Керамика характеристика и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:53, реферат

Краткое описание

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
Из истории керамических изделий………………………………………………4
Материалы, применяемые для производства керамических изделий. Основные стадии производства керамических изделий………………………..9
Классификация и ассортимент керамических товаров………………………..13
Потребительские свойства и показатели качества
керамической посуды……………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….………29
Список используемых источников……………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Моя_работа_керамика.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..…………….3

Из истории  керамических изделий………………………………………………4

 

Материалы, применяемые  для производства керамических изделий. Основные стадии производства керамических изделий………………………..9

 

Классификация и ассортимент керамических товаров………………………..13

Потребительские свойства и показатели качества

керамической посуды……………………………………………………………25

 

Заключение……………………………………………………………….………29

Список используемых источников……………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
             Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка , и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.

На сегодняшний  день керамические изделия обладают высоким эстетическим потенциалом, обладают рядом положительных свойств: прочностью, термостойкостью, экологической и химической безопасностью, что и определяет их самое широкое использование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из истории  керамических изделий

Свое происхождение  слово «керамика» берет от греческого обозначения горшечной глины «keramos». Следовательно, под керамикой понимаются такие изделия, для которых глина, смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается. Для улучшения потребительских эстетических свойств в дальнейшем керамику стали покрывать глазурью.  Обожженная глина применялась для изготовления простейших сосудов еще первобытными людьми, а в Египте за 5 тыс. лет до н. э. уже широко пользовались сосудами и предметами украшения, изготовленными из легкоплавких глин. Наибольшего расцвета гончарное производство достигло в XV веке в Италии, где в одном из городов - Фаэнце - была разработана технология получения фаянса. В XVI-XVII веках производство майолики и фаянса быстро распространилось во Франции, Германии, Голландии, Англии. Производство наиболее ценного вида керамики - фарфора - появилось значительно позже, хотя секретами его получения в Китае владели еще в 2000 г. до н.э. Изготовление фарфора в Китае берет начало от гончарного производства. В некоторых источниках указывают даже год его изобретения – 1258 до н. э. Однако от керамики он отличался непроницаемостью для воды, звонкостью, белизной. Тайна производства фарфора заключалась в использовании чистой глины, каолина, которую в изобилии можно было найти только в Китае. Высокая температура при обжиге изменяет физический состав глины, и та становится прозрачной и водонепроницаемой. Способ изготовления китайского фарфора хранился в секрете, и долгое время его не удавалось изготовить в Европе. Первую весть о фарфоре в европейские страны привез венецианский купец Марко Поло, который провел в Китае много лет. В 1298 году он вернулся из Китая на родину и издал книгу «Путешествие». В ней описывались необычные китайские тарелки из порпеллана (ит. «porcellana» – морская раковина). Своей белизной и блеском изделия напоминали внутреннюю поверхность морских раковин. Позже в Европу пришло другое название фарфора из арабского мира. На Ближнем Востоке китайского императора именовали титулом «фагфур» – «Сын Неба». А поскольку большинство изделий из фарфора привозили в Европу именно через Ближний Восток, то скоро во многих европейских языках прочно закрепилось слово «фарфор». И лишь в XV веке. венецианцы смогли вывезти китайский фарфор в Европу. А первый высококачественный европейский фарфор был получен в Германии только в 1709 году. В то время ученые и мастеровые Европы трудились над разгадкой тайны китайского фарфора, являвшего в то время подарком королевского уровня. Саксонский король Август Сильный в виде платы за сервиз отдал прусскому королю полк гусар. Дамы, как драгоценности, носили кусочки привозного фарфора на золотых цепочках.

