История развития товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:22, реферат

Краткое описание

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, некоторые наиболее ценные и обладающие длительной сохраняемостью товары (меха, золото, серебро, бобы какао и др.) выполняли функции эквивалента обмениваемых товаров еще до появления металлических и бумажных денег.
Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя или потребительной стоимостью.

Вложенные файлы: 1 файл

история развития товароведения.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТОВАРОВЕДЕНИЯ.

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних  товаров на другие. Чтобы этот обмен  был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты  на их получение. Более того, некоторые наиболее ценные и обладающие длительной сохраняемостью товары (меха, золото, серебро, бобы какао и др.) выполняли функции эквивалента обмениваемых товаров еще до появления металлических и бумажных денег.

Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя или потребительной стоимостью. На этом этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений.

Поскольку на первом этапе развития науки еще не дифференцировались по областям, товароведение также не существовало как отдельная наука, а информация о товарах появлялась в работах, посвященных сельскому хозяйству.

В средние века развитие естественных наук (физики, химии, биологии) оказало  существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Наряду с работами описательного  характера появляются работы, основанные на испытаниях.

В XVIII в. наметилась дифференциация наук; одним из результатов этого  процесса стало формирование научной  терминологии — специфического языка  каждой науки. Другим результатом дифференциации следует считать разработку собственных методов исследований (испытаний) или заимствование уже известных (релевантных) методов из других областей знаний. В этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впервые в России вышла «Торговая книга. Книжка описательная, как молодым людям торговлю вести и знать всему цену, и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, в том числе экспортно-импортных (меда, воска, зерна, пеньки, жиров, мехов и т.п.). Особенностями товароведной информации, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источниках, являются ее описательный характер и отсутствие систематизации.

Важным этапом в развитии товароведения стала публикация в 1756 г. книги И.Г. Людовицы «Основы  полной торговой системы», где впервые  были изложены основы товароведения  как области научных знаний. Книга  получила широкое признание современников. В предисловии книги автор отмечает, что он первым привел «купеческую науку» в определенную систему, понимая под этим совокупность знаний, относящихся к торговле, включая знание товаров, «счетоводчество» и содержание отчетных книг в порядке.

Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также дал определение терминов «товароведение» и «товар». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг». «Предмет товаропознание в особенности есть знание товаров, смотря по купецкой в них нужде. Несмотря на выделение товароведения как особой области знаний, накапливаемая информация о товарах носила в основном товароведно-технологический характер. Большое место в описаниях товаров уделялось технологии их промышленного или сельскохозяйственного производства.

Товароведение в России.

В XVIII—XIX вв. товароведение  черпает сведения из смежных наук — химии, физики, биологии, агрономии, которые в этот период интенсивно развиваются. Большой вклад в развитие товароведения внесли работы Ф.В. Зуева, А.Т. Болотова, Н.Я. Озерецковского, И.Я. Биндгейма, Б.А. Энгельмана, М.Г. Левковича и др. Благодаря этим работам появляются химические методы товароведной оценки, а также способы переработки и хранения некоторых потребительских товаров. В середине XIX в. издается ряд капитальных трудов по товароведению. К ним относится, в частности, работа акад. Моделя «Химические обследования пищевых продуктов», где были приведены сведения о химическом составе отечественных пищевых продуктов.

Профессор Московского  и Казанского университетов, инспектор  Московской академии коммерческих наук Киттары по праву считается одним  из основоположников товароведения. По его инициативе в Московской академии был введен самостоятельный учебный курс «Товароведение».

Интенсивное развитие промышленности и торговли требовало подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих знаниями товаров, в связи с чем  в России и за рубежом были открыты  коммерческие учебные заведения, в учебные планы которых постепенно вводился учебный курс товароведения, что в свою очередь стало мощным стимулом к развитию

Советское товароведение.

 В 1927 г. Я.Я. Никитинский  опубликовал первую научную монографию  «Очерки по товароведению пищевых продуктов», а в 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения которой не утратили своей актуальности и на современном этапе развития товароведения.

В 1930-е гг. происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами.

В 1933 г. вышла книга М.С. Бродского  и Г.Р. Корек «Основы товароведения», авторы которой предприняли попытку  использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических  основ товароведения пищевых  продуктов. Эта книга оказала  значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения.

В конце 1950-х —начале 1960-хгг. выходят  учебники по разным разделам товароведения. В период с 1957 по 1965 г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых  продуктов, выдержавших по 3—4 издания; отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов. В 1957—1962 гг. вышли в свет девять учебников по товароведению промышленных товаров.

К сожалению, в начале 1990-х гг. издание товароведной литературы в российских издательствах полностью  прекратилось. Не вышла в свет из-за финансовых трудностей уже готовая  рукопись 4-го издания «Справочника товароведа продовольственных товаров», намеченная к выпуску в 1991 — 1992 гг. Лишь в 1995 г. по инициативе издательства «Экономика» и автора начато издание серии научно-практических книг по товароведению «Товарный справочник». Уже выпущены первые четыре книги этой серии по товароведению пищевых продуктов.

Необходимо отметить значительный вклад в развитие товароведения  и зарубежных ученых, в первую очередь  немецких и польских, чьи труды  были переведены на русский язык и  оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. Так, в 1967 г. была переведена на русский язык и издана книга Г. Грундке «Основы общего товароведения».

Начиная с 1962 г. проводились  международные конгрессы товароведов, на которых обсуждались общие  вопросы дальнейшего развития товароведения. Следует отметить два основных направления развития товароведения — практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно. На ранних этапах развития товароведения доминировало практическое направление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.

Накопление описательной информации и развитие естественно-научных  методов оценки качества товаров  привело к возникновению и развитию научного направления в товароведении. Этому в немалой степени способствовали развитие естественных наук (физики, химии, биологии), а также приход в коммерческие учебные заведения ученых из этих областей науки. Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения, где начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их исследований.

Одновременно в процессе преподавания товароведения было ослаблено практическое направление. Это вызвало резкую критику практиков и преподавателей смежных дисциплин, особенно экономических, а также требование реформирования содержания учебных планов, программ и учебников по товароведению, в основном за счет исключения знаний в области физики, химии и технологии. Спор между товароведами и экономистами о сути товароведения длился почти 30 лет, выходя на страницы научных журналов и средств массовой информации, в залы заседаний ученых советов и научных конференций.

В ходе этих споров раздавались абсурдные утверждения о бесполезности товароведных знаний. При этом делались ссылки на опыт таких стран, как США, Франция и др., где в коммерческих учебных заведениях отсутствует учебная дисциплина «товароведение». Действительно, в этих странах товароведение либо не выделено в особую учебную дисциплину и знания товара студенты получают в курсах технологии производства, либо эта дисциплина носит другое название. Например, в некоторых учебных заведениях США в учебных планах есть дисциплины: «Политика в области ассортимента», «Политика в области качества».

Одним из аргументов в этих спорах было утверждение, что за качество товара отвечает только изготовитель, поэтому  в условиях рыночной экономики продавец будет получать товары гарантированного качества и может не утруждать себя их квалифицированным приемочным контролем. Однако переход к рыночным отношениям выявил приоритет товароведных знаний в коммерческой деятельности.

Ослабление контроля за качеством  товаров на государственном и  внутрифирменном уровне в начале 1990-х гг. привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства.

В результате Правительство РФ приняло  постановление «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров» (от 12 июля 1996 г. № 799).

В связи с этим усилился интерес  практических торговых работников к  товароведным знаниям, а в средних  и высших профессиональных учебных  заведениях увеличился конкурс на товароведные специальности. Все это обязывает на современном этапе развития товароведения гармонизировать оба направления — практическое и научное, так как они дополняют и обогащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения. Одним из важнейших является использование в товароведении маркетинговых принципов, в частности рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызывает необходимость поиска современных путей прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей.

Однако это не означает отказа от тех традиций российского товароведения, которые были предложены его основоположниками и многие из которых не утратили актуальности и в наши дни. Более того, в товароведении всегда существовали и будут существовать «вечные» проблемы — изучение новых товаров и новых потребительских свойств уже известных товаров с учетом последних достижений товароведной и смежных наук.

С изменением социально-экономических  условий некоторые проблемы вновь  становятся злободневными и требуют  новых подходов. К таким проблемам  относится в первую очередь идентификация товаров для обнаружения или предупреждения их фальсификации.

Современный этап развития науки характеризуется  интеграцией научных знаний различных  отраслей. Эта проблема сегодня стоит  и перед товароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов — товароведения пищевых продуктов и товароведения непродовольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ, рассматривающих основополагающие характеристики всех товаров независимо от их назначения.


Информация о работе История развития товароведения