Изучение состава чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:32, творческая работа

Краткое описание

Для своего исследования мы выбрала чай, полезный и любимый многими напиток. Сегодня его можно назвать напитком №1.В тоже время мы редко задаемся вопросом, что содержит этот наш «знакомец» и чем один вид чая отличается от другого? Какова история чая? От чего зависит его качество и аромат? В процессе исследования знакомый напиток открыл нам много тайн.
Цель работы: Изучение состава чая, проведение опытов с ним.

Вложенные файлы: 1 файл

исслед.работа исслед чая.docx

— 780.34 Кб (Скачать файл)

Как показало анкетирование, предпочтение отдают черному чаю, т.к. этот напиток более привычный и традиционный (70%).Оказывается, о полезных свойствах зеленого чая знают не многие (12%), а чай «Каркадэ» пробовали всего лишь (18%) опрошенных. Не крепкий чай пьют 60% опрошенных и это правильно. От 3до 5чашек в день выпивают 73% ,это говорит о популярности напитка, более 5 -21%,совсем мало пьют чая от1до2 чашек- 6% опрошенных. Химический состав чая знают единицы(8%). Большинство учащихся считают чай полезным для организма(72%), указывают на его вредное влияние (4%) .  

  Для исследования  было взято три вида чая:  пакетированные  черный, зеленый  и чайный напиток  «Каркадэ».

Химический эксперимент наглядно показал, что в состав исследуемого чая входит кофеин. (Опыт №1) .Появление вещества оранжевого цвета, а затем коричневого и сравнение опытного образца с эталоном говорит о наличии в черном чае кофеина.  Установлено, что в черном чае его содержится больше. ( Приложение III. Опыт № 1)  

Опыт №2 позволил доказать наличие витамина С в чае. ( Молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом.)Витамина С много и в зеленом и в черном чае, но в зеленом его больше. ( Приложение III. Опыт № 2)

 Опыт № 3 дал возможность определить, что у чая слабо щелочная реакция среды. (Приложение III. Опыт № 3) 

Вещество танин был обнаружен по появлению темно- фиолетового окрашивания  при                                                                                       добавлению к раствору чая хлорида железа. Танин есть и в черном и в зеленом чае, но больше его в зеленом. (Опыт№4) (Приложение III. Опыт № 4)

Опыт №5. этот опыт показал, как меняется окраска (антоцианов - красящих веществ) в зависимости от реакции среды. Наиболее интересные опыты по изменению окраски мы провели с чаем «Каркадэ». К напитку добавляли  небольшие количества щелочи и наблюдали изменения окраски от ярко-красного до ярко зеленого. Универсальной индикаторной бумажкой измеряют рН среды. 

Изменение окраски чая «Каркадэ» в зависимости от рН среды.

рН

Цвет раствора

3,0

Ярко- красный

5,0

Красный

6,0

Красно-коричневый

7,0

Коричнево-черный

8,0

Коричнево- зеленый

10,5

Болотный

12

Ярко зеленый


 

Чай «Каркадэ» можно использовать в качестве индикатора.( Приложение III. Опыт № 5)

Опыт№6. Для приготовления ароматного, вкусного, полезного чая нами была приготовлена  чистая вода. Водопроводная вода, как известно, содержит много нежелательных  и даже токсичных примесей Полученный фильтр на ниточке поместили в электрочайник, включили его и получили  кипяток для чая. При нагревании воды до температуры кипения происходит интенсивное поглощение активированным углем ионов металлов и вредных органических веществ. В результате получили  1л. экологически чистого кипятка. (Приложение III. Опыт № 6)

                                         Заключение 

В результате проведенной исследовательской работы мы пришли к выводу: История чая очень интересна и занимательна.  70% учащихся потребляют чай, предпочитая черный. Химический состав чая очень разнообразен и сложен.   Экспериментально в обычной лаборатории можно выделить составные компоненты чая и провести с ними занимательные опыты. Биологическое действие чая на организм многогранно. Для заваривания полезного, ароматного чая нужна хорошая вода.

. Гипотеза  подтвердилась. Действительно в обычной лаборатории можно выделить составные компоненты чая и провести с ними опыты. Мы доказали это своим исследованием. 

Цель и задачи, которые были поставлены выполнены. Мы узнали многое  интересного и полезного. Эти знания нам пригодятся  в дальнейшей жизни.     

 

 

                      ЛИТЕРАТУРА

 

1.Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М.С.Гиляров.,А.А.Баев –М.:Сов.Энциклопедия, 1989

2.Коробкина 3. В. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. — М.: КолосС, 2003.

3.Ольхин О. Опыты без взрывов. — М.: Химия, 1986.

4.Смоляр В. И. Рациональное питание. — Киев: Наукова думка, 1991.

5.Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.

6.Тюкавкина Н. А. Органическая химия. — М: Дрофа, 2008.

7.Цоциашвили И. И. Химия и технология чая. — М.: Агропромиздат, 1989.

8.Химия в школе.№6,2011г.,Л.А Яковишин  «Химические опыты с чаем каркадэ»

9. Химия в школе  №8.2011.,В.К, Половняк «Как получить экологически чистый кипяток»  

10. Интернет сайты.      

 

 

                                            

 

 

 

 

                                      Приложение I

 

Химический состав чая.

 

 

Вещества

Содержание в %

Дубильные вещества

30

Белки

16

Сахара

До 2

Кофеин

5

Теофиллин

Незначительное

Клетчатка

Незначительное

Крахмал

Незначительное

Витамин  С

Незначительное

Витамин  В

Незначительное

Витамин  К

Незначительное

Витамин  Р

Незначительное

Витамин  РР

Незначительное

Каротин (провитамин А)

Незначительное

Калий

Незначительное

Кальций

Незначительное

Магний

Незначительное

Железо 

Незначительное

Марганец

Незначительное

Медь

Незначительное


 

 

                                                        Приложение  II

                                                  Результаты анкетирования. 

 Цель: выявление уровня знаний учащихся о чае.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Приложение  III

 

 

                                        Техника эксперимента 

Для исследования было взято  три вида чая: пакетированные  черный, зеленый и чайный напиток «Каркадэ»

 

 

 

                    

                                                           

Опыт №1 

Цель: проведение качественной реакции на кофеин  

 

 

 

 

 

Опыт №2 

Цель: определение витамина С в чае.

 

 

                                                                   

  Опыт №3

Цель: определение кислотно-щелочного  баланса.

                                                                

 

 Опыт №4

Цель: определение танина в чае.

                                                                 

 

 

 

  Опыт №5

Цель: показать, как меняется окраска (антоцианов - красящих веществ) в зависимости от реакции среды

 

 

 

 

 

 

 

Опыт №6 

Цель: получение экологически чистого кипятка.

Изготовление фильтра  для получения экологически чистого  кипятка:  1-исходный пакетик с  заваркой, 2- готовый фильтр.

 

 

                        Правила употребления чая.

  • Не пить чай натощак – это может быть вредно для пищеварительной системы.
  • Не пить слишком горячий или слишком холодный чай. Горячим можно обжечься, а от холодного банально застудить горло.
  • Не пить чересчур крепкий чай. Высокая концентрация кофеина в таком напитке плохо влияет на самочувствие человека. Особенно, не рекомендуется пить крепкий чай людям, страдающим гипертонией, глаукомой, при обострении язвы желудка.
  • Не заваривать чай слишком долго – это ухудшает его вкусовые и питательные качества.
  • Не запивать чаем лекарства, так как они могут плохо усваиваться. Лекарства вообще лучше всего запивать чистой водой.
  • Не заваривать многократно черный чай.

   Не пить вчерашний чай – он не только не                             содержит полезных веществ, но и       может навредить организм


Информация о работе Изучение состава чая