Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:02, курсовая работа
Мороженое - сладкий освежающий продукт, полученный путем взбивания и замораживания специально подготовленной смеси (Т.П.Ильенко-Петровская, Э.Ф.Бухтарева [6]). Мороженое является одним из самых любимых продуктов населения, особенно детей. Это объясняется не только его высокими вкусовыми качествами, но и большой пищевой и биологической ценностью.
Введение..................................................................................................................3
1 Обзор литературы
1.1 Химический состав и пищевая ценность мороженого……………............6
1.2 Сырье, используемое для производства мороженого……………………10
1.3 Технологическая схема производства мороженого……………………...13
1.4 Требования к качеству мороженого………………………………………19
1.5 Факторы, сохраняющие качество мороженого……………………...........23
1.6 Пороки органолептических свойств мороженого и меры их предотвращения………………………………………………………………………………..26
1.7 Перспективы развития рынка мороженого……………………………….29
2 Собственные исследования
2.1 Материалы, методика и условия эксперимента……………………..........32
2.2 Результаты собственных исследований
2.2.1 Анализ ассортимента мороженого, выпускаемого ООО «РосФрост»...37
2.2.2Особенности технологии производства сливочно-растительного мороженого…………………………………………………………………………42
2.2.3 Результаты специальных исследований…………………………………45
3 Организационно-экономический анализ деятельности предприятия
3.1 Общая характеристика предприятия ООО «РосФрост»…………………50
3.2 Изучение основных производственных ресурсов предприятия………..
3.3 Показатели экономической эффективности производства и реализации продукции………………………………………………………………………….
3.4 Маркетинговые исследования продукции……………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Выводы и предложения……………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………...
Приложения
Показатели безопасности мороженого должны соответствовать требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01. Допустимые уровни содержания потенциально опасных веществ в мороженом, согласно Санитарным правилам и нормам, приведены в таблице 5:
Таблица 5 – Показатели безопасности мороженого
Продукт | Потенциально
опасные
вещества |
Допустимые
уровни,
мг/кг (л, дм), не более |
Мороженое всех видов
из
молока и на молочной основе |
Токсичные
элементы:
Свинец Мышьяк Кадмий Ртуть |
0,1 0,05 0,03 0,005 |
Пестициды
(в пересчете на жир):
Гексахлорциклогексан (альфа-, бета-, гамма-изомеры) ДДТ и его метаболиты |
1,25 1,0 | |
Радионуклиды:
Цезий-137 Стронций-90 |
100 Бк/кг 25 Бк/кг |
Допустимые уровни содержания микроорганизмов в мороженом при выпуске его в обращение указаны в таблице 6:
Таблица 6 – Требования к микробиологическим показателям мороженого
Продукт | КМАФАнМ,
КОЕ/см (г), не более |
Масса продукта (г/см), в которой не допускаются | Дрожжи, плесени, КОЕ/см(г), не более | |||
БГКП
(колиформы) |
патогенные,
в том числе
сальмонеллы |
стафило-
кокки S.aureus |
листерии
L.mono-cytogenes | |||
Мороженое молочное, сливочное, пломбир, с растительным жиром, торты, пирожные, десерты из мороженого, смеси, глазурь для мороженого | 1*105 |
0,01 |
25 |
1 |
25 |
- |
1.5 Факторы, сохраняющие качество мороженого
Основная задача процессов хранения и реализации мороженого - сохранение его качества, полученного при производстве. При упаковке, транспортировке и хранении мороженого необходимо создавать условия, препятствующие его таянию, развитию остаточной микрофлоры, окислительным процессам. Важную роль в этом отношении играет упаковка (Ю.А. Оленев [10]).
В качестве упаковки мелкофасованного мороженого применяют: этикетки; этикетки и пакетики из пергамента, подпергамента, пленки полиэтиленовой пищевых марок, ламинированного целлофана, алюминиевой фольги, полипропиленовой пленки, комбинированного материала; стаканчики из комбинированного материала; стаканчики из полистирола; стаканчики бумажные или из бумаги с водостойким покрытием; коробочки из картона марки А с водонепроницаемым покрытием; “фунтики” и конусы из алюминиевой, ламинированной или кашированной фольги. Упакованное мороженое укладывают в ящики из полимерных материалов и ящики из гофрированного картона. Ящики оклеивают клеевой лентой на бумажной основе.
В качестве упаковки весового мороженого используют: ящики из гофрированного картона с мешками-вкладышами полиэтиленовыми массой нетто не более 10кг; ведра с крышками из полимерных материалов, соответствующих требованиям Санитарных правил и норм, не более 10л.
На
каждую упаковочную единицу
Транспортная маркировка при междугородних перевозках содержит манипуляционные знаки “Скоропортящийся груз” и “Ограничение температуры”.
Транспортирование мороженого осуществляется в автомобилях-рефрижераторах и автофургонах с изотермическим кузовом в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов, действующих на данном виде транспорта. В автомобилях с изотермическим кузовом транспортирование мороженого осуществляется с использованием сухого льда. Температура в используемом транспортном средстве должна быть не более -12°С. Транспорт должен иметь санитарный паспорт, быть чистым и в исправном состоянии. Мороженое должно сопровождаться документом предприятия - изготовителя подтверждающим качество и безопасность продукта для здоровья человека: сертификат соответствия, удостоверение о качестве, выданное лабораторией предприятия.
Хранение мороженого осуществляют в холодильных камерах при температуре не более -22°С и относительной влажности 75-90%. Температурные колебания в камере хранения не должны превышать ±2°С. В камерах необходимо поддерживать строгий санитарный режим.
Закаленное мороженое желательно реализовать по возможности в короткие сроки, чтобы наиболее полно сохранить исходное качество продукта. В процессе длительного хранения происходит изменение органолептических свойств мороженого, а это не желательно, так как органолептические свойства мороженого гораздо больше, чем химический состав и пищевая ценность влияют на выбор потребителей и, в конечном счете, формируют спрос. По данным В.П. Шидловской [19], одной из причин изменения органолептических свойств мороженого при хранении является наличие пороков органолептических свойств сырья. Так, для сливок лимитирующим является состояние жировой фазы, для плодово-ягодных добавок- способность катализировать окислительные процессы. Частичная замена сахарозы в мороженом глюкозо-фруктозным сиропом и сиропом гидролизированной лактозы, виноградными концентратами и патокой предотвращает образование на поверхности порции мягкого мороженого или брикета закаленного мороженого твердой корки, появляющиеся в результате кристаллизации сахарозы при -18-22°С.
В процессе хранения постепенно происходит нежелательное укрупнение кристаллов льда и лактозы. Это проявляется тем быстрее, чем выше температура хранения, значительнее ее колебания и дольше срок резервирования. Укрупнение кристаллов льда может происходить в результате снижения способности стабилизаторов и других компонентов, например белков, связывать воду. Ранее связанная вода высвобождается и замерзает, способствуя укрупнению кристаллов. На укрупнение кристаллов лактозы при хранении влияют содержание лактозы, молочного жира, стабилизаторов и температуры. Следствием укрупнения кристаллов лактозы является появление мучнистости и песчанистости. Для предотвращения этого при хранении смесей для мороженого предельно допустимой концентрацией лактозы является при: -12°С-8,2%; -18°С-11,3%; -30°С-16,1%.
При хранении мороженое легко поглощает запахи из воздуха камеры, а также запахи, присущие упаковочным материалам. Иногда изменяется цвет, особенно плодово-ягодного мороженого.
Подытоживая
вышесказанное, можно сделать вывод,
что определяющими факторами, сохраняющими
качество мороженого, являются упаковка,
а также правильные, с соблюдением
всех необходимых требований и режимов,
его транспортирование и хранение.
