Морской транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:15, реферат

Краткое описание

Особенности географического положения России, замерзаемость многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура грузопотоков, несбалансированность ввоза и вывоза грузов, другие особенности выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального морского транспорта создавало препятствия в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий [1].

Содержание

Введение
1. Определение вида транспорта и его особенности
2. Показатели, характеризующие работу морского транспорта
2.1 Основные показатели работы морского транспорта
2.2 Специфические и качественные показатели морского транспорта
3. Классификация морских судов и плавучих сооружений, ее цели и задачи, основные элементы классификации
4. Статистические данные работы морского транспорта
5. Транспортные документы, используемые при морской перевозке грузов
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

мосркой транспорт.docx

— 28.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Определение вида транспорта  и его особенности

2. Показатели, характеризующие  работу морского транспорта

2.1 Основные показатели  работы морского транспорта

2.2 Специфические и качественные  показатели морского транспорта

3. Классификация морских  судов и плавучих сооружений, ее цели и задачи, основные  элементы классификации

4. Статистические данные  работы морского транспорта

5. Транспортные документы,  используемые при морской перевозке  грузов

Заключение

Список источников

 

Введение

Морской транспорт имеет  важное значение для внутренних и  внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а  также для обслуживания внешней  торговли. Все экономические связи  России с дальним зарубежьем осуществляется морем, потребность России в перевозках грузов морем оценивается примерно в 210 млн.т грузов в год. Важную роль он играет и в выполнении каботажных перевозок народнохозяйственных грузов, включая перевозки в труднодоступные  районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где другие виды транспорта практически отсутствуют или  неэффективны.

Морской транспорт обладает рядом преимуществ по сравнению  с другими видами транспорта. Перевозка  каждой тонны груза морем требует  значительно меньше энергии и, следовательно, меньшего расхода топлива, чем на других видах транспорта. Крупные  морские суда способны одновременно перевозить десятки тысяч тонн груза. Все это определяет в значительной степени довольно низкую себестоимость  грузов.

Особенности географического  положения России, замерзаемость  многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура  грузопотоков, несбалансированность ввоза  и вывоза грузов, другие особенности  выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального  морского транспорта создавало препятствия  в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий [1].

Объектом изучения является-морской  транспорт, его деятельность, основные показатели.

В реферате широко использовалась нормативная, законодательная и  специальная литература по вопросам организации перевозок и документального  оформления груза для перевозки  на морском транспорте.

 

1. Определение вида транспорта  и его особенности

морской транспорт груз перевозка

Морской транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и  пассажиров морскими судами на международных  и внутренних (каботажных) линиях. К  морскому транспорту относится любое  судно, способное передвигаться  по водной поверхности (морей, океанов  и прилегающих акваторий), а также  просто находиться на плаву и выполнять  при этом определенные функции, связанные  с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров[2].

По сравнению с остальными видами транспорта, основной отличительной  чертой морского транспорта является - грузоподъемность. Именно морским  транспортом наиболее выгодно осуществлять транспортировку крупных партий товара в межконтинентальном сообщении. Один из возможных участников грузоперевозки по мультимодальной схеме.

Основная специализация  морского транспорта - перевозка груза  навалом (зерно, руда, уголь и т.д.); перевозка наливных грузов (нефть, нефтепродукты, удобрения и т.д.); контейнерные перевозки; перевозка крупногабаритной и крупнотоннажной  продукции. Доставка грузов из Китая  в порты Украины, Прибалтики, России; доставка автотранспортной техники  из США - тоже неотъемлемая часть морских  международных грузоперевозок[3].

Особенности морского транспорта

Транспорт - особая сфера  материального производства и самостоятельная  отрасль народного хозяйства.

Морской транспорт призван  удовлетворять потребности народного  хозяйства и населения в перевозках. Осуществляя эти перевозки, морской  транспорт связывает в единое народнохозяйственное целое различные  отрасли хозяйства и различные  районы страны. Как отрасль материального  производства морской транспорт  отличается некоторыми особенностями. Эти особенности обусловлены  его ролью в процессе общественного  воспроизводства и характером транспортно-технологического процесса, природой его продукции.

Производственные связи  морского транспорта гораздо шире, чем в других отраслях. Продолжая  производственный процесс всех отраслей хозяйства, морской транспорт оказывает  большое влияние на экономику  страны.

Транспорт перевозит в  год больше 12,5 млрд. т. разных грузов. Доставляя сырьё, топливо, минеральные  удобрения промышленности и сельскому  хозяйству, и готовую продукцию  в места потребления, транспорт  обеспечивает экономическую циркуляцию в стране. Регулярная, ритмичная  работа морского транспорта обуславливает  непрерывность технологических  процессов, рациональное использование  производственных фондов и развитие товарооборота.

По многим технико-экономическим  показателям морской транспорт  превосходит другие: самая большая  единичная грузоподъёмность, практически  неограниченная пропускная способность  морских путей, сравнительно малые  капитальные вложения, небольшие  затраты энергии на перевозку 1 т  груза. Морские перевозки, особенно на дальние расстояния, самые дешёвые. Судно может взять на борт большое  количество груза, равное нескольким железнодорожным  составам, а топлива при этом расходует  мало. Однако зависимость морского транспорта от физико-географических и навигационных условий, необходимость  создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ограничивают его применение.

Размещение и работа морского транспорта существенно зависит  от природных факторов - географической среды, которая является одним из необходимых условий развития общества. От природных условий зависит  сезонность работы транспорта[4].

Преимущества морского транспорта заключается в следующем: это  основной внешнеторговый транспорт. Он имеет широкие международные  межконтинентальные связи: морские  суда посещают порты более 120 стран  мира; практически не ограничена его  линейная пропускная способность, что позволяет проектировать и строить транспортные средства большой грузоподъёмности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ограничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; перевозки морским транспортом в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя дальность перевозок грузов составляет 3567 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта можно отнести: зависимость от географических особенностей и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность навигационного периода), значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот. В условиях потери Россией  многих крупных морских портов и  экономического кризиса последнее  обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а  также замену списанного флота [5].

 

2. Показатели, характеризующие  работу морского транспорта

2.1 Основные показатели  работы морского транспорта

Первый показатель. Объем  перевозок - это масса перевезенного  груза в тоннах и количество перевезенных пассажиров, чел.

Объем перевозок на всех видах транспорта изменяется, так  как тесно связан с ростом и  спадом производства продукции промышленностью  и сельским хозяйством.

Постепенное перераспределение  объема перевозок грузов по отдельным  видам транспорта происходит в связи  с появлением новых видов транспорта (трубопроводного) и развитием автомобильного и морского[6].

Второй показатель - грузооборот  и пассажирооборот транспорта - транспортная работа, измеряемая в тонно-километрах при перевозке грузов и пассажира- километрах при перевозке пассажиров. Грузооборот зависит как от объема перевозок, так и от расстояния, на которое перевозятся грузы.

Третий показатель. Среднее  расстояние перевозок обычно определяют как частное от деления грузооборота (пассажирооборота) на объем перевозок.

По видам транспорта среднее  расстояние перевозок:

железнодорожный транспорт - 800 км;

морской транспорт - 3250 км;

речной транспорт - 500 км;

автомобильный транспорт-13 км;

в сельском хозяйстве - 26,2 км;

воздушный транспорт - 1300 км;

трубопроводный транспорт-650 км.

Пятый показатель. Себестоимость  перевозок - является обобщающим показателем, который зависит от многих факторов и может колебаться для одного вида транспорта в значительных пределах в зависимости от расстояния перевозки, вида груза и эксплуатационных условий. Средняя себестоимость перевозок  для всех видов транспорта Российской Федерации, если принять себестоимость  нефтетрубопроводного транспорта за единицу:

нефтетрубопроводный - 1,0

морской -1,3

речной - 2,3

железнодорожный - 2,4

газотрубопроводный - 4,6

автомобильный -61,0

При увеличении расстояния перевозки себестоимость уменьшается, так как расходы на начальную  и конечную операции раскладываются на большее количество тонно-километров.

Снижение себестоимости  перевозок - главнейшая задача работников транспорта.

Шестой показатель. Производительность транспортных средств - количество транспортной работы на единицу подвижного состава  в единицу времени.

Производительность транспортных средств зависит, прежде всего, от грузоподъемности (пассажировместимости) и скорости движения.

Седьмой показатель. Производительность труда работников транспорта. Зависит  от производительности транспортных средств. Степени автоматизации и механизации  транспортных процессов, погрузочно-разгрузочных и вспомогательных операций [6].

2.2 Специфические и качественные  показатели морского транспорта

На морском виде транспорта применяются технико-экономические  показатели работы флота - это специальные  величины, которые отражают различные  стороны перевозочного процесса, и какие при этом достигаются  результаты. Они предназначены для  решения эксплуатационных задач, касающихся вопросов организации работы транспортных судов.

Классификация:

· по принадлежности (общетранспортные, отраслевые, видовые). Дают возможность  обобщить работу различных видов  транспорта или особенности, присущие каждому виду транспорта;

· исходные данные (плановые - метод прогнозирования и инженерных расчетов, и отчетные - по отчетным данным);

· эксплуатационные (отражают перевозочный процесс и работу флота  в натуральных величинах); экономические  показатели (отражают результат работы флота в денежной форме).

Показатели бывают количественные и качественные. Количественные показатели показывают абсолютную величину данного  показателя (сутки, тонны, мили, доходы, фин. результат), Качественные - это  удельные показатели, т.е. определяются отношением двух или нескольких показателей (себестоимость - отношение расходов к количеству груза, ЧВВ на судо-сутки  или тоннаже-сутки и т.д.). По другому  признаку показатели бывают: технико-эксплутационные (количество груза, мили, бюджет времени  и т.д.) и валютно-финансовые (доходы, ЧВВ, себестоимость и т.д., т.е. где  присутствуют рубли или валюта)[8].

Качественные и количественные показатели погрузо-разгрузочных работ:

Грузооборот - количество груза, перегружаемого в порту, физотонна - завершенный процесс перемещения 1 тонны груза в порт от момента  ее поступления в порт до момента  отправления из порта. Грузопереработка - количество груза, которое перегружается  в порту и пересекшего причальную линию. Измеряется в физотоннах, тоннооперациях. Объем всей грузовой работы порта - грузопереработка в тоннооперациях.

Показатели отражают уровень  затрат трудовых ресурсов, уровень  использования средств механизации, интенсивность обработки судов  и определенные экономические результаты в производстве.

В свою очередь, качественные показатели включают в себя:

· коэффициент перевалки  груза - отношение кол-ва тонно-операций к общему количеству перегружаемого груза в физ.тонн за определенный период.

· коэффициент транзитности - отношение физ.тонн по прямому варианту к общему кол-ву перегружаемых физ.тонн.

· коэффициент складирования - объем груза, пройденного через  склад, деленное на физтонн. Коэффициент  месячной неравномерности годового грузооборота - отношение максимально  месячного грузооборота к среднемесячному  по году. Зависит от сезонности, навигационного периода.

· коэффициент суточной неравномерности - отношение максимально суточного  грузооборота к среднему по месяцу.

· коэффициент занятости  причала - характеризует использование  причала по времени в процессе обработки судов.

· коэффициент использования  пропускной способности - отношение  перевалочного грузооборота к его  пропускной способности.

· уровень комплексной  механизации - отношение перегружаемых  тонноопераций КМ к общему количеству[8].

3.  
Классификация морских судов и плавучих сооружений, ее цели и задачи, основные элементы классификации

Судном называется плавающее  сооружение, способное нести на себе определенную нагрузку и предназначенное  для транспортировки пассажиров, грузов и других специальных целей.

Как плавающее сооружение судно должно обладать рядом особых качеств, называемых мореходными качествами. Оно должно быть прочным, водонепроницаемым  и иметь минимальный вес.

Чтобы судно могло успешно  выполнять функции в соответствии с его назначением, оно должно удовлетворять ряду эксплуатационных и экономических требований: иметь  достаточную грузоподъемность и  грузовместимость, быть простым и  дешевым в постройке, ремонте  и эксплуатации, обладать долговечностью, представлять удобства для размещения экипажа и выполнения специальных  функций, связанных с эксплуатацией, и т. д.

Информация о работе Морской транспорт