Ассортимент керамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 02:51, реферат

Краткое описание

работа содержит классификацию ассортимента и факторы влияющие на качество керамики

Вложенные файлы: 1 файл

керамика.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

Керамика

Общий объем российского  рынка посуды в прошедшем году приблизился к отметке в *** млрд. долл. США, рост по сравнению с предыдущим годом составил около 11%. 
- Доля керамической и фарфоровой посуды в общем объеме производства посуды в РФ составила около ***%, на стальную эмалированную приходилось 4,5%, алюминиевую штампованную – ***%. 
- Объем произведенной в РФ фарфорово-фаянсовой посуды составил в натуральном выражении в прошедшем году *** млн. изделий, за год производство сократилось на 16%. 
- В прошедшем году столовых приборов из нержавеющей стали выпустили в объеме порядка *** млн. штук, что на 9% меньше показателя предыдущего года. 
- В структуре экспорта в стоимостном выражении преобладает продукция из стекла, по итогам прошедшего года ее доля в общем объеме экспорта составила 81%.

За период с 2001 по 2004 год  прослеживается незначительное снижение объемов отечественного производства керамической посуды в натуральном  выражении (более 1%), наряду с незначительным увеличением общей стоимости  произведенных за год изделий (более 14%). Согласно экспертным оценкам, по отношению  к ряду стран Запада, где китайские  производители посуды существенно  потеснили внутренних производителей, ситуация в России остается вполне терпимой.

Увеличение стоимости  конечной продукции керамической посуды для отечественных производителей во многом связано с ростом цен  на сырье (темпы которого в последние  годы составляют 25-30%). Увеличение стоимости  сырья, в свою очередь, в значительной мере вызвано ростом цен на энергоресурсы, транспортные перевозки, инфляцией.

На сегодняшний день 10-12% сырьевой базы для производства керамической посуды составляет импорт, практически  целиком обеспечиваемый Украиной. Во многом такая ситуация связана с  привлекательными ценами на украинскую глину. Так, если на территории Российской Федерации отпускная цена на тонну  глины колеблется в пределах 10-60 долларов США (в зависимости от количества примесей), то украинская глина поставляется по цене 30-35 долларов США за тонну. При  этом, как отмечают эксперты, глины  российских месторождений зачастую уступают по качеству (содержанию вредных  примесей, негативно влияющих на качество керамической и фарфоровой посуды) глинам месторождений Украины.

Конкурентоспособность украинских поставщиков сырья обеспечивается также имеющимися у них льготами на железнодорожные перевозки по территории Украины. Этот фактор является весьма значимым, поскольку годовые  затраты на транспорт привозных  глин, потребляемых, например, производственными  предприятиями по выпуску керамической посуды в Московской области, составляют 73,6% от общей стоимости поставляемых глин.

В настоящее время в  России керамическая и фарфоровая посуда производится на нескольких десятках предприятий, в том числе и  на таких, где изготовление посуды является побочным производством. Ассортимент фарфоровых изделий, выпускаемых в России, превышает 2500 наименований. Рейтинг ведущих российских производителей фарфоровой посуды по итогам 2003 года выглядит следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1. Рейтинг  российских фарфоровых заводов по количеству выпускаемой продукции, 2003 г., тыс. изделий 

Наименование предприятия

Количество посуды за год

ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор" (г. Краснодар)

54161

ЗАО "Конаковский фарфоровый завод" (Тверская обл.)

41843

ПК "Дулевский фарфор" (Московская обл.)

32191

ЗАО "Богдановический фарфоровый завод" (Свердловская обл.)

27078

ЗАО "Фарфор Вербилок" (Московская обл.)

10147

АООТ "Пролетарий" (Новгородская обл.)

6729

ОАО "Ломоносовский фарфоровый завод" (г. Санкт-Петербург)

4600


Лидером по количеству единиц выпускаемой продукции фарфоровой посуды в 2003 году являлась краснодарская  фабрика "Кубаньфарфор", продукция которой широко известна в России и во многих зарубежных странах. Примечательно, что у этого предприятия, занимающего лидирующую позицию в производстве фарфоровой и фаянсовой посуды, в 2003 году динамика производства была отрицательной (по отношению к 2002 году (-5%)).

