Морской транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:15, реферат

Краткое описание

Особенности географического положения России, замерзаемость многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура грузопотоков, несбалансированность ввоза и вывоза грузов, другие особенности выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального морского транспорта создавало препятствия в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий [1].

Содержание

Введение
1. Определение вида транспорта и его особенности
2. Показатели, характеризующие работу морского транспорта
2.1 Основные показатели работы морского транспорта
2.2 Специфические и качественные показатели морского транспорта
3. Классификация морских судов и плавучих сооружений, ее цели и задачи, основные элементы классификации
4. Статистические данные работы морского транспорта
5. Транспортные документы, используемые при морской перевозке грузов
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

мосркой транспорт.docx

— 28.61 Кб (Скачать файл)

Современное судно -- весьма сложное инженерное сооружение. Судостроение, бывшее когда-то искусством, в настоящее  время является отраслью техники, базирующейся на выводах ряда специальных технических  дисциплин: корабельной архитектуры, теории корабля, строительной механики корабля.

Морские суда разделяются  на два основных класса:

1) гражданские,

2) военные, называемые  кораблями военно-морского флота.

Гражданские суда разделяются  на следующие основные типы:

· транспортные -- для перевозки  груза и пассажиров;

· промысловые -- для добычи, переработки, хранения и доставки продуктов  морского лова;

· служебные -- для обслуживания различных нужд, возникающих при  эксплуатации флота;

· суда технического флота -- для обслуживания транспортных и  промысловых судов, портов, морских  путей;

· спортивные.

Гражданские суда разделяют, кроме того, на группы по следующим  признакам:

1) назначению,

2) району плавания,

3) материалу корпуса,

4) роду двигателя,

5) роду движителя.

По назначению транспортные суда разделяются на:

1) пассажирские,

2) грузопассажирские,

3) грузовые (сухогрузные,  наливные, рудовозы, лесовозы, угольщики,  суда для насыпных грузов, рефрижераторные) .

По району плавания различают  суда:

1) с неограниченным районом  плавания (океанские),

2) с ограниченным районом  плавания (морские),

3) прибрежного плавания,

4) рейдовые,

5) портовые.

По роду материала, из которого построен корпус, различают суда:

1) деревянные,

2) железные,

3) стальные,

4) композитные или смешанные,

5) железобетонные.

Из дерева строят морские  парусные суда каботажного плавания, небольшие суда промыслового флота  длиной до 30--40 м, спортивные и мелкие служебные суда.

Железо как материал для  постройки корпусов пришло на смену  дереву около 100 лет назад. В настоящее  время оно совершенно вытеснено  сталью.

Сталь, примененная в судостроении в 70-х годах прошлого столетия, в  настоящее время -- наиболее распространенный материал для постройки корпусов.

Продолжительность службы стальных судов при хорошем уходе значительно  больше (в три-четыре раза), чем деревянных судов, которые уже через 12--15 лет  начинают расшатываться, пропускать воду и вскоре выходят из строя.

Суда, у которых одни части  корпуса делаются из стали, а другие из дерева (например, поперечные связи  стальные, а наружная обшивка -- деревянная), называются композитными. Существуют также композитные суда из дерева и железобетона.

Железобетон для постройки  морских судов применяется редко. Несмотря на больший (на 15-20%) вес корпуса  железобетонного судна по сравнению  со стальным корпусом тех же размеров, целесообразность применения железобетона считается установленной для  постройки корпусов барж и разных стоечных судов, например плавдоки, дебаркадеры.

По роду двигателя различают  суда с механическими двигателями, гребные и парусные.

Суда с механическими  двигателями разделяются на:

1) пароходы, на которых  в качестве двигателя применена  паровая машина или паровая  турбина;

2) теплоходы -- суда с  двигателями внутреннего сгорания;

3) электроходы суда с  электрическими двигателями, непосредственно  вращающими гребные винты и  питаемые электроэнергией от  генераторов, приводимых в действие  турбинами или дизелями (турбоэлектроходы, дизель - электроходы).

По роду движителя суда разделяются на:

1) весельные,

2) парусные,

3) колесные и

4) винтовые.

Колесными в настоящее  время строят только речные суда. Океанские  и морские суда в подавляющем  большинстве имеют в качестве движителей гребные винты.

Парусными называются суда, для движения которых используется сила ветра, производящего давление на парус. В зависимости от числа  мачт, а также формы парусов  различают следующие типы судов.

Классификация подвижного состава  морского транспорта:

1) По видам плавания - неограниченного  океанского; ограниченного морского; прибрежного; местного; рейдового;  ледового; «река-море»;

2) специальные суда - учебные,  спасательные для судов, научно-исследовательские,  пожарные, гидрографические;

3) пассажирские суда - местного  сообщения, круизные, прогулочные;

4) спортивные суда - глиссеры, парусные, гребные, моторные;

5) промысловые суда - рыболовные, китобойные, плавбазы;

6) вспомогательные суда - землечерпалки, плавкраны, ледоколы, буксиры, спасательные для людей,  плавучие доки, плавучие причалы,  лоцманские, паромы;

7) грузовые суда - универсальные,  сухогрузы, наливные (газовозы, нефте-  и нефтепродуктовозы, спиртовозы, химовозы и др.), специализированные (углевозы, рудовозы, лесовозы, рефреджераторы, автомобилевозы, овощевозы, углерудовозы, лесозерновозы, хлопколесовозы, контейнеровозы, «Ро-ро» и др.

4.  
Статистические данные работы морского транспорта

Рис. 1 Перевозки грузов по видам транспорта, млн тонн)

Рис. 2 Грузооборот по видам  транспорта, (млрд тонно-километров)

Рис. 3 Перевозки грузов и  грузооборот морского транспорта организаций  всех видов деятельности

Рис.4 Грузооборот

Рис.5 Перевозки пассажиров и пассажирооборот морского транспорта организаций всех видов экономической  деятельности

Рис. 6 Пассажирооборот морского транспорта

5.  
Транспортные документы, используемые при морской перевозке грузов

Коносамент - документ, который  выдает владелец судна отправителю  груза как подтверждение получения  груза для перевозки его морским  транспортом. Основное назначение коносамента  это удостоверение о получении  груза перевозчиком, используется как  товарораспорядительный документ, выступает  как свидетельство о заключении договора о транспортировке груза  на морском судне.

Штурманская расписка - удостоверение  владельца транспортного судна  о получении груза для перевозки. Данный документ выдает помощник капитана. Штурманская расписка содержит описание внешнего состояния груза, которое  является результатом проверки контролерами владельца судна при получении  груза. В отличие от коносамента  штурманская расписка не является товарораспорядительным документом. По желанию заказчика  перевозки расписка может быть заменена на коносамент.

Аддендум - дополнительная часть  договора, в которой описываются  изменения или дополнения к основному  договору.

Деливери-ордер (долевой  коносамент)- товарораспорядительный документ, который выдается грузополучателем или перевозчиком подтвержденный капитаном  морского судна. Применяется в том  случае, если получатель груза продает  товар до принятия поставки. Если товар  продается частями разным покупателям, то для каждого из них выдается отдельный деливери-ордер на соответствующую  часть товара.

Таймшит - документ для учета  времени простоя судна, которое  запланировано чартером для осуществления  грузовых операций. Эта ведомость  оформляется в каждом порту загрузки и разгрузки и заверяется капитаном  и представителем нанимателя. Таймшит  является основанием для расчета  неустойки (демередж) или вознаграждения перевозчика за досрочную доставку (диспач). В таймшите записываются данные порта и судна, дата и время  прибытия и выдачи уведомления о  готовности груза к погрузке/выгрузке. Кроме этого в нем фиксируются  дата и время начала и окончания  погрузочных работ, длительность перерывов  и их причины.

Морская накладная - документ, подтверждающий существование договора перевозки груза и получение  груза перевозчиком. По морской накладной  перевозчик должен поставить груз получателю, который определен в документе. К накладной прикрепляют все  требующиеся товаросопроводительные документы.

Коммерческий акт - документ, фиксирующий и заверяющий недостачу  или повреждение товара при его  выдаче по адресу получения. В нем  записываются размеры, форма и причины  повреждения товара. Коммерческий акт  является основанием для возложения материальной ответственности на исполнителя.

Гарантийное письмо - документ, выдаваемый банком грузополучателя. Письмо гарантирует, что перевозчик не ручается за последствия, которые могут появиться  при отсутствии транспортного документа.

Подтверждение на фрахтование  тоннажа - выдается грузоперевозчиком  для подтверждения забронированного места для груза на каком-либо морском транспортном средстве. Фрахт  плата, выдаваемая грузоперевозчику за безопасную доставку товара. Вознаграждение выдается в случае безопасной перевозки. Если товар поврежден или потерян, то фрахт не выдается.

Мертвый фрахт - плата грузоотправителя как компенсация ущерба в случае отсутствия загрузки своего товара для  перевозки после заключения договора с перевозчиком.

Фрахтовый счет - документ, содержащий фрахтовые ставки, затраты на перевозку  и условия оплаты. Фрахтовый счет выдается транспортным оператором.

Извещение о прибытии груза - уведомление в письменной форме, по телефону и другими видами оповещения от перевозчика. Извещает о том, что  его товар будет передан ему  в назначенном месте.

Извещение о поставке груза - уведомление в письменном виде от перевозчика грузоотправителю по его требованию, чтобы выяснить точную дату доставки товара.

Грузовой манифест - список товаров, из которых состоит партия, перевозимая на данном транспортном средстве. При этом заносится информация о товаре, в которую входят номера транспортных документов, данные о  грузотправителе и получателе, вес  и маркировка. Кроме этого все  товары описываются.

Контейнерный манифест - документ, содержащий описание содержимого  контейнеров. Также его называют упаковочный лист грузовых единиц. Его выдает погрузчик.

 

Заключение

Сегодня морской транспорт  России обслуживает в основном внешнюю  торговлю; для каботажных перевозок  он используется в гораздо меньших  масштабах. Общая протяжённость  морских судоходных линий, эксплуатируемых  Россией, оценивается в настоящее  время более чем в 1 млн. км. Наиболее крупные порты на Чёрном море - Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Азовском море - Таганрог, на Балтийском - Санкт-Петербург (самые разнообразные  грузы), Калининград и Выборг, на Белом - Архангельск (экспорт леса и  лесоматериалов), на Баренцевом - Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на Дальнем Востоке - Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков (разнообразные грузы, в том числе  экспорт леса, лесоматериалов и угля в Японию).

Большое значение для освоения природных ресурсов приморских районов  отечественного Крайнего Севера имеет  Северный морской путь, однако его  эксплуатация проходит в исключительно  сложных навигационных условиях и является весьма дорогим предприятием.

В целом морской транспорт  России находится в очень тяжёлом  положении, и для его «реанимации» требуются крупные капиталовложения как в береговую инфраструктуру, так и в сам торговый флот. Для  оздоровления морского транспорта намечается коренная реконструкция имеющихся  морских портов, а также новое  строительство: на Балтике - крупнейшего  в России порта в Усть-Луге с  грузооборотом в несколько десятков миллионов тонн в год; крупного нефтеналивного порта в Приморске; значительное расширение Выборгского порта; создание на Черноморском побережье России 2-3 новых крупных портов, в основном экспортного значения; на Дальнем  Востоке - расширение и коренная реконструкция  морских портов Японского моря, и  в первую очередь Владивостока и  Находки.

 

Список источников:

1. Материал из Википедии:  Морской транспорт http://ru.wikipedia.org/wiki/Морской_транспорт

2. Транспортный портал: Характеристика  морского транспорта http://www.transportmm.ru/morskie-perevozki/18-xarakteristika-morskogo-transporta.html

3. Транспортные перевозки:  Показатели работы транспорта http://www.grtrans.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4:2010-01-23-18-16-16&catid=1:2010-01-23-10-28-34&Itemid=2

4. «Российский транспорт»  аналитический бизнес-справочник http://tr-index.ru/analytics/results_2005-2010.php

5. Морские суда и мореплавание: классификация морских судов  http://usea.info/?Klassifikaciya_sudov_i_plavuchih_sooruzhenii

6. Транспортные документы,  используемые при морской перевозке  грузов http://www.cargosea.ru/info/doc_transport.php


Информация о работе Морской транспорт