История развития торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

О немой торговле на Руси у нас нет никаких сведений, но о таком способе обмена у различных племен, населявших Россию, упоминается в источниках. При этом способе торговли технологический процесс заключается в следующем:
представители из разных племен прибывают в определенное заранее оговоренное место, возможно, это нейтральная земля или поселения где имелось определенное место совершения обмена;
участники немой торговли выкладывали свой товар на определенное место, делали на них знак и оставляли;
через некоторое время возвращались и находили нужный им для обмена товар, который обычно лежал где-то рядом с их товаром. Если товар им нравился, и полностью удовлетворял их требованиям, продавцы забирали его, а на этом месте оставляли свой товар, который был предложен изначально для немой торговли

Вложенные файлы: 1 файл

проектирование торговых предприятий(2).doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине «Проектирование торговых предприятий».

Тема: « История развития торговых предприятий».

Исходную точку в процессе возникновения и развития торговли составляет немая торговля, встречающаяся в качестве наиболее ранней формы торговли у всех народов .

О немой торговле на Руси у нас нет никаких сведений, но о таком способе обмена у различных племен, населявших Россию, упоминается в источниках. При этом способе торговли технологический процесс заключается в следующем:

  1. представители из разных племен прибывают в определенное заранее оговоренное место, возможно, это нейтральная земля или поселения где имелось определенное место совершения обмена;
  2. участники немой торговли выкладывали свой товар на определенное место, делали на них знак и оставляли;
  3. через некоторое время возвращались и находили нужный им для обмена товар, который обычно лежал где-то рядом с их товаром. Если товар им нравился, и полностью удовлетворял их требованиям, продавцы забирали его, а на этом месте оставляли свой товар, который был предложен изначально для немой торговли. Но были случаи, когда торговцы не находили нужного для себя варианта обмена, тогда они просто забирали свой товар.

При данной форме торговых взаимоотношений их участники не видят друг друга и не общаются между собой. Суть немой торговли, заключается не в незнании языка, а во взаимном недоверии, в нежелании входить в непосредственные сношения с иноплеменниками, к которым относятся как к врагам.

Первые упоминания о внутренних формах торговли в России относятся к 8-9 веку.

Естественным центром всей экономической жизни в киевской Руси становится Киев. Замыкая собой, цепь русских городов по великому водному пути, он является главным сборным пунктом русской торговли и в короткое время достигает удивительного процветания.

В Киев стремятся купцы из самых различных уголков Европы, привлекаемые оживленным обменом товаров. В нем множество церквей и восемь торговых рынков.

Рынок – торг, торжище – являлся тем местом, где производился обмен и где можно было в древней Руси этим заниматься. Кроме этого рынок становится главным местом в городе, где происходит не только товарообмен, но и собираются все жители города, узнают новости, общаются, сообщают важные сведения, развлекаются. По данным летописей Киевской Руси уже существуют плотничество, гончарное дело, кузнечное мастерство, ткатское дело, выделка мехов и кожи. Но все изделия этих промыслов имели сбыт только на внутреннем рынке, это было первое проявление розничной торговли.

И все же главными предметами для русской внешней торговли были в основном продукты звероловства и пчеловодства и сельского хозяйства.

В это время не произошло еще выделение оптовой и розничной торговли. Все торгово-обменные операции происходили в одном месте – на рынке. Торговля носила ярмарочный характер. Главным торговым днем в городах считалась пятница, когда на городской площади открывался рынок.

В это время Киевская Русь еще не являлось единым государством, каждый город представлял собой отдельное княжество, и у каждого были свои рынки и внешняя и внутренняя торговля. Следующий этап становления торговли можно отнести к 12 веку. После раздробления Руси и упадка Киева экономическим центром становится Новгород.

По своему местоположению Новгород находится в стороне от Киева, который очень пострадал от беспрерывных княжеских усобиц и сами князья мало были заинтересованы в завоевании этого княжества. Поэтому Новгород особо не пострадал, а развил прочные экономические торговые связи как внутри княжества так и во внешней торговле с другими государствами.

В Новгороде торг занимал обширное место и подразделялся на ряды, сообразно роду продаваемых товаров или происхождению сидевших в лавках купцов. Находим, например, Вощный ряд (Вощник), где торговали воском.

Здесь мы видим проявление первой специализации в торговле. После принятия христианства торговые операции стали проводить под покровительством церкви и также в непосредственной близости от нее. Духовенство хранило в церквях меры и весы. В церквях устанавливались также особые лари, в которых хранились торговые договора, записки и книги для закрепления торговых сделок.

Храм и площадь перед храмом были теперь нейтральными местами, где только и мог совершаться товарообмен, где прекращалась вражда и совершался торг под охраной божества .

Самое устройство церквей приспособлено было к торговым целям: в подвале сохранялся товар, в притворе он взвешивался.

Начиная с 12 века центром торговых отношений на Руси становится Москва. Москва- сердце России. Она является средоточием всей русской торговли и промышленности. Она дает торговле вес, меру, монету, направление.

Именно в Москве происходят все весомые торговые сделки, издаются государственные указы для регламентации и поддержки коммерции, живут и работают богатейшие купцы. По словам приезжих иностранцев в это время розничная торговля выглядела следующим образом: « В городе Москве больше торговых лавок, чем в Амстердаме или в ином целом княжестве. Лавки эти маленькие и иногда плохого качества; сравнивать же их с амстердамскими совсем нельзя, ибо пришлось бы признавать, что из одной амстердамской лавки можно выкроить десять и более московских.»

Небольшие размеры торговых мест тесно связаны с различными видами торговых податей пошлин, которые получили широкое распространение на все территории страны. А так же и с особенностью внутренней торговли: « Торговлей в Москве занимаются решительно все». Все эти тенденции долгое время сохранялись на все территории России вплоть до эпохи правления Петра Великого.

Разнообразие видов торговых мест имели следующие названия: лавка, амбар, шалаш, скамья, бочка, кадь и кувшин, торговля оседлая и разностной торг, временные переносимые помещения .

Все торговые места были сосредоточены в гостиных дворах и торговых рядах, например в Москве в XXVII веке имелись следующие гостиные дворы: старый и новый гостиные дворы, персидский двор, английский двор, соляной двор, рыбный двор, литовский двор, армянский двор и т.д. Гостиные дворы существовали преимущественно для оптовой торговли.

Анализируя названия гостиных двором,можно увидеть их направленную специализация согласно видам товаров, которые предлагались к реализации, а так же географическую направленность происхождения товаров. В персидском дворе торговали купцы из Персии и других азиатских стран .

Розничная и мелкорозничная торговля была сосредоточена в торговых рядах: лоскутный, ветошный, рыбный, охотный и другие. Названия рядов полностью соответствовали ассортименту товаров, которые там предлагался к продаже населению.

Важную роль в формировании рынка на Руси, наряду с ярмарками, играли базары. В определенные дни недели базары проводились в тех городах, в которых разрешалось вести торг. В Москве и Ярославле ежедневно, в других 1-4 раза в неделю. Ярмарки же проводились один-два раза в год.

Можно сделать следующие выводы:

Специализация торговли;

Разделение торговли на опт и розницу;

Большое количество торговых мест и их разнообразие;

Концентрация торговли в определенных местах по ассортиментному профилю;

Разделение торговли на сезонную (эпизодическую) и постоянную.

Таблица 1. Эволюция предприятий оптовой и розничной торговли в России  

 

Периоды исторического развития

Типы и виды предприя-тий торговли

Особенности, основные названия, характеристики и участники

Дополнительные, сопутствующие критерии и пояснения

Древнейшая Русь

«Немая» торговля

Представители племен производят обмен на нейтральной территории

Отсутствие прямого контакта при проведении обмена

Ярмарка

1-2 раза в год, в основном опт, незначительно розница

Отводится отдельная территория вне населенных пунктов, специализация, сезонность.

