Национальная система экспортного контроля РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть национальную систему экспортного контроля.
Задачи:
1. Исследовать цели, принципы и методы осуществления экспортного контроля.
2. Проанализировать особенности организации экспортного контроля в России.

Содержание

Введение 3
1. Цели, принципы и методы осуществления экспортного контроля 5
1.1. Цели экспортного контроля 5
1.2. Принципы экспортного контроля 10
1.3. Методы осуществления экспортного контроля 15
2. Особенности организации экспортного контроля в России 26
2.1. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля 26
2.2. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю 30
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная система экспортного контроля РФ.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

- документы, подтверждающие полномочия  лица, подающего таможенную декларацию;

- документы, подтверждающие совершение  внешнеэкономической сделки, либо  иные документы, подтверждающие  право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в  рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

- транспортные (перевозочные) документы;

- документы, подтверждающие соблюдение  запретов и ограничений;

- документы, на основании которых  был заявлен классификационный  код товара по единой Товарной  номенклатуре внешнеэкономической  деятельности Таможенного союза;

- документы, подтверждающие уплату  и (или) обеспечение уплаты таможенных  платежей;

- документ, подтверждающий соблюдение  требований в области валютного  контроля.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза, подается до их убытия с территории.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации.

Статья 6 Таможенного кодекса Таможенного союза обязывает таможенные органы обеспечить соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Объектами применения запретов и ограничений являются:

- товары, перемещаемые через таможенную  границу и подлежащие декларированию  в соответствии с Таможенным  кодексом Таможенного союза:

- документы и сведения о товарах, представление которых необходимо  в соответствии с таможенным  законодательством Таможенного  союза;

- деятельность лиц, связанная с  перемещением товаров через таможенную  границу, а также осуществляемая  в рамках отдельных таможенных  процедур.

Применение сил и средств системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 315 "О контроле за экспортом товаров, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки"18. Места применения сил и средств данной системы являются зонами таможенного контроля.

В соответствии со ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

При прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) таможенным органам:

- на товары, включенные в Единый  перечень товаров, к которым применяются  запреты и ограничения на ввоз  и вывоз государствами - членами  Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, - лицензии либо иные разрешительные документы;

- на товары, подлежащие экспортному  контролю, в том числе продукцию  военного назначения - лицензии;

- на необработанные природные  алмазы - сведения о сертификате  Кимберлийского процесса, содержащие номер сертификата, дату его выдачи и срок действия;

2) другим контролирующим органам  на товары, в отношении которых  при ввозе установлены санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные  требования, - стандартный документ, предусмотренный международными  договорами государств - членов Таможенного  союза.

Если при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, прибывшие товары подлежат немедленному вывозу.

При убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) таможенным органам:

- на товары, включенные в Единый  перечень товаров, к которым применяются  запреты и ограничения на ввоз  и вывоз государствами - членами  Таможенного союза в рамках  ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, - лицензии либо иные разрешительные документы;

- на товары, подлежащие экспортному  контролю, в том числе продукцию  военного назначения, - лицензии.

Если при вывозе с территории Российской Федерации не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, вывозимые товары не подлежат фактическому вывозу.

Основанием для выпуска товаров и транспортных средств является выполнение следующих условий:

1) таможенному органу представлены  лицензии, сертификаты, разрешения  и (или) иные документы, необходимые  для выпуска товаров в соответствии  с Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые  требования и условия для помещения  товаров под избранную таможенную  процедуру в соответствии с  Таможенным кодексом Таможенного  союза;

3) в отношении товаров уплачены  таможенные пошлины, налоги либо  предоставлено обеспечение их  уплаты в соответствии с Таможенным  кодексом Таможенного союза.

При этом при несоблюдении вышеперечисленных условий выпуска товаров таможенный орган не позднее дня истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров (ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Вышеуказанный порядок применяется в отношении товаров, перемещенных через внешнюю границу Таможенного союза с территории третьих стран, и не распространяется на товары и транспортные средства, происходящие из одной страны - участницы Таможенного Союза и перемещающиеся внутри союза. Таможенное оформление таких товаров не производится.

Несмотря на то что в отношении товаров и транспортных средств, происходящих из одной страны - участницы Таможенного союза и перемещающихся внутри него, таможенное оформление отменено, таможенный контроль товаров, подпадающих под действие экспортного контроля, осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

До 18 июля 2005 г. абзац 5 статьи 7 Закона предусматривал метод экспортного контроля в виде валютного контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.

Однако в связи с проводимыми изменениями валютного законодательства Российской Федерации Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"19 валютный контроль был исключен из методов экспортного контроля.

В случае совершения субъектами внешнеэкономической деятельности нарушений законодательства экспортного контроля в виде несоблюдения ими порядка осуществления внешнеторговых операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, применяется метод применения мер государственного принуждения. Он раскрыт в ст. ст. 31 и 32 Закона и заключается в применении к виновным физическим лицам гражданского, административного либо уголовного наказания, а юридические лица в соответствии с ним привлекаются к гражданской и административной ответственности, а также к ответственности в виде лишения права заниматься определенными видами внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, на основании рассмотрения целей, принципов и методов осуществления экспортного контроля можно сделать следующие выводы:

1. Конечный результат осуществления системы экспортного контроля в Российской Федерации, которая включает в себя:

- защиту интересов Российской Федерации;

- реализацию требований международных  договоров Российской Федерации  в области нераспространения  оружия массового поражения, средств  его доставки, а также в области  контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

- создание условий для интеграции  экономики Российской Федерации в мировую экономику;

- противодействие международному  терроризму.

2. Осуществление государственной политики в области экспортного контроля должно строиться на следующих принципах:

- добросовестности выполнения международных  обязательств Российской Федерации  в области нераспространения  оружия массового поражения, средств  его доставки, а также в области  контроля за экспортом продукции  военного и двойного назначения;

- законности;

- гласности;

- доступности информации по вопросам  экспортного контроля;

- приоритета интересов безопасности  государства;

- осуществления экспортного контроля  только в той мере, в какой  это необходимо для достижения  его целей;

- гармонизации процедур и правил  экспортного контроля с общепризнанными  международными нормами и практикой;

- взаимодействия с международными  организациями и иностранными  государствами в целях укрепления  международной безопасности и  стабильности, предотвращения распространения  оружия массового поражения и  средств его доставки.

3. Статья 7 Закона перечисляет список методов осуществления экспортного контроля. Эти методы являются правовыми средствами, с помощью которых уполномоченные органы регулируют и осуществляют контроль за перемещением товаров и технологий через границу Российской Федерации, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Данный перечень является исчерпывающим, и каждый указанный метод конкретно раскрывается отдельно в Законе.

 

2. Особенности организации экспортного контроля в России

2.1. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля

Функционирование системы экспортного контроля можно представить в виде нижеследующей схемы (рис.).

Рисунок 1 - Схема функционирования системы экспортного контроля Российской Федерации

Статья 8 Закона раскрывает полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при реализации системы экспортного контроля.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экспортного контроля реализуются на основании Конституции России и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"20 и выражаются в виде:

- организации реализации государственной  политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля.

Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство России, являясь высшим исполнительным органом государственной власти, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенной Президентом России, осуществляется Правительством РФ на основе возложенных на него ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ21 полномочий;

- определения порядка осуществления  внешнеэкономической деятельности  в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной  деятельности (прав на них), которые  могут быть использованы при  создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов  вооружения и военной техники  либо при подготовке и (или) совершении  террористических актов.

Организацию порядка проведения экспортного контроля и реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, Правительство РФ выражает в виде издания постановлений, имеющих нормативный характер и обязательных к их исполнению;

Информация о работе Национальная система экспортного контроля РФ