Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:10, реферат
В результате повышения качества готовой продукции увеличивается срок службы изделий, снижаются их себестоимость и затраты труда, полнее удовлетворяются потребности населения, возрастает конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.
В настоящее время стандартизованы определения более 70 терминов по качеству продукции.
Проблема качества товаров была и остается актуальной, от её решения зависит стабильность экономики нашего государства, повышение уровня жизни населения.
В результате повышения качества готовой продукции увеличивается срок службы изделий, снижаются их себестоимость и затраты труда, полнее удовлетворяются потребности населения, возрастает конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.
В
настоящее время
Ниже рассмотрена терминология общих понятий: свойство, качество, показатели качества продукции.
Качество товара зависит, как известно, от комплекса присущих ему физических, химических и биологических свойств, а также от соответствия социальным, функциональным, эргономическим, эстетическим и другим требованиям.
Свойство продукции – это объективная особенность продукции, которая проявляется при ее создании, эксплуатации 1 или потреблении 2. Свойства продукции можно условно разделить на следующие:
Применительно к непродовольственным товарам сложное свойство, например, надежность телевизоров, стиральных машин, холодильников и других характеризуется такими комплексными показателями, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии назначением.
Из
этого определения следует, что
применительно к продукции
Свойства могут быть охарактеризованы качественно и количественно.
Качественные характеристики, к примеру, цвет материала, форма изделия.
К количественным характеристикам относятся показатели качества.
Показатель качества – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество. Показатель качества количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять те или иные потребности. Например, потребность иметь прочную ткань определяется показателями «разрывная нагрузка», «сопротивление истиранию» и др.
Показатели качества могут выражаться в различных единицах и могут быть безразмерными. При рассмотрении показателей необходимо различать наименование показателя (например, разрывная нагрузка, ресурс) и значение показателя (соответственно 50 н; 1 000 ч).
По количеству характеризуемых свойств показатели качества могут быть единичные и комплексные.
Единичные показатели качества характеризуют только одно из его свойств. Например, цвет, форма изделия, стойкость запаха духов и др.
Комплексный показатель качества товара характеризует несколько из его свойств. Он может относиться как ко всей совокупности свойств, составляющих качество, так и к определенной группе их. В последнем случае называется групповым комплексным показателем.
Разновидностью комплексного показателя является интегральный показатель качества, который вычисляется по формуле
где П å - суммарный полезный эффект от эксплуатации изделия (например, количество белья, обработанного в стиральной машине, за весь срок ее службы);
З с – затраты на создание изделия;
З э – затраты на эксплуатацию изделия.
По применению для оценки уровня качества показатели бывают относительные, базовые. Различают также показатели определяющие, прямые, косвенные и др.
Определяющие показатели – это показатели, по которым оценивают качество пр>дукции.
Прямые показатели качества непосредственно связаны с потребительскими свойствами товаров (например, содержание углерода в чугуне или стали).
Косвенные показатели качества товаров связаны со свойствами, зависящими от ряда факторов (например, плотность стекла или фарфора).
Относительные показатели качества характеризует отношение показателей качества товара к базовым значениям тех же показателей.
Зная величину одного или нескольких показателей оцениваемого изделия и эталона, можно оценить уровень качества.
Базовые показатели качества – это показатели качества продукции, принятой за эталон. За базовые показатели могут быть приняты показатели образцов текущего производства, показатели качества лучших образцов отечественного или зарубежного производства, либо показатели перспективных образцов.
Базовые показатели качества в зависимости от вида продукции бывают единичными, комплексными, интегральными.
Качество товаров является актуальной проблемой товароведения. Важными задачами товароведения являются разработка научно обоснованных требований к качеству товаров с учетом наиболее полного удовлетворения определенных потребностей, соответствия условиям эксплуатации, вкусам и современной моде; установление показателей, характеризующих уровень качества товаров; разработка методов оценки потребительной стоимости не только качественно, но и количественно; определения затрат на производство и потребление товара.
Градация, класс, сорт - категория или
разряд, присвоенные различным требованиям
к качеству продукции, процессов или систем,
имеющих то же самое функциональное применение
(ГОСТ РИСО 9000-2001). Градации качества - категория
одноименного товара, отличающая между собой установленными
значениями показателей качества. Товары
разных градаций качества, за исключением
опасных могут обеспечивать удовлетворенность
потребителей разных сегментов. Градация,
класс, сорт отражают предусмотренные
или установленное различие в требованиях
к качеству, которые в свою очередь устанавливают
взаимосвязь функционального использования
и затрат. Для принятия окончательного
решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные
и базовые значения по всей номенклатуре
выбранных показателей.
Оценка качества — это совокупность операций, выполняемых с целью оценки соответствия конкретной продукции установленным требованиям. Требования устанавливаются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции. Носителем установленных требований могут быть также стандартные образцы, образцы-эталоны, товары-аналоги. Невыполнение требования является несоответствием. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.
Основной формой оценки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных характеристиках) и сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью определения соответствия, т.е. получение вторичной информации.
Этапы оценки качества:
1. Выбор номенклатуры потребительских
свойств и их определяющих показателей.(жизненный
цикл продукции: потребности, которые
устанавливает товар: субъективные особенности
оценщика)
2. Определение действительных значений
показателей качества. Он проводится путем
количественных и качественных измерений
3. Сопоставление действительных значений
измеряемого показателя с базовым. на
этом этапе осуществляется сравнение
товара со стандартными образцами, эталонами,
или осуществляется проверка товара с
соответствии с нормативными документами
Стандартным - признается товар, который
соответствует установленным
Наибольшее распространение
Разновидностями несоответствий являются дефекты и недостаток товара.
1. Дефект – это невыполнение
требования, связанного с предполагаемым
или установленным
Различие понятий «дефект» и «несоответствие» заключается в том, что при выявлении дефектов возникает юридическая ответственность, если из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению.