемякина с товарищами сроком на 6 лет.

В 1763 году Компания не смогла уплатить правительству договорную сумму. Шемякин  был отдан под суд, а 24 августа 1762 года Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен  в казенное ведение.

Для надзора над ними учредили Главную  над таможенными сборами канцелярию, а с 1789 года надзор был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. 15 ноября 1796 года была восстановлена  деятельность Коммерц-коллегии, и таможни  переподчинили ей. Министр коммерции  стал главным начальником всех таможенных учреждений России.

В начале XIX века в России произошла  смена коллежской системы управления на министерскую. 25 июня 1811 года Министерство коммерции ликвидируется. Функция  управления таможнями передается во вновь созданный Департамент  внешней торговли, включенный в состав образованного в 1802 году Министерства финансов.

Контрабанда являлась в середине XIX века одним из широко поставленных способов торговли. В ряде мест она  велась почти явно, например, в Бродах, на границе с Австрией или в  Мемеле, на границе с Пруссией, где  открыто существовали компании, которые  за умеренную плату страховали контрабандные  грузы. Характерным является пример, когда в 1831 году на северо-западной границе в районе Паланген была задержана  контрабанда на сумму 48,281 рубль. По тем временам это была очень крупная  сумма. Товар прибыл из Парижа и предназначался для продажи местным купцам. Слух о задержании такой дорогой партии контрабанды дошел до Николая I, и  он пожелал лично осмотреть груз. Монарх был весьма удивлен неистощимой  фантазией контрабандистов: дорогие  товары размещались под козлами  в рессорах и даже в кожаных  мешках, в которых хранилось сало для смазки колес. Увиденное так  потрясло царя, что с этого времени  он стал постоянно интересоваться охраной  границ, требуя усиленной борьбы с  контрабандой.

В начале 1921 года политика "военного коммунизма" сменилась "новой  экономической политикой", последний  период длился 11 лет. Товарный голод  в стране, дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором производства, низкое качество продукции и высокая  себестоимость отечественных товаров  при недостаточном ввозе- таковы были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды. Кроме того, инфляция произвела перераспределение доходов, осуществила "социальную реформу  навыворот", вопреки интересам  государства и началам справедливости, и тем самым оказала деморализующее влияние на население.

В декабре 1921 года был принят закон  о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с  контрабандой под председательством  Реввоенсовета. В комиссии активно  участвовали таможенные органы.

Таможенный устав СССР 1924 года- первый кодифицированный акт по таможенному  делу, окончательно закрепивший сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов  стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной  монополии внешней торговли.

На рубеже 20-30-х годов усилился командно-бюрократический стиль  управления экономикой, снова укрепляется  принцип государственной монополии, резко сокращается число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным  инструментом регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Таможенным кодексом 1964 года таможня  подчинилась Министерству внешней  торговли СССР.

Решением Совета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного  управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при  Совете Министров СССР.

25 октября 1991 года Указом Президента  РСФСР образован Государственный  таможенный комитет России. Становление таможенной службы Российской Федерации - неотъемлемая составная часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина "О Государственном таможенном комитете РСФСР". Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и  становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих  таможен. Общая штатная численность  таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с  международными правовыми нормами  и технически не оборудованными, увеличилась  на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение  системы таможенных органов России при шлось начинать прежде всего  с разработки новой концепции  их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической  деятельности. Потребности становления  рыночной экономики в стране и  процессы либерализации внешнеэкономической  деятельности диктовали задачи превращения  таможенной службы в реально действующий  инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов  и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного  дела. Для реализации этих задач  требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных  подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы  получили свое воплощение в программе  развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных  индустриальных центрах, а также  пограничных таможенных постов и  пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение  таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а  также другие меры улучшения организации  и технологии осуществления таможенного  дела.

Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон "О службе в  таможенных органах Российской Федерации", вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия  прохождения службы на контрактной  основе, повысил ответственность  и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника  РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Было завершено  формирование кадрового корпуса  таможенной службы. На 1 января 2000 г. его  численность составила 56 613 человек. 1999 год для таможенной службы отмечен  реализацией значительных организационных  и управленческих решений. Осуществлена кардинальная реорганизация структуры  ГТК России. Его разросшиеся структурные  подразделения были объединены в  семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили  Главные управления, в которые  перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы. Эти меры позволили повысить статус структурных подразделений  ГТК, непосредственно влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности  таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями. Была укреплена вся вертикаль  управления. Повысилась роль ГТК России в совершенствовании и реализации таможенной политики.

Административная  реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 г., повлекла за собой изменения и  в системе таможенных органов. Сформировалось новое территориально-структурное  размещение таможенных органов России. 2000 год стал для таможенной службы России рубежным. Она включилась в  осуществление кардинальной реформы  таможенной системы государства. Ее необходимость была обоснована в  Послании Президента Российской Федерации  В.В. Путина Федеральному Собранию 8 июля 2000 г. Во главу угла были поставлены задачи оптимизации таможенного  тарифа и коренного изменения  системы таможенного администрирования.

В 2004 году ГТК России был преобразован в  ФТС России.

Таможенные органы прошли длинный  исторический путь, от 10 в. до наших  дней, от отдельных мытниц и таможен  с неопределенными функциями  и статусом до единой централизованной федеральной системы государственных  органов, решающих четко определенные задачи, причем не только оперативные, но и стратегические, и сегодня  их развитие продолжается на основе долгосрочно  разработанной концепции.

Таким образом, изучая историю таможенных органов, необходимо рассматривать  их как неотъемлемую и безусловно зависимую часть таможенного  дела, на которое в свою очередь  оказывают значительное влияние  процессы, происходящие в торговле (в особенности международной  торговле), и в государстве.

Информация о работе История таможенного дела