1.6 Пороки органолептических свойств мороженого и меры их предотвращения
В процессе производства и хранения мороженого, при несоблюдении необходимых технологических режимов, а также при нарушении рецептур могут возникать различные дефекты и пороки продукта. Их причины и меры предупреждения приведены в таблице 7.
Таблица 7 – Пороки органолептических свойств мороженого
Порок | Причина | Меры предупреждения и снижения |
1 | 2 | 3 |
Неоднородная масса, потеря формы | Повышение температуры хранения | Соблюдать условия хранения мороженого |
Неоднородный, излишне или недостаточно выраженный цвет | Излишнее или недостаточное количество пищевых красителей, плодово-ягодных и овощных добавок | Соблюдать рецептуры использования пищевых красителей, плодово-ягодных и овощных добавок |
Неоднородная структура | Комочки жира, стабилизатора, нерастворимых молочных продуктов | Обязательно гомогенизировать смеси для мороженого: молочного - при 12,5-15,0 МПа; сливочного - при 10,0-12,5 МПа; пломбира при 7,5-9,0 МПа. Правильно готовить стабилизаторы для внесения в смеси. Тщательно перемешивать смеси в момент их подготовки. |
Грубокристаллическая структура | Низкое содержание
СОМО (менее 8%). Недостаточная вязкость
при созревании смеси. Образование крупных
кристаллов льда при медленном замораживании,
закаливании и нарушении условий хранения.
Недостаточное количество стабилизатора. Низкая
взбитость смеси для мороженого
при высоком содержании сахарозы. Резкие колебания температуры при хранении |
Повышать содержание
СОМО. Соблюдать параметры созревания
(не более 24 часов) и фризерования смеси
в зависимости от вида мороженого. Хорошо
перемешивать смесь и соблюдать режим
замораживания, закаливания и хранения. Повышать
содержание стабилизатора. Достигать взбитости смеси для мороженого не ниже 50% для молочного, 60% для сливочного и пломбира и 40% для плодово-ягодного. Не превышать содержание сахарозы более 20% путем частичной замены ее плодово-ягодными добавками. Не допускать резких колебаний температуры при хранении мороженого |
| ||
1 | 2 | 3 |
Низкая гидратация белков и, как следствие, повышение свободной влаги. | Повышать температуру смеси для мороженого. | |
Снежистая, хлопьевидная структура | Высокая взбитость
при низком содержании СОМО и стабилизатора
и высоком жира. Большое количество крупных
воздушных пузырьков.
Увеличение размеров кристаллов льда при закаливании и хранении мороженого при частой замене сахарозы подсластителями. |
Повышать дисперсность
воздушной фазы мороженого путем увеличения
содержания СОМО, стабилизаторов и снижения
жира. Соблюдать режимы закаливания и хранения мороженого. |
Появление твердой корочки на поверхности | Высокое содержание сахарозы. | Частичная замена сахарозы виноградными концентратами, глюкозо-фруктозными сиропами и гидролизированной лактозой |
Творожистая консистенция | Гомогенизация при очень высоких давлениях. Высокая кислотность. Много кальциевых солей | Соблюдать параметры гомогенизации. Контролировать кислотность смеси для мороженого. |
Мучнистая, песчанистая консистенция | Высокое содержание СОМО, в т.ч. лактозы. Наличие крупных кристаллов лактозы 10-15 мкм. | Снижать содержание СОМО (не менее 8-10%). Соотношение влаги и СОМО не менее 6,6. Достигать оптимальной взбитости для мороженого. |
Крошливая консистенция | Излишне высокая взбитость, наличие крупных воздушных пузырьков. Низкое содержание СОМО и стабилизаторов в смеси для мороженого. | Достигать оптимальной взбитости смеси. Повышать содержание СОМО и стабилизаторов в смеси для мороженого. |
Крупитчатая консистенция | Недостаточная гомогенизация смеси для мороженого, особенно при высоком содержании жира. | Соблюдать параметры гомогенизации смеси для мороженого. |
Излишне
