Национальная система экспортного контроля РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть национальную систему экспортного контроля.
Задачи:
1. Исследовать цели, принципы и методы осуществления экспортного контроля.
2. Проанализировать особенности организации экспортного контроля в России.

Содержание

Введение 3
1. Цели, принципы и методы осуществления экспортного контроля 5
1.1. Цели экспортного контроля 5
1.2. Принципы экспортного контроля 10
1.3. Методы осуществления экспортного контроля 15
2. Особенности организации экспортного контроля в России 26
2.1. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля 26
2.2. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю 30
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная система экспортного контроля РФ.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.

Экспортный контроль создавался как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового поражения и работающие над его созданием, предпринимают попытки закупить отдельные компоненты и технологии через посредников и использовать их в своих военных программах. Увеличение числа государств, располагающих, в частности, ядерным оружием, приведет к общему снижению международной стабильности. Кроме того, с ростом поражающих факторов и снижением габаритов средств поражения появляется реальная угроза использования такого оружия международными террористическими организациями. Поэтому контроль над экспортом оружия и технологий, которые могут быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран.

Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой "в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия".

Цель работы: рассмотреть национальную систему экспортного контроля.

Задачи:

1. Исследовать цели, принципы и  методы осуществления экспортного  контроля.

2. Проанализировать особенности организации  экспортного контроля в России.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие при действии национальной системы экспортного контроля.

Предмет исследования – национальная система экспортного контроля.

1. Цели, принципы и методы осуществления экспортного контроля

1.1. Цели экспортного  контроля

Статья 4 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об экспортном контроле" (далее – Закон)1 раскрывает цель, то есть конечный результат осуществления системы экспортного контроля в Российской Федерации, которая включает в себя:

- защиту интересов Российской  Федерации.

Защита интересов Российской Федерации неразрывно связана с национальными интересами, которые выражают важнейшие ориентиры развития нации и приумножение национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышение благосостояния большинства граждан.

Для целей Закона защита интересов России включает в себя проведение государственной властью политики защиты конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, поддержание ее обороноспособности, ослабление угроз национальной безопасности, а также развитие международного сотрудничества на основе партнерства путем предотвращения возможного ущерба от экспорта либо импорта товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также при подготовке и (или) совершении террористических актов;

- реализацию требований международных  договоров Российской Федерации  в области нераспространения  оружия массового поражения, средств  его доставки, а также в области  контроля за экспортом продукции  военного и двойного назначения.

Требование о нераспространении товаров, работ, услуг, информации и технологий, которые используются либо могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, а также продукции военного и двойного назначения является неотъемлемой частью современного общества. Поэтому Российская Федерация, являющаяся членом различных организаций (например, ООН, Юнеско, МАГАТЭ, Комитета Цангера, Группы ядерных поставщиков, Контроля за ракетными технологиями, Австралийской группы и др.), должна соблюдать взятые на себя обязанности по недопущению распространения таких товаров и технологий в мировом сообществе.

В связи с этим одной из целей формирования и реализации системы экспортного контроля в России является соблюдение международных договоров, заключенных Российской Федерацией в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения.

В настоящее время Россия является участником нижеследующих международных договоров2:

- Договор о нераспространении  ядерного оружия от 12 июня 1968 г.;

- Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения  химического оружия и о его  уничтожении от 13 января 1993 г.3;

- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов  бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об  их уничтожении от 16 декабря 1971 г.;

- Вассенаарское соглашение по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами двойного назначения и технологиями от 19 декабря 1995 г.;

- Венская конвенция о гражданской  ответственности за ядерный ущерб  от 21 мая 1963 г.;

- Договор о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и  под водой от 5 августа 1963 г.;

- Договор о запрещении ядерного  оружия в Латинской Америке  от 14 февраля 1967 г.;

- Договор о запрещении размещения  на дне морей и океанов и  в его недрах ядерного оружия  и других видов оружия массового  уничтожения от 11 февраля 1971 г.;

- Конвенция о физической защите  ядерного материала от 26 октября 1979 г.;

- Конвенция об оперативном оповещении  о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г.;

- Конвенция о помощи в случае  ядерной аварии или радиационной  аварийной ситуации от 26 сентября 1986 г.;

- Конвенция об ответственности  за ущерб, причиненный радиационной  аварией при международной перевозке  отработавшего ядерного топлива  от атомных электростанций стран - членов СЭВ от 15 сентября 1987 г.;

- Соглашение о совместных мерах  в отношении ядерного оружия  от 21 декабря 1991 г.;

- Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых  Государств в отношении химического  оружия от 15 мая 1992 г.;

- Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения  химического оружия и о его  уничтожении от 13 января 1993 г.;

- Конвенция о ядерной безопасности  от 17 июня 1994 г.;

- Договор о всеобъемлющем запрещении  ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г;

- Объединенная конвенция о безопасности  обращения с отработавшим топливом  и о безопасности обращения  с радиоактивными отходами от 5 сентября 1997 г.;

- Конвенция о дополнительном возмещении  за ядерный ущерб от 12 сентября 1997 г.;

- Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 10 сентября 1998 г.;

- Соглашение о едином порядке  экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического  сообщества от 28 октября 2003 г.;

- Международная конвенция о борьбе  с актами ядерного терроризма, одобренная Генеральной Ассамблеей  ООН от 13 апреля 2005 г.;

- и многие другие;

- создание условий для интеграции  экономики Российской Федерации  в мировую экономику.

В настоящее время одним из основных показателей нормального существования государства стал уровень развития экономики, который является также и залогом экономической безопасности страны. Создание конкурентоспособной продукции, рост экспорта и снижение зависимости от импорта являются приоритетом работы государственной власти.

"Сегодняшние  приоритеты работы Правительства  Российской Федерации - это модернизация  экономики и разумная интеграция  в мировое экономическое сообщество", - заявил вице-премьер И. Шувалов, выступая 15 апреля 2010 г. на XVII съезде  Российского союза промышленников  и предпринимателей.

В настоящее время существует Соглашение от 2005 г. между Россией и Евросоюзом, предусматривающее создание общего экономического пространства. Суть общего экономического пространства заключается в наличии у разных государств идентичных основных правил экономической жизни, а также налаживании постоянного широкого сотрудничества в борьбе с международной преступностью, в том числе с наркобизнесом и отмыванием капиталов, терроризмом, нелегальной миграцией. Поэтому важную роль в осуществлении интеграции экономики России в мировое экономическое пространство играет развитие экспортного контроля в нашем государстве;

- противодействие международному  терроризму.

В настоящее время терроризм является одной из самых страшных проблем во всем мире. Его масштабы огромны, интенсивность террористических действий не снижается на протяжении многих лет, их последствия отразились на жизнях и судьбах огромного количества людей. Терроризм является крайне опасным глобальным социально-политическим и криминальным явлением, угрожающим безопасности, международного мира.

Вышесказанное потребовало от государств создания механизма для борьбы с международным терроризмом. Одной из мер предотвращения и пресечения актов терроризма является использование конкретной страной системы экспортного контроля на своей территории.

Это согласуется с Резолюцией N 1373, принятой Советом Безопасности 28 сентября 2001 г., и Резолюцией N 1540, принятой Советом Безопасности 28 апреля 2004 г.4

Они обязали все государства применять эффективные меры в целях установления национального контроля для предотвращения распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки посредством установления надлежащего контроля над относящимися к ним материалами. В числе прочего государства обязаны устанавливать, совершенствовать, пересматривать и поддерживать надлежащий эффективный контроль на национальном уровне за экспортом и трансграничным перемещением таких предметов, включая надлежащие законы и нормативные акты по контролю за экспортом, транзитом, трансграничным перемещением и реэкспортом, меры контроля за предоставлением средств и услуг, относящихся к такому экспорту и трансграничному перемещению, а также устанавливать меры контроля за конечным пользователем, устанавливать и применять надлежащие меры уголовной и гражданской ответственности за нарушение таких законов и нормативных актов в области экспортного контроля.

Во исполнение Резолюции N 1540 Российская Федерация Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле"5 дополнила основные цели экспортного контроля включением противодействия международному терроризму.

1.2. Принципы  экспортного контроля

В статье 5 Закона раскрываются основные принципы государственной политики в сфере осуществления экспортного контроля в Российской Федерации. Государственная политика, являющаяся частью общей политики России, проводится в целях обеспечения национальной безопасности с учетом политических, экономических и военных интересов.

Появление новых угроз, таких как международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, опасность возникновения региональных конфликтов, послужило причиной включения в одно из приоритетных направлений внешней политики, изложенн3ой в Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2008 г., обеспечения безопасности России6.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной 12 мая 2009 г.7, на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия.

Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г.8

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики является обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, включая путь завоевания новых рынков на основе успешной модернизации соответствующих секторов российской экономики и умелого позиционирования на мировом рынке.

Информация о работе Национальная система экспортного контроля РФ