Классификация и ассортимент керамической посуды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является краткий анализ нормативных документов и продукции керамического изделия.

Содержание

Введение
1. Характеристика рынка потребления и ассортимента керамической посуды 5
1.1 Классификация и ассортимент керамической посуды 8
1.2 Потребительские свойства керамической посуды 11
2 Анализ ГОСТ Р 54398—2011 посуда керамическая. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. Анализ ГОСТ Р 50186- 92 посуда керамическая в контакте с пищей. Выделение свинца и кадмия. Допустимые приделы. ГОСТ 24970-88 посуда керамическая. Метод определения кислотостойкости.......................................................................................... ........16
2.1 Российский рынок керамической посуды 20
2.2 Технологии производства керамических и изделий 23
3 Подтверждение соответствия керамической посуды 27
3.1 Метрологические характеристики керамической посуды 28
3.2 Сертификация соответствия на керамическую посуду. 30
3.3 Показатели качества керамической посуды 31
Вывод
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

keram_kursovaya.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Вывод

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Керамическая посуда экологически безопасна, удобна в применении. В зависимости от сорта глины и сложности обработки получают посуду из керамики, фарфора. Сертификация посуды, как продукции, которая соприкасается с продуктами питания, является обязательной. Подтверждение соответствия различных видов посуды может проводится либо в форме оформления обязательного сертификата соответствия ГОСТ, либо в форме принятия декларации о соответствии.

Самая древняя из всех видов посуды остается актуальной и по сей день. Керамическая посуда олицетворяет собой особую природность и естественность, может поэтому нам до сих пор приятно есть еду приготовленную в глиняных горшочках и хранить продукты в керамических мисках. Керамическая посуда используется даже в самых лучших и дорогих ресторанах. Ни один самый современный материал не способен заменить керамику. С годами совершенствуются лишь формы керамической посуды и глазурь которой ее покрывают.

Целью данной курсовой работы является краткий анализ нормативных документов и продукции  керамического изделия.

Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

Лучшая керамическая посуда имеет самые разнообразные формы и цвет, поэтому она очень эстетична на вид. Кроме того она необыкновенно полезна и функциональна.

Людьми еще не придуманы материалы, заменяющие керамику, да и вряд ли можно придумать такой материал. Ведь в керамике отражаются силы самой матушки-природы, а это всегда будет подкупать человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Характеристика  рынка потребления и ассортимента  керамической посуды

Рынок керамических товаров, потребности, спрос, факторы спроса и потребностей, формирование ассортимента, связи торгового предприятия, анализ и оценка ассортимента. 
В работе рассмотрены: потребности и спрос на рынке керамических товаров, факторы действующие на спрос и потребности, рынок товаров предлагаемых на современном рынке, характеристика ассортимента предприятия, принципы формирования ассортимента, хозяйственные связи торгового предприятия, анализ групповой и видовой структуры и оценка ассортимента.

Потребление — использование общественного продукта для удовлетворения потребностей. В более широком смысле потребление есть процесс удовлетворения потребностей. И с этой точки зрения оно является необходимым условием жизнедеятельности человека. Потребление — сложная многоаспектная социально-экономическая категория. Оно носит общественный характер, проявляющийся в том, что потребление продуктов, по мысли К. Маркса, определяется общественными условиями, в которые поставлены потребители, зависит от этих условий. 
Данная зависимость особенно ярко проявляется в отношении личного потребления, объем и структура которого непосредственно зависят от условий общественного производства, положения, которое занимают в обществе отдельные социальные слои и группы потребителей. А последнее определяется, как известно, отношениями собственности. Частная собственность на средства производства резко разграничивает потребление эксплуататорских классов и потребление трудящихся. 
Потребление — завершающая стадия расширенного воспроизводства, дающая толчок новому циклу воспроизводства. 
Но потребление тесно связано с начальной стадией общественного воспроизводства — производством, которое является определяющим по отношению к нему. Производство, по К. Марксу, создает потребление, производя для него материал, определяя способ потребления и возбуждая в потребителе потребность, предметом которой является созданный им (т. е. производством) продукт '.С другой стороны, потребление влияет на производство, воспроизводя потребность в новом продукте и создавая тем самым побуждение к его производству. В этом проявляется диалектическая взаимосвязь между начальным и конечным моментами общественного воспроизводства. 
        В зависимости от характера общественных потребностей различают производственное и непроизводственное потребление (к последнему относится в основном потребление населения). 
Производственное потребление — потребление средств производства для удовлетворения производственных потребностей. Осуществляется непосредственно в самом производстве. Иначе говоря, производство можно рассматривать и как процесс потребления сырья, машин, оборудования, топлива и т. д., в ходе которого происходит изготовление нового продукта.      Созидание нового продукта труда — конечная цель производственного потребления. К. Маркс называл производственное потребление производительным потреблением, т. е. потреблением, в процессе которого производится новый продукт. 
Таким образом, производственное потребление — это по существу необходимым его условием.

Производственное потребление, являясь важнейшим фактором процесса производства, непосредственно связано с потреблением населения. 
      Потребление населения — использование материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей населения. Его можно рассматривать как конечное потребление, в результате которого продукт труда полностью уничтожается и выпадает из общественного воспроизводства. 
Именно в результате потребления населения происходит вос-производство рабочей силы, приводится в действие человеческий фактор — основной двигатель общественного прогресса, важнейшее условие производства. 
     Следовательно, от качества потребления населения, полноты удовлетворения потребностей трудящихся зависит в конечном счете развитие процесса общественного производства, его эффективность. В то же время потребление населения — условие развития личности, ее духовных, творческих способностей.  
Платное потребление населения — потребление, которое оплачивается населением из семейного бюджета. Сюда входят: потребление купленных в государственной, кооперативной и колхозной торговле продуктов питания и непродовольственных товаров, потребление платных услуг государственных и кооперативных предприятий сферы обслуживания. 
К платному относится также потребление товаров и услуг, приобретенных у частных лиц. Однако точную оценку его размеров дать довольно сложно, поскольку статистикой это не учитывается.

 

1.1 Классификация  и ассортимент керамической посуды

Все керамические товары делят на изделия грубой и тонкой керамики. Изделия грубой керамики имеют неоднородную структуру черепка, различаемую невооруженным взглядом, кроме этого черепок имеет естественную окраску от желтых до коричневых тонов.

Для изделий тонкой керамики характерен спекшийся мелкопористый черепок, с однородной, плотной структурой.

Рис. 1. Основные виды украшений керамических изделий:

1 - отводка; 2 - лента; 3 - трафарет; 4 - штамп; 5 г крытьё сплошное,6 - крытье  нисходящие; 7 - печать; 8 - печать с раскраской; 9 - деколькомания; 10 и 11 живопись; 12 и 13 - фото по керамике; 14 и 15 - разделка рельефа.

Изделия тонкой керамики включают две группы:

1- изделия со спекшимся  в изломе черепком (твердый фарфор, мягкий, костяной и фриттовый  фарфор, тонкокаменные изделия);

2 - изделия с пористым  черепком (фаянс, майолика, полуфарфор).

Твердый фарфор характеризуется высокой механической прочностью, химической и термической устойчивостью. Российские заводы вырабатывают в основном фарфоровые изделия из твердого фарфора, который готовят из массы, содержащей 50 % глинистых  веществ, 25% полевого шпата и 25 % кварца. 

Мягкий фарфор имеет высокую просвечиваемость, но меньшую термическую и механическую прочность. Массы, применяемые в производстве мягкого фарфора, содержат 30 % глинистых материалов, 30-36% полевого шпата и 20-45% кварца. Используют мягкий фарфор при изготовлении художественных изделий.

Костяной фарфор изготавливают из массы, в состав которой кроме обычных компонентов входит 20-60% костяной золы. Костяной фарфор характеризуется высокой просвечиваемостью, но вместе с тем низкой механической и термической прочностью. Применяется для изготовления сувенирной посуды.

Фриттовый фарфор по своему составу напоминает стекло, так как не содержит глинистых материалов. Этот вид фарфора вследствие недостаточной твердости глазури и трудоемкости технологического процесса для изготовления посуды применяют редко.

Тонкокаменные изделия имеют окраску, зависящую от природных свойств глины (светло-сёрая, кремовая). Эти изделия обладают высокой термической устойчивостью. Изготавливают химическую тонкокаменную посуду, а также кружки, кофейные и чайные сервизы.

Фаянс имеет, белый пористый черепок, водопоглощение которого колеблется в пределах 9—12%. Фаянсовые изделия докрывают легкоплавкой глазурью. В состав фаянсовой массы входят 65% глинистых материалов, 30% кварца или кварцевого песка и 2—5% полевого шпата.

Майолика является разновидностью фаянса, обладает высокой пористостью. Майоликовые изделия обычно покрывают цветной глазурью.

Полуфарфор по своим свойствам занимает среднее положение между фарфором и фаянсом и в основном идет на изготовление изделий санитарно-технического назначения. Полуфарфоровые изделия дешевле фарфоровых и выше по качеству, чем фаянсовые.

Керамические изделия подразделяются на посуду и художественно-декоративные изделия. В свою очередь посуда может быть столового, чайного и кофейного назначения.

Фарфоровые изделия по толщине стенки делят на обыкновенные с толщиной стенки 2,5 (чашка) — 4 мм и тонкостенные 1,4 (чашка) — 2,5 мм все остальные.В зависимости от размера керамические изделия делят на мелкие и крупные.

По форме изделия делят на полые и плоские.

К плоским относятся блюдца, блюда, тарелки, селедочницы и

другие; к полым — бокалы, чашки, кружки, пиалы, чайники, кофейники, сахарницы, кувшины и другие.В зависимости от наличия глазурного слоя различают фарфоровые изделия глазурованные и неглазурованные (бисквитные).По комплектности изделия бывают штучные и комплектные (сервизы, гарнитуры, наборы). Особенностью изделий, входящих в комплект, является единство декоративного оформления, конструкции и формы.

Керамические бытовые товары классифицируют по виду керамики, способу формования, виду декорирования, форме, размеру и комплектности.

В качестве базовой классификации можно рассматривать классификацию керамических бытовых товаров по назначению на примере изделий из твердого фарфора. В них выделяют две группы: посуду и художественно-декоративные изделия.

Посуда подразделяется на подгруппы:

• столовую — для подачи пищи (салатники, селедочницы, блюда), для принятия пищи (тарелки глубокие, для вторых блюд, подставные);

• чайную (чайники заварочные и доливные; молочники; сливочники; вазы для фруктов, варенья; чашки; блюдца; тарелки десертные; розетки);

• кофейную;

• прочие изделия (полоскательницы, пепельницы)

В художественно-декоративных изделиях различают декоративно-утилитарные изделия (вазы для цветов, высокохудожественная посуда) и декоративные изделия (тарелки и блюда декоративные настенные; скульптура, изделия народных художественных промыслов и др.).

Изделия из фаянса представлены столовой посудой для подачи пищи и напитков и для принятия пищи и напитков. К основным видам этой посуды относят: тарелки, миски, наборы для пельменей и вареников и т. п.

Из полуфарфора изготовляют столовую посуду, хозяйственную посуду и декоративно-утилитарные изделия. Изделия из майолики подразделяются на декоративно-утилитарные и декоративные.

Для изделий из гончарной керамики принято выделять три подгруппы: кухонную посуду; хозяйственную посуду и художественно-декоративные изделия.

1.2 Потребительские  свойства керамической посуды

Потребительские свойства керамической посуды определяются назначением, надежностью, эргономическими и эстетическими свойствами, свойствами керамики и качеством изготовления изделий. 
В связи с тем, что наибольший удельный вес в структуре ассортимента занимает фаянсовая посуда, рассмотрим на ее примере потребительские свойства и показатели качества посуды. Назначение керамической посуды обуславливается выполнением двух функций: 1) принимать и сохранять пищу и напитки в неизменном количестве и качестве; 2) отдавать их полностью или частично по мере необходимости. Эти функции зависят от размеров изделия, типа керамики, назначения изделия, особенностей пищи и напитков. Эстетические свойства керамической посуды характеризуются композиционной целостностью, рациональностью формы и информационной вы разительностью. Особенностью изделий из керамики является то, что их формы и объемы весьма пластичны, часто наминают формы предметов, окружающих человека в природе и в быту, что соответствует современному стилю. 
Для повседневной посуды характерны более строгая, традиционная форма и декор, подчеркивающие простоту и кратковременность повседневного приема пищи. Эргономические свойства керамической посуды обусловлены ее гигиеничностью и удобством пользования. Гигиеничность определяется безвредностью и малой загрязняемостью изделий. Безвредной считается посуда, при кипячении которой в 4%-ном растворе уксусной кислоты в течение 30 мин. не выделяются соединения свинца. 
       Состояние поверхности (наличие углов, выступов, труднодоступных мест) также характеризует гигиеничность изделий; так как определяет легкость ухода за ней. Удобство пользования керамической посудой характеризуется ее соответствием антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим данным человека. При несоответствии размеров и формы ручек, держателей крышек и изделий в целом размерам и форме руки человека пользоваться такими предметами удобно. Неудобство в пользовании проявляется и в случае несоответствия размеров, формы, конструкции изделий физиологическим и психофизиологическим свойствам человека, т. е. силовым затратам на держание, поднятие, перенос изделий.

Информация о работе Классификация и ассортимент керамической посуды