 

Торговые ряды

Розница, лавки, амбаршалаш, скамья, бочка, кадь и кувшин (стационарная торговля), разностной торг,

Расположенына территории населенных пунктов, в центре около церквей.

 

базар

Ежедневный, 1-7 раз в неделю, розничная торговля, опт

Расположенына территории населенных пунктов,около таможенных постов.

 

Гостиный двор

Опт, лавки

Только в больших городах,

Высокая степень концентрации различных предприятий на одной территории.

 

Разностной торг

коробейники

Улицы населенных пунктов, торговые ряды, гостиные дворы

 

Передвиж-ная торговля

Скупщики, прасолы

Скупали товары, перепродавали их и перерабатывали

 

магазин

Специализированный, узкоспециализированный

Первые магазины у иностранных купцов

 

Ярмарка

1-2 раза в год, в основном опт, незначительно розница

Отводится отдельная территория вне населенных пунктов, ярко выраженная специализация, сезонность проведения.

 

Торговые ряды

Розница, лавки амбар

шалаш, скамья, бочка, кадь и кувшин (стационарная торговля), разностной торг,

Расположены на территории населенных пунктов, высокий уровень концентрации и специализации

 

базар

Ежедневный, 1-7 раз в неделю, розничная торговля, и оптовая торговля

Расположены на территории населенных пунктов, нет специализации, зачастую стихийное возникновение.

 

Гостиный двор

Опт, лавки

Только в специально отведенных местах, зданиях, сконцентрированное размещение.

 

Разностной торг

Коробейники, мелкая розница.

Улицы населенных пунктов, торговые ряды, гостиные дворы

 

Передвиж-ная торговля

Скупщики, прасолы, мелкая розница.

Скупали товары, перепродавали их и перерабатывали

 

Товарная биржа

опт

Расположение в специальном помещении

 

Торговые компании

Опт, импорт, экспорт

Размещение в специальных здания, доступны только купцам 1 и 2 гильдии.

 

 

  

Следующий этап в развитии торговых предприятий относится к периоду правления Петра I. Для данного времени были характерны следующие особенности:

Ведущее место в экспорте заняли промышленные товары;

Торговля получила активный баланс: экспорт превысил импорт ;

Отмена внутренних пошлин на торговые операции;

Создание «коммерц-коллегии», государственного органа по контролю и руководству торговлей в России;

Регламентированное законодательством выделение купцов в сословия (гильдии);

Указом 1719 г. Была объявлена «повольная» торговля всеми предметами казенной монополии, за исключением поташа и смолы ;

Во второй половине XVIII века в Москве возникли первые магазины при купеческих домах: « Иностранные купцы, записавшись во 2 или 3 гильдию завели во множестве английские и французские, немецкие и голландские магазины, сверх того, магазины для женских уборов, модные, мебельные магазины и проч.» ;

В 1797 году было разрешено иметь лавки при жилых домах . Магазины и лавки имели в виду богатую публику, сбывая предметы роскоши, и вероятно, были изящно обставлены, имели витрины и выставки ;

Наряду с Москвой Санкт-Петербург занимает особое место в развитии торговли;

В Европейской России сложилась густая сеть торговых центров с ярмарками. В них помимо ярмарочной, велась еженедельная торговля, в большинстве городов – лавочная ;

Создание в Санкт-Петербурге первой товарной биржи;

В интересах расширения российской торговли с восточными странами в середине XVIII века возникли три торговые компании;

До 1960-х годов на торговлю не обращали особого внимания. Ситуация изменилась с увеличением видимого ее значения в экономике развитых стран, с ростом ее вклада в валовой внутренний продукт (ВВП). Так, в США после снятия законодательных ограничений монополий началась эра гипермаркета WalMart, который был основан в 1962 году, стремительно захватил половину американского рынка и начал транснациональную экспансию. Гипермаркеты заворожили мир.

В СССР первый большой универсальный магазин – «Фрунзенский» – был открыт в Ленинграде 3 сентября 1970 года как магазин самообслуживания. До того практиковалась торговля исключительно через прилавок. На 370 метрах прилавков-«горок», оборудованных холодильными установками, продукты находились в открытом доступе, площадь торгового зала составляла 1200 кв. м, имелось 15 кассовых аппаратов новейшей конструкции, итальянское и американское оборудование – все это позволяло обслуживать в день до 17 тыс. покупателей. К 1980 году в Ленинграде насчитывалось 30 универсамов.

Еще один формат – универмаг (непродовольственные товары). В Москве это были ГУМ, ЦУМ, «Первомайский», «Краснопресненский» и др. К настоящему времени лишь единицы универмагов не сдают свои площади в аренду. Остальные превратились в торговые центры, состоящие из многих независимых магазинчиков. В СССР развивались также специализированные магазины: «Детский мир», «Спорттовары». Успешно работал «Посылторг». Советская торговля разрушилась вместе с развалом создавшей ее системы.

В 1990-е годы развитие современной розницы в России повторило опыт западных стран 1960-х годов. Там, когда компании розничной торговли осознали необходимость продвижения собственных брендов, объединение в отрасли ускорилось. Но к этому западные страны шли примерно 40 лет (мы – менее 20), на достижение предельной концентрации ушло еще 30 лет. Сейчас в Германии 5 крупнейших розничных операторов контролируют 65% рынка, в Великобритании 4 сети – более 70%, во Франции 5 крупнейших сетей – 85%, в Дании две лидирующие сети – 60%. В России в 2007 году в розничной торговле продовольствием доля современных форматов составила лишь 32,6%, а доля пятерки крупнейших компаний – около 5%.

Розничная торговля продовольствием остается в основном национальной или даже местной отраслью. Лишь около 10% мирового рынка розничной торговли оккупировано транснациональными корпорациями. Наиболее активно на внешних рынках работают компании WalMart (США), Carrefour и Auchan (Франция), Metro Aldi и Schwarz Group (Германия), Delhaize (Бельгия), Ahold (Нидерланды), Tesco (Великобритания). Некоторые из них уже появились в России.

В 1992–1994 годах появились «челноки», которые возили товары из Турции, Польши, Финляндии, Китая. Они не регистрировали свою предпринимательскую деятельность, не платили никаких налогов, кроме сбора за право торговли. Многие «челноки» сами не торговали на рынке, а сдавали товар коллегам, имевшим несколько торговых точек. Норма прибыли не опускалась ниже 100% за одну поездку, что позволяло начинать бизнес даже при закупках всего на 500–600 долларов.

По расчетам Института экономики переходного периода, в 1995–1999 годах стоимость ввозимых «челноками» из дальнего зарубежья товаров достигала 2,5–3 млрд долларов в квартал, что составляло примерно треть всего российского импорта (без учета импорта из других стран СНГ). При этом официально зарегистрированный импорт одежды, обуви, бытовой техники, тканей, парфюмерии в 1995 году составлял около 1,5 млрд долларов.

Благодаря высокой рентабельности вокруг «челночного» бизнеса развивалась инфраструктура, включавшая оптовые рынки, туристические и транспортные компании в России, а также отели, магазины, склады и фабрики в странах – поставщиках товаров, которые специализировались на обслуживании российских клиентов. Одни торговали по-крупному, другие занимались мелким производством, а кое-кто стремился контролировать рынки. Ведь большая часть оборачивавшихся там денег оставалась «в тени» от налогового контроля и учета. Кассовых аппаратов не было ни на рынках, ни в ларьках.

Информация о работе История развития торговых предприятий