Вторую позицию занимал  «Конаковский фарфоровый завод», также  один из крупнейших производителей фарфора  и фаянса в России, стоящий особняком  по масштабам производства. На третьей  строке рейтинга производственный комбинат «Дулевский фарфор» - один из крупнейших заводов Европы, специализирующихся на выпуске качественного фарфора для широких слоев населения. Замыкает четверку лидеров в производстве фарфоровой посуды «Богдановический фарфоровый завод», крупнейший производитель фарфора на рынке Урала и Сибири.

Два предприятия регионального  значения: ЗАО «Фарфор Вербилок»  и АООТ «Пролетарий», а также знаменитый «Ломоносовский фарфоровый завод», выпускающий  элитную и малосерийную продукцию посуды из фарфора заняли нижние строчки рейтинга.

Характеризуя современную  ситуацию со сбытом керамической и  фарфоровой посуды на российском рынке, необходимо отметить, что, по оценкам  ряда экспертов, годовой оборот рынка  фарфоровой посуды в России в настоящее  время составляет порядка 60 млн. долларов США. Рынок фарфоровой посуды условно  можно разделить на три ценовых  сегмента: посуда эконом-класса, посуда среднего ценовой категории и посуда верхней категории цен - высокохудожественный фарфор, в основном ручной работы. В некоторых случаях выделяется еще один ценовой сегмент - посуда «от кутюр», который находится между средним и элитным. В нижнем ценовом сегменте доминирует украинская и азиатская посуда. Средний ценовой сегмент представлен преимущественно посудой отечественного производства, китайского производства, а также производства некоторых европейских стран, в частности, Чехии. Верхний ценовой сегмент представлен в основном продукцией отечественных и европейских производителей (в частности, Германии). Границы ценовых сегментов различаются в зависимости от товарной группы фарфоровой и керамической посуды. В качестве примера можно привести диапазоны цен на чайные сервизы. В этой товарной группе цена продукции нижнего ценового сегмента не превышает 600 руб.; цена продукции среднего ценового сегмента составляет 600-1500 руб.; продукция верхнего ценового сегмента стоит более 1500 руб. (до 500-700 долларов США и более).

В течение 2001-2003 гг. наблюдался рост объемов импорта керамической посуды в Россию . Общий объем импорта керамической посуды (включая фарфоровую посуду и другие виды) в стоимостном выражении за три года возрос до 44,774 млн. долларов США и в натуральном выражении (по весу) до 48778 тонн. При этом ежегодные темпы роста, как в стоимостном, так и в натуральном выражении составили около 20%. В 2003 году доля импортной керамической посуды по отношению к продукции отечественного производства составила 43,5 к 56,5% соответственно (см. рисунок 2).

Основными поставщиками керамической посуды в Россию являются Украина  и Китай. Также среди стран-экспортеров  необходимо отметить Германию, Польшу, Чехию. В условиях выраженной конкуренции  со стороны зарубежных производителей для российских предприятий, выпускающих  керамическую посуду, проблема сбыта  продукции становится весьма актуальной.

Керамическая и фарфоровая посуда российского производства экспортируется более чем в двадцать зарубежных стран . Основными странами-импортерами являются, Казахстан, Узбекистан, Германия, США, Турция. Также в числе стран, куда осуществляются поставки российской посуды, необходимо отметить Украину, Данию, Польшу, Финляндию, Швейцарию. По оценкам экспертов, стоимость экспорта российской керамической и фарфоровой посуды составляет примерно три четверти стоимости посуды, импортируемой в нашу страну. В течение 2001-2003 гг. объем экспорта керамической посуды из России практически сохранялся на одном уровне. Такая же динамика наблюдалась и в натуральном выражении.

Потребительские предпочтения керамической и фарфоровой посуды в  России характеризуются рядом особенностей по отношению к Европе. В частности, одной из основных специфических  черт предпочтений российских потребителей выступает потребность в высококачественной посуде по умеренной цене. Потребители  стремятся покупать качественные изделия, не переплачивая за это. В связи с  особенностями спроса на керамическую и фарфоровую посуду в России перед  зарубежными поставщиками встает задача создания адаптированной продукции, обладающей оптимальным соотношением цены и  качества.

Нахождение наилучшего соотношения  цены и качества продукции весьма актуально и для отечественных  производителей в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями. В качестве примера конструктивного решения  этой задачи можно отметить недавнее открытие «Ломоносовским фарфоровым заводом» выпуска посуды для массового потребления и введение на рынок соответствующей новой торговой марки Family Line .