В 1705 году по принуждению вышеупомянутого саксонского короля Августа Сильного прусский фармацевт и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер  (1682-1719) изобрел тонкую керамику, получившую название «rothes Porcelain» (красный фарфор). .Для данного вида фарфора – порцелина - была необходима красная глина с Плауна с немалым содержанием железа. За то после обжига и шлифовки изделия — кувшины, горшки,  блюда — становились похожими на красивейшую посуду, вырезанную из драгоценных камней, украшенную рисунками. Позже этот вид фарфора именуют «бёттгеровским». Успех производства позволил королю Августу существенно увеличить финансирование: в 1707 году в Дрездене возле Эльбы была оборудована лаборатория для опытов,  где и были продолжены многочисленные эксперименты с глинами. В содружестве с другими учеными, Бёттгеру удалость определить каолин как элемент, необходимый для создания фарфора, поэтому в то же время были произведены и первые удачные эксперименты с белым твердым фарфором. После этого процесс развивался стремительными темпами. В конце декабря 1707 года были получены первые образцы, появившиеся в результате обжига белого фарфора. В феврале 1709 года удалось получить образцы, покрытые глазурью, и в 1710 году Бёттгер представил их королю. Решив техническую проблему, мастер занялся художественным решением совместно со скульпторами, резчиками и гончарами. На Лейпцигской пасхальной ярмарке уже были выставлены первые образцы из глазурованного и неглазурованного белого фарфора. А 6 июня 1710 года стало днём создания первой в Европе фарфоровой мануфактуры в городе Мейсен, знаменитой по сегодняшний день. Здесь же была разработана широкая палитра красок для росписи. Европа мгновенно влюбилась в хрупкие фарфоровые вещи. Постепенно по всей Европе стали возникать фарфоровые заводы: в Вене, Берлине, Севре, Руане. Их продукция вытеснила с европейского рынка китайских и японских конкурентов. Именно с изобретением европейского фарфора стали формироваться правила и стили сервировки дворянского стола. И как когда-то в Китае, решающее влияние на повсеместное распространение фарфора в Европе оказали входившие в XVIII веке в моду чаи и кофе.

В России создание фарфора связано с именем Д.И. Виноградова (1720 -1758гг.), соучеником и другом М.В. Ломоносова. Получив образование в старейшем протестантском университете города Марбурга, где он изучал химию, физику, горное дело, учился распознавать камни и руды, устраивать рудники, строить печи для выплавки металла, он возвращается в Петербург и по заданию Горной коллегии начинает постигать тайну изготовления фарфора. Как писал в то время Д. И. Виноградов, «в Китае и Саксонии дело порцелина содержат весьма тайно и за так дешево оного никому не откроют и не смеют…». Ему самому пришлось до секретов производства «через искусство с великими трудами доискиватца».

Первый рецепт русского фарфора Д. И. Виноградов составил 30 января 1746 года — кстати, на немецком языке: боялся, как бы не украли. С 1748 года он возглавляет Невскую порцелиновую мануфактуру, продолжая опыты по конструированию печей обжига, изготовлению красок для порцелина - фарфора, изобретённого им. Изучал глины, кварцы, разрабатывал рецепты изготовления порцелина и глазурей, пробовал различные режимы обжига, занимался поиском состава фарфоровой массы, ставил опыты, анализировал, делал записи формул и рецептов. Все свои многочисленные опыты ученый и производственник аккуратно записывал в дневник, шифруя их одному ему известным шрифтом.  Никто не должен был знать состава фарфоровой массы, даже его ближайшие помощники. Слово по-немецки напишет, слово — по-французски, а некоторые слова сократит. Д.И. Виноградов изобрел не только русский фарфор, но и глазурь, придумал краски «огненные». Им же был написан и первый в Европе теоретический труд в области керамики «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ».  Этот трактат не сохранился полностью, но его основные положения и поныне остаются актуальными.

В 1756 году на заводе уже был налажен полноценный производственный цикл. На фабрике начали производить фарфоровые сервизы, вазы, статуэтки и фигурки, но вся продукция  была доступна только приближенным императорского двора, до конца ХVIII века фарфор оставался предметом роскоши. После появления на престоле Екатерины II, мануфактура в 1765 году стала называться Императорским фарфоровым заводом, и была поставлена задача наладить массовое производство. Уже к концу ХVIII века предприятие становится одним из крупнейших производств Европы. На нем выпускались роскошные столовые ансамбли, включающие до тысячи предметов, вазы и скульптурные композиции. Поддержка и участие императорской фамилии позволили начаться истории русского фарфорового искусства, которое продолжается и в наше время.

В настоящее  время в мире действуют десятки  фарфоровых фабрик и заводов. Наиболее известные из них: Augarten Wien (Австрия), Royal Crown Derby (Англия), Royal Worcester (Англия), Добрушский фарфоровый завод (Беларусь), Meissener Porzellan Manufaktur (Германия), Dresdner Porzellan Manufaktur (Германия), Weimar Porzellan Manufaktur (Германия), Seltmann Weiden (Германия), Bauscher (Германия), Royal Copenhagen Porcelain Manufacture (Дания), Vesta (Италия), Lubiana SA (Польша), Medard De Noblat (Франция), Haviland (Франция) Deshoulieres (Франция), Revol (Франция), Leander (Чехия), Императорский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (Россия), Дулевский фарфоровый завод (Россия), Noritake (Япония) и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы, применяемые для производства керамических изделий. Основные стадии производства керамических изделий.

