Зарубежный опыт в управлении качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении систем управления качеством продукции в зарубежных странах, для чего решаются следующие задачи: изучение истории развития подходов к управлению качеством продукции, направлений управления качеством в США, Японии и Европе; оценка функций маркетинга в обеспечении качества продукции; определение роли стандартов ИСО 9000; рассмотрение «жизненного цикла» товаров и зарубежных организаций по управлению качеством товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Системный подход к управлению качеством в экономически развитых странах…………………………………………………………………………….5
1.1 Опыт управления качеством в США……………………………………...5-6
1.2 Опыт управления качеством в Японии…………………………………...6-8
1.3 Опыт управления качеством в Германии………………………………....8-9
1.4 Опыт управления качеством во Франции………………………………10-11
2. Маркетинг и обеспечение качества………………………………………12-14
3. Роль международных стандартов ИСО 9000…………………………….15-17
4. Особенности управления качеством на всех стадиях «жизненного цикла» товара………………………………………………………………………….18-22
5. Зарубежные организации по управлению качеством…………………...23-29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа: 31с., 9 источников. 

       УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, СТАНДАРТЫ ИСО 9000, МАРКЕТИНГ, «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ», ЗАРУБЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. 

     Объект  исследования –  управление качеством продукции.

     Предмет исследования –  управление качеством продукции в экономически развитых странах.

     Цель  работы – изучить зарубежный опыт управления качеством продукции, направления, подходы, инструменты.

     Методы  исследования –  сравнительного анализа, группировок.

 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………..4

1. Системный подход к управлению качеством в экономически развитых странах…………………………………………………………………………….5

1.1 Опыт управления  качеством в США……………………………………...5-6

1.2 Опыт управления  качеством в Японии…………………………………...6-8

1.3 Опыт управления  качеством в Германии………………………………....8-9

1.4 Опыт управления  качеством во Франции………………………………10-11

2. Маркетинг  и обеспечение качества………………………………………12-14

3. Роль международных  стандартов ИСО 9000…………………………….15-17

4. Особенности  управления качеством на всех  стадиях «жизненного цикла» товара………………………………………………………………………….18-22

5. Зарубежные  организации по управлению качеством…………………...23-29

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………...31 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время в экономически развитых странах наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения.

     Качество  продукции (включая новизну, технический  уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Вопрос управления качеством продукции является актуальным для руководства предприятий, выпускающих продукцию, отвечающую требованиям стандартов качества, получившим широкое распространение практически во всех странах мира.

     Цель  данной работы заключается в рассмотрении систем управления качеством продукции  в зарубежных странах, для чего решаются следующие задачи: изучение истории развития подходов к управлению качеством продукции, направлений управления качеством в США, Японии и Европе; оценка функций маркетинга в обеспечении качества продукции; определение роли стандартов ИСО 9000; рассмотрение «жизненного цикла» товаров и зарубежных организаций по управлению качеством товаров.

 

      1. Системный подход  к управлению качеством  в экономически  развитых странах 

     До  начала ХХ века элементы управления качеством  были встроены в общий процесс  управления предприятием, и управление качеством осуществлялось путём выполнения отдельных элементов в рамках тех или иных подходов к управлению. По мере обострения конкуренции качество продукции приобретало всё большее значение как основа конкурентоспособности. Поэтому для повышения эффективности в решении проблем качества потребовалась более тесная увязка элементов и подходов, применявшихся в управлении качеством, в результате чего на практике они всё более обособлялись в самостоятельный аспект управления предприятием – управление качеством продукции. Это привело к тому, что управление качеством сформировалось в самостоятельную область знания и направление практических работ. В результате накопления и интеграции элементов в единую систему и благодаря научному анализу накопленного опыта, управление качеством приобрело комплексный, системный характер [5, c.79]. 

     1.1 Опыт управления  качеством в США 

     В США разработано большинство  концепций и методов современного менеджмента качества. Широкое применение в работе американских фирм они начали находить примерно с середины 1970-х годов, когда японские товары вытеснили ряд американских с их рынков сбыта.

     В 1940-50-е годы в США службы качества на предприятиях основное внимание уделяли  контролю качества, выявлению проблем  и их устранению. Существовала система  управления «по отклонениям», которая реагировала на возникшие ошибки и пренебрегала важными профилактическими мероприятиями, недооценивала важность результатов работы в подразделениях, не связанных с процессом производства. До начала 1980-х годов планированием качества в американских фирмах занимались отделы качества, которые не несли при этом никакой ответственности. Важным инструментом достижения качества признавался статистический контроль, при котором применялся выборочный приёмочный контроль. Были разработаны контрольные карты, выполненные У. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества (Г. Додж, Г. Роминг).

     В 1970-80-е годы началось формирование комплексных  систем управления качеством. Комплексное управление качеством - это эффективная система, объединяющая деятельность различных подразделений, ответственных за разработку показателей качества, их достижение, поддержание достигнутого уровня качества, обеспечение производства и эксплуатации продукции на самом экономном уровне при полном удовлетворении требований потребителей. Рынок признавал, что качество важнее цены. США столкнулись с конкуренцией европейских и японских фирм, предлагавших высококачественные товары по низким ценам. В США были приняты усилия по преодолению отставания продукции по уровню качества от ведущих индустриальных стран. Доктор А. Фейгенбаум заложил основы концепции TQM. Total Quality Management, или всеобщее управление качеством – комплексная система, ориентированная на постоянное улучшение качества всей организации, минимизацию производственных затрат и поставку продукта точно в срок [1, c. 49]. Впервые было уделено внимание роли высшего руководства фирмы в обеспечении качества, необходимости управления качеством на всех этапах – разработки, создания, эксплуатации и утилизации продукции. Компания Hewlett-Packard возглавила поиски пути повышения качества. Было решено уделить внимание решению следующих проблем:

     -мотивация  рабочих;

     -кружки  качества;

     -статические  методы контроля;

     -повышение  сознательности служащих и управляющих;

     -учёт  расходов на качество;

     -программы  повышения качества;

     -материальное стимулирование [1, c.26].

     В 1967 году был принят закон о создании национальной комиссии по безопасности изделий, выпускаемых американской промышленностью. В 1972 году был принят закон «О безопасности потребительских товаров» [4, c. 88]. Начиная с 1980 года, в стране проводилась массированная кампания по обучению на рабочих местах способам повышения качества и обнаружения дефектов. В этот период в США большой вклад в развитие управления качеством внесли американские учёные Э. Деминг и Дж. Джуран. Э. Деминг ввёл цикл PDCA – планирование, выполнение, проверка, корректирующее воздействие. Американская компания IBM стала проводить политику 100%-ного уровня качества - необходимые затраты возрастают на порядок с каждым этапом продвижения от проектирования к производству, установке оборудования, а затем к его эксплуатации.

     На  данном этапе экономического развития США к вопросам повышения качества национальной продукции уделяется внимание со стороны законодательной и исполнительной власти.

     Характерными  особенностями американского опыта  в области качества являются:

     -жёсткий  контроль качества изготовления  продукции с использованием методов  математической статистики;

     -внимание  к процессу планирования производства по объёмным и качественным показателям, административный контроль исполнения планов;

     -совершенствование  управления фирмой в целом. 

     1.2 Опыт управления  качеством в Японии 

     Опыт  Японии показывает, что повышение  качества – работа, которая никогда не заканчивается.

     До  и во время Второй Мировой войны  японская продукция была дешёвой и уровень её качества был крайне низким. Началом деятельности по контролю качества в Японии является 1946 год. Контроль качества был введён на заводе фирмы Tamagawa. В 1950-е годы в Японии был внедрён «цикл Деминга», связанный с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов изменениями для повышения уровня качества. Активно использовались контрольные карты для управления технологическим процессом.

     В 1960-е годы проблемы контроля качеством  начинают выходить за рамки процесса производства, начинается внедрение  всеобщего контроля качества. Основным инструментом в реализации комплексного управления качеством стали кружки качества – небольшие (5-10 человек) организационно оформленные группы рабочих, объединённых для совместного обучения и применения статистических методов контроля качества и решения проблем, возникающих на рабочем месте. Постепенно была создана японская модель управления качеством – всеобщий контроль качества, представляющий собой единый процесс обеспечения качества повсеместно в фирме, выполняемый всем персоналом фирмы – от президента до работников первой линии производства [1, c. 29].

     Отличительными  элементами японского подхода к управлению качеством являются:

     -ориентация  на постоянное совершенствование  процессов и результатов труда во всех подразделениях;

     -ориентация  на контроль качества процессов,  а не качества продукции;

     -ориентация  на предотвращение возможности допущения дефектов;

     -тщательное  исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции к предыдущей;

     -культивирование  принципа «Твой потребитель –  исполнитель следующей производственной операции»;

     -полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;

     -активное  использование человеческого фактора,  развитие творческого потенциала  рабочих и служащих, культивирование  морали «Нормальному человеку  стыдно плохо работать».

     В 1970-е годы в Японии происходит переход от статического контроля качества (SQC) к всеобщему контролю качества (TQC). Начинается широкое применение компьютерных технологий в управлении качеством.

     На  японских предприятиях для персонала  разработана программа участия в обеспечении качества, получившая название «пять нулей»Она сформулирована в виде коротких правил:

     -не  создавать (условия для появления  дефектов);

     -не  передавать (дефектную продукцию  на следующую стадию);

     -не  принимать (дефектную продукцию с предыдущей операции);

     -не  изменять (технологические режимы);

     -не  повторять (ошибок).

     Эта правила детализированы для каждого этапа подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника.

     При создании систем качества в Японии использовались в основном принципы и методы, разработанные в США, но в Японии все эти методы оказались значительнее эффективнее. Выделяют следующие основные причины успешного развития в Японии систем менеджмента качества:

     -привлечение  к созданию и развитию систем качества высшего руководства фирм;

     -высокая  эффективность деятельности руководства  фирм, связанная с высоким уровнем  их подготовки, применением коллективных методов руководства, долгосрочного планирования деятельности фирмы;

     -широкое  привлечение всех сотрудников фирм к работам по обеспечению качества, в том числе с помощью кружков качества;

     -высокая  мотивация сотрудников, благоприятный  моральный, психологический климат в фирмах;

     -постоянный  рост квалификации всех работников  фирм с помощью систем повышения квалификации;

     -заинтересованность  работников фирм в условиях  пожизненного найма в совершенствовании работы фирмы, в самообразовании, традиционные для Японии трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность работников;

Информация о работе Зарубежный опыт в управлении качеством продукции