плотная консистенция |
Недостаточная взбитость, особенно при высоком содержании СОМО. | Достигать оптимальной взбитости мороженого при некотором снижении содержания СОМО |
Продолжение таблицы 7 | ||
1 | 2 | 3 |
Тягучая, тестообразная консистенция (при таянии) | Недостаточная
взбитость при высоком |
Снижение содержания СОМО, стабилизатора; повышение температуры гомогенизации. |
Жидкая водянистая консистенция (при таянии) |
Недостаточное содержание СОМО и стабилизатора в смеси. Мороженое быстро тает |
Повышать содержание СОМО и стабилизатора в смеси. |
Пенистая консистенция (при таянии) | Излишне высокое содержание яиц и стабилизаторов. | Снижение содержания яиц и стабилизатора. |
Нечистые вкус, запах и аромат | Использование молочных продуктов, пищевых добавок неудовлетворительного качества. | Контролировать качество молочных продуктов и пищевых добавок. |
Прогорклый запах, салистый вкус | Использование молочного сырья с прогорклым запахом и вкусом. | Контролировать качество молочного сырья. |
Излишние вкус и аромат фруктовых и овощных добавок | Несоблюдение рецептур по использованию плодово-ягодных и овощных добавок. | Использовать качественные плодово-ягодные и овощные добавки. |
Соленый привкус | Попадание рассола при закаливании мороженого в эскимогенераторе. | Следить за работой эскимогенератора. |
Таким
образом, для получения качественного
продукта, без каких-либо недопустимых
дефектов, при производстве мороженого
в обязательном порядке должны приниматься
меры по их предотвращению, а также соблюдаться
все основные условия и режимы.
1.7 Перспективы развития рынка мороженого
Производство мороженого в России осуществляют около 250 предприятий. Особенности российского рынка мороженого – практическое отсутствие иностранных компаний (за исключением «Нестле» и «Баскин Роббинс»), большое число производителей продукции, а также равномерное расположение по территории России.
Объем производства мороженого в России в 2007 г. возрос на 6,1% и составил 412 тыс.т. Крупные компании, такие как «Талосто», «Инмарко», «Русский холод», имеют прирост производства от 20 до 30%.
В последние годы заметно изменилось соотношение экспорта и импорта мороженого: в 2006 г. экспорт составил 12,8 тыс.т., импорт – 5,4 тыс.т.
За последние годы несколько вырос объем потребления мороженого на одного человека, который составляет 3-4 кг в год, хотя это значительно ниже, чем в европейских странах (6-8 кг), США, Австралии (10-12 кг).
Для ассортимента мороженого, производимого на предприятиях РФ, характерно преобладание (70-80%) порционного мороженого, которое в осенне-зимний период сокращается максимум до 55%. Количество наименований изменяется на 15-20% (от 450 до 530). Вытесняются дешевые виды продукции, наращиваются высокодоходные, в частности, увеличиваются продажи рожков и эскимо с натуральными фруктовыми и другими наполнителями. Расширяется сегмент продукции, ориентированной на здоровый образ жизни: с пониженным содержанием жира и сахара, с функциональными добавками (обогащенное витаминами, йодом, кальцием).
Увеличиваются объемы выпуска семейного мороженого для домашнего употребления. Большинство предприятий ориентируются на постоянное выдвижение на рынок новых продуктов, за счет чего наращивается их реализация. В то же время появляются тенденции оптимизации ассортиментной линии в пользу хорошо известных видов («Айсберри»). Наиболее перспективно создание зонтичных брэндов, выпуск разных видов мороженого под единой торговой маркой («Инмарко»).
Резерв роста объема продаж – крупнофасованное мороженое (торт, лоток, ведерко) для потребления в домашних условиях. Большой брикет – наиболее популярное крупновесовое мороженое, второе место занимает лоток/ванночка, третье – торт (В.Н. Елхов [5]).