По словам генерального директора ОАО «Ломоносовский фарфоровый завод» Николая Гордеева, новая линия Family Line, в отличие от традиционной «подарочной» линии, ориентирована на удовлетворение повседневного спроса. Продукция посуды Family Line поставляется в сетевые гипермаркеты. С запуском линии Family Line, а также открытием второго цеха костяного фарфора предприятие планировало в текущем году в 2 раза увеличить объем производимой посуды (с 5 млн. до 10 млн. изделий в год) и, соответственно удвоить свой торговый оборот.

В качестве итога проведенного обзора сформулируем краткие выводы:  
- Российский рынок керамической и фарфоровой посуды характеризуется ежегодным незначительным снижением объемов производства, сопровождающимся повышением цен на единицу продукции. 
- Среди отечественных производителей лидером по количеству единиц выпускаемой фарфоровой посуды в 2003 году являлась краснодарская фабрика «Кубаньфарфор». Вторую и третью позиции занимали соответственно «Конаковский фарфоровый завод» и ПК «Дулевский фарфор». 
- В течение последних лет наблюдается рост объемов импорта керамической посуды в Россию. За период 2001-2003 гг. ежегодные темпы роста объемов импорта составили около 20%, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.  
- Керамическая и фарфоровая посуда российского производства экспортируется более чем в двадцать зарубежных стран. В течение 2001-2003 гг. объем экспорта керамической посуды из России сохранялся на одном уровне, без существенных изменений.

Керамика- один из самых древних искусственных материалов. Уже первобытные люди умели делать изделия из глины. В Египте за 5000 лет до н.э. широко пользовались различными керамическими сосудами и предметами украшения. 

Из Египта производство керамики перешло сначала в Грецию, затем  в Италию. Особенно славились керамические изделия итальянского города Фаэнца, получившие название фаянса. От названия испанского острова Майорка происходит наименование другой разновидности  керамики- майолики. Наиболее ценный вид керамики- фарфор- был изобретен в Китае во 2 веке до н.э., где тщательно хранили секрет его получения. В Европе это искусство оставалось неизвестным в течение многих веков. ишь в конце 15 века китайских фарфор вывезли в Европу венецианцы. Первый европейский фарфор, не уступающий китайскому, был получен в Германии (в Саксонии) в 1790 г., а через некоторое время его производство стало развиваться и в других странах Европы. 

В России первый фарфоровый завод был построен в 1744 г. близ Петербурга. 

Первый фаянсовый завод  в России был основан под Москвой  в 1724 г. К 1913 г. в России насчитывалось 36 фарфоро-фаянсовых заводов…. 

Одновременно со строительством новых предприятий , происходила реконструкция действующих, а также замена устаревшего оборудования новым, более производительным.[1] 

До настоящего времени  в обиходе используется керамическая посуда. Поэтому ее качество, технические  и потребительские свойства также  актуальны. 

 

Керамика (греческое -- гончарное искусство, от слова keramos -- глина) -- это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

История керамики разнообразная и  очень интересная. Когда человек  научился обрабатывать глину, он начал  изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек  изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано  много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В  стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители  из разных стран делали похожие изобретения.

Секрет производства фаянса, известный  мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был изобретен  в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы  открывали секрет фарфора, уже с 6 века известный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали свои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор. Преемственность традиций при  производстве керамики видна в истории  гончарного искусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.

В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости  для хранения продуктов. Мастера  использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и  обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера  пробовали разные техники, разные сорта  глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень  многие коллекционируют керамику, как  произведения искусства и памятники  истории художественной культуры.

В Древней Руси уже в X веке с  помощью гончарного круга изготовлялись  различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим узором. В XI веке стала  применяться роспись с применением  глазури и эмали. После татаро-монгольского нашествия русская керамика возродилась  уже в XIV-XV веках. В керамике XVI века стало применяться «морение»  и лощение, а с XVII века появились  плоскорельефные изображения. В XVIII веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться  посуда из майолики с росписью по сырой  эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено производство изразцов -- сначала рельефных, затем гладких с росписью. В 1744 году в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым было начато производство русского фарфора. Во второй половине XVIII века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика благодаря своим майоликовым квасникам, тарелкам, игрушкам с многоцветной росписью по белой поливе.

Информация о работе Ассортимент керамики