 

Керамические  изделия входят в группу силикатных товаров. Керамическими называют изделия, изготовленные в основном из глинистых материалов и обожженные для придания прочности.

Материалы, применяемые  для керамического производства, принято подразделять на основные и  вспомогательные. Основные материалы  делятся в свою очередь на пластичные, отощающие, плавни, глазуреобразующие  и керамические краски.

К пластичным материалам, используемым в керамическом производстве, относятся различные виды глин и каолина, образующиеся в результате распада горных пород типа гранита, гнейса и полевого шпата. Каолины (глинистые вещества обычно белого цвета, состоящее почти целиком из каолинита) отличаются от глины более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью. Глины в зависимости от содержащихся в них примесей могут иметь разную температуру плавления и различную окраску, причем в тех случаях, когда эта окраска вызвана наличием примесей органического происхождения, при обжиге такие глины приобретают белый цвет (так называемые беложгущиеся глины). Главным свойством глина и каолина является пластичность, т. е. способностью при замешивании с водой давать тесто, приобретать при внешнем воздействии любую форму и эту форму сохранять[3].

Отощающие материалы применяются в керамическом производстве для снижения усадки изделий, так как высокая и неравномерная усадка изделий из одной глины при сушке и обжиге вызывает деформацию и растрескивание этих изделий. К отощающим материалам относятся кварц и чистае кварцевые пески. Иногда используют битый черепок (битые керамические изделия) и т. п.

Плавни понижают температуру плавления и спекания глинистых материалов, придают керамическому черепку плотность, просвечиваемость, механическую плотность. Особенное значение плавни имеют в производстве изделий со спекшимся черепком (фарфор и т. п.). К числу плавней относятся полевой шпат, мел, известняк, доломит.

Глазуреобразующие материалы (глазурь) – это тонкий слой на поверхности керамических изделий, который предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность, придает поверхности изделия лучший внешний вид. Глазури бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные и окрашенные.

Керамические  краски применяют для украшения фарфоровых, фаянсовых, майоликовых и других изделий. Краски могут наносится на неглазурованный обнаженный черепок, тогда они относятся к подглазурным краскам. Краски, наносящиеся на глазурованный черепок, называются надглазурными [2].

Производство керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг, глазурование и декорирование.

Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, размола, просеивания через сита, дозирования и смешивания.

Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм (чашки, тарелки) формуют из пластической массы влажностью 24-26% в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах. Этот способ называется пластическим. Способ литья из жидкой массы (шликера) влажностью 30-35% в гипсовые формы считается незаменимым в производстве керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключает использование других способов формования. Осуществляют литье ручным или автоматическим способами. Для плоских изделий несложной формы используют способ полусухого прессования. Остаточная влажность керамической массы при этом должна быть 2 -3%, а прессование проводят в металлических формах.

Сушка способствует повышению прочности керамических изделий, сформированных из пластической массы или отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и туннельных) и радиационных сушилках при температуре 70-90 °С.

Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность.

Обжиг проводят в два  приема. Для фарфоровых изделий первый обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950°С, а второй (политой) — при температуре 1320-1380°С. Для фаянсовых изделий первый обжиг проводится при температуре 1240-1280°С, а второй — при температуре 1140-1180°С. Используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны (периодического действия).  После обжига глины и каолин получают твердость камня, превращаясь в черепок, уже не обладающий пластичностью и при смешивании с водой не дающий пластичного теста.

Глазурование включает в себя покрытие изделия глазурью, представляющей собой тонкий слой стеклообразной массы. Делается для того, чтобы поверхность керамических изделий стала гладкой, легко очищающейся и не впитывающей влаги. Глазурование могут проводить и до обжига. В этом случае основной целью будет формирование структуры глазури. 

Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающийся в нанесении на бельё (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным. К основным видам декорирования относят украшение усиком, отводкой или лентой (непрерывные круговые полоски), использование трафаретов, крытья, печати, декалькомании, шелкографии, а также выполнение живописных работ и воспроизводство на изделии различных изображений с помощью фотокерамики[3].

Информация о работе Керамика характеристика и классификация