Мотивация и стимулирование персонала в системе таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 11:45, реферат

Краткое описание

Труд работника будет эффективен тогда, когда его личные и профессиональные интересы не противоречат целям и миссии организации. Работник мотивирован - следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, достигая цели организации, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения. Таким образом, мотивация есть процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих (управленческий аспект), с другой стороны - это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и организации (экономический аспект).

Содержание

Введение
1. Содержание понятия мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
2. Специфика мотивационного процесса и процесса стимулирования трудовой деятельности в таможенных органах РФ.
3. Заключение
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Мотивация и стимулирование персонала в системе таможенных органов..docx

— 100.48 Кб (Скачать файл)

Подсистема нематериального стимулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в рамках которой вырабатываются, принимаются и реализуются решения о нематериальном поощрении сотрудников.

В теории и практике экономики и управления рассматривают различные составляющие нематериальной мотивации и стимулирования.

При невозможности в современных условиях обеспечить равномерную и достаточно высокую оплату труда большое значение для нематериального стимулирования приобретает гибкая система льгот для работников. Практика показывает, что основными мотивирующими льготами являются: свободный режим работы; обучение за счет организации; признание ценности работника для организации; предоставление творческой работы при выполнении заданий и проч.

О.И. Волков, Ю.Ф. Елизаров, И.Л. Тихомирова к формам нематериального стимулирования относят неэкономические льготы и привилегии персонала: предоставление права на гибкий график; предоставление отгулов; более ранний выход на пенсию и др.

А.Я. Кибанов, И.А. Боткеева, И.Е. Ворожейкин считают, что на трудовую мотивацию влияют следующие нематериальные стимулы: условия и содержательность труда; отношения в коллективе; признание со стороны окружающих и карьерные соображения; творческий порыв и интересная работа; желание самоутвердится и постоянный риск; справедливость распределения доходов.

При описании нематериального вознаграждения, способствующего мотивации сотрудников к труду, Э.А. Уткин описывает следующие формы признания и оценки труда сотрудников; продвижение по службе; вручение сувениров, ценных подарков; почетные знаки, вручаемые в присутствии коллег; благодарности и т.д.

Все перечисленные меры осуществляются для достижения следующих целей и задач:

1. Признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, с целью дальнейшего стимулирования  их творческой деятельности

2. Демонстрация отношения  руководства к высоким результатам  труда; извлечение из процесса  признания максимального эффекта  путем популяризации результатов  труда отдельных работников, получивших  признание

3. Применение различных  форм признания заслуг сотрудников  для повышения действенности  этого процесса

4. Поднятие морального  состояния через соответствующую  форму признания

5. Обеспечение процесса  повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.

Таким образом, мотивация, основанная на нематериальном стимулировании труда, включает в себя следующие элементы:

-морально-психологическое  стимулирование, основанное на использовании  мотивов стремления к доверию  руководства; мотива влияния и  т.д.

-формы признания и  оценки труда сотрудников; продвижение  по службе; вручение сувениров  и ценных подарков; почетные знаки;

-мотивирующие льготы, предполагающие  свободный режим работы, обучение  за счет организации; предоставление  творческой свободы при выполнении  заданий; выдача льготных кредитов  и другое.

-неэкономические льготы  и привилегии персонала; предоставление  права на гибкий график; оформление  отгулов; ранний выход на пенсию  и др.;

-мероприятия, повышающие  содержательность труда, самостоятельность  и ответственность работника, стимулирующие  его квалификационный рост;

-условия труда и содержательность  труда, отношения в коллективе, признание  со стороны окружающих и карьерные  соображения; творческий порыв и  интересная работа, постоянный риск; справедливость распределения доходов.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что существует много различных направлений и способов совершенствования мотивации, основанной на нематериальном стимулировании труда. Однако основным направлением мотивации данного типа является повышение эффективности трудовой деятельности, на основе социально-психологического, морального или нематериального воздействия на интересы людей.

Таким образом, изучив содержание понятия мотивации, основанной на материальном и нематериальном стимулировании можно сделать вывод, что лишь при использовании комбинации этих видов стимулирования можно добиться значительного повышения результативности труда и эффективности организации.

 

2.Специфика мотивационного  процесса и процесса стимулирования  трудовой деятельности в таможенных  органах РФ.

Трудовая сфера государственной службы имеет ряд специфических особенностей:

- по своему содержанию  трудовая деятельность госслужащих  направлена на реализацию общенациональных  интересов, на всемерное укрепление  и развитие общественного и  государственного строя;

- высокая степень ответственности  должностных лиц за принимаемые  решения, их осуществление, результаты  и последствия;

- жесткая нормативная  регламентация управления и трудовой  дисциплины;

- задействование интеллектуального, а также творческого потенциала  для решения управленческих задач.

При этом уровень оплаты труда государственных служащих значительно ниже, чем в коммерческих структурах, а дополнительные социальные гарантии не в полной мере компенсируют сложность и значимость их деятельности.

Основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего в Российской Федерации, в том числе и в системе органов Федерального казначейства, является денежное содержание.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" выделяет следующие основные элементы денежного содержания гражданских служащих:

1) должностной оклад;

2) оклад за классный  чин;

3) иные дополнительные  выплаты, в частности:

- ежемесячная надбавка  к должностному окладу за выслугу  лет на гражданской службе;

-ежемесячная надбавка  к должностному окладу за особые  условия гражданской службы;

- ежемесячная процентная  надбавка к должностному окладу  за работу со сведениями, составляющими  государственную тайну;

-премии за выполнение  особо важных и сложных заданий;

- ежемесячное денежное  поощрение;

- единовременная выплата  при предоставлении ежегодного  оплачиваемого отпуска и материальная  помощь.

Анализ этих элементов денежного содержания гражданского служащего показывает, что определенную стимулирующую роль имеют только ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы с определенным диапазоном установления конкретного размера и премии за выполнение особо важных и сложных заданий, которые в пределах имеющегося фонда оплаты труда размерами не ограничиваются.

Остальные составляющие денежного содержания четко фиксированы Федеральным законом № 79-ФЗ, соответствующими указами Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с положением ежемесячная надбавка устанавливается и выплачивается в пределах утвержденного фонда оплаты труда и в размерах, установленных пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Основными критериями для установления конкретных размеров ежемесячной надбавки являются:

профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

сложность, срочность выполняемой работы;

опыт работы по специальности и занимаемой должности;

компетентность при выполнении наиболее важных, сложных и ответственных работ;

качественное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания и др.);

наличие переработки сверх нормальной продолжительности рабочего дня.

Конкретные размеры ежемесячной надбавки устанавливаются соответствующими руководителями.

Применение этих критериев на практике дает возможность выделить гражданских служащих и руководителей, выполняющих свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне и учесть реальную загрузку и напряженность работы.

Но при этом существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться постоянно.

Во-первых, средняя зарплата федеральных госслужащих территориальных органов не только меньше средней зарплаты в банковско-кредитной сфере, но и меньше чем зарплата госслужащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих. Так, по данным Минфина России соотношение зарплат госслужащих субъекта к зарплате федеральных госслужащих территориальных органов по нашей области, являющейся получателем дотаций из федерального бюджета, составляла на 01.01.2008 г. 1, 16.

Во-вторых, в системе органов Федеральной таможенной службы за последние годы резко возросла сложность и интенсивность труда, связанного с внедрением новых программных продуктов и технологий.

Все это приводит к оттоку квалифицированных сотрудников, текучесть кадров держится на уровне 20 %.

В таможенных органах присутствует и механизм нематериального стимулирования, который существует в особенной форме.

Поскольку таможня - организация военизированная, карьера в ней приобретает одну важную особенность. Должностным лицам таможенных органов, в том числе и таможни, присваиваются специальные звания. Это означает, что служащий таможни имеет возможность не только должностного роста, но и повышения в звании. Звания должны соответствовать должностям, то есть любая должность имеет свой предел по званию.

Специальные звания могут быть очередными, то есть присвоенными в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в специальном звании в соответствии с занимаемой должностью и при наличии положительной аттестации, и внеочередными или досрочными, присвоенными либо за особые отличия при выполнении служебного долга, либо при выдвижении на вышестоящую должность, но не более, чем на два звания выше того, в котором состоял служащий и не чаще одного раза в год.

При присвоении специального звания также учитывается образование и стаж работы в таможенных органах.

Соответствующие новой должности звания присваиваются, как правило, по нижнему пределу за исключением случаев, когда специальное звание присваивается лицу, перешедшему в таможенные органы из Вооруженных Сил, Пограничных и Внутренних войск, правоохранительных органов, а также других организаций и учреждений Российской Федерации, где им присваивались воинские или другие специальные звания. Первичное звание может быть присвоено такому лицу выше нижнего предела по занимаемой им должности.

Служащие таможенных органов могут поощряться:

за успешное выполнение должностных обязанностей,

за общественно-полезные дела,

за проявление активности и инициативы,

за отвагу и высокий профессионализм,

за безупречную продолжительную работу.

Поощрения могут быть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку) объявляются приказами. К ним относятся:

объявление благодарности,

Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала в системе таможенных органов