Национальный проект. Транспортный коридор « Урал промышленный – Урал Полярный»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня среднее расстояние доставки сырья для предприятий Урала – 2,5 тыс. км. Железная руда для металлургических комбинатов едет из Центральной России, бокситы для «алюминиевых» заводов СУАЛ-холдинга с Тиманского месторождения в Республике Коми, уголь везут из Казахстана, Красноярского края и Кемеровской области, с Печоры, медный концентрат – с Алтая.

Содержание

Введение………………………………………………………….………..….3

Национальный проект. Транспортный коридор «Урал промышленный – Урал Полярный»……………………………………..………………….……5

1. Краткая аннотация проекта………………………………………….…...9

1.1 Дефицит сырья для базовых отраслей промышленности Уральского федерального округа…………………………….…………….…………… 9

1.2 Формирование транспортного коридора – снижение издержек освоения месторождений углеводородов п-ова Ямал и шельфовой зоны, создание новых каналов сбыта…………………………………………..….14

1.3 Национальный проект и эффективность лесопользования…………...16

2. С чего начать и план действий.................................................................18

3. Распределение капитальных затрат………………………………….…19

4. Основные показатели строительства дороги……………………….….20

5. Ожидаемые эффекты………………………………………………….…21

6. Алгоритм реализации проекта………………………………………….22

7. На основе утвержденных стратегических планов……………………..23

8. Полярный округ………………………………………………………….24

9. Заключение……………………………………………………………….26

10. Список литературы………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Национальный проект Полярный Урал ПЕЧАТЬ.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

В недалеком прошлом, в СССР, 98% хромовых руд добывалось в Казахстане. Сегодня же, при годовом потреблении промышленных предприятий Уральского федерального округа 1,4 млн. т в регион ввозится лишь 1,2 млн. т. Дефицит сырья частично покрывается импортом из дальнего и ближнего зарубежья (Турция, Казахстан).

Сформировавшийся дефицит сырья для металлургической промышленности ставит ее в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых рынков, а транспортная удаленность от центров его добычи – от экономического поведения многочисленных посредников, что, безусловно, ведет к росту транзакционных издержек базовых отраслей промышленности Урала.

Как следствие, сопряженный с металлургическим, машиностроительный комплекс, в том числе, предприятия ОПК, в результате роста цен на металл теряют свои конкурентные преимущества.

Освоение природных ресурсов Полярного и Приполярного Урала во многом решает проблемы обеспечения промышленности России отечественным высококачественным сырьем, а также обеспечивает формирование в обратном направлении грузопотоков продукции отечественной промышленности.

Сырьевая база железной руды и хрома позволит обеспечить ежегодную добычу 1,5 млн. т хрома и 21 млн. т железной руды, 16 млн. т. угля. Ресурсная база района по хромитам в перспективе позволит полностью обеспечить отечественным сырьем ферросплавную промышленность страны.

Попутно на хромитовых рудниках будут добываться дуниты – ценное огнеупорное сырье.

Исследования последних лет вывели Полярный Урал на ведущее место в стране по ресурсам марганцевых руд. С 1994 года они возросли более чем 6 раз со 180 до 1 500 млн.т Ресурсный потенциал меди Полярного и Приполярного Урала оценивается 17 млн. т.

В пределах Полярного Урала общие ресурсы бокситов оцениваются в 418 млн. т. Ежегодный ввоз бокситов на Урал в настоящее время составляет 0,6 млн. т. Возможные поставки бокситов с Полярного Урала – 0,5 млн.т.

Фосфоритовые руды России имеют низкое качество: они плохо обогащаются, содержания           в них в два – три раза ниже, чем в рудах ведущих мировых продуцентов.

Количество вносимых фосфорных удобрений в России в 40 раз меньше, чем в Западной Европе ( 4 кг/га против 120 кг/га). Между тем на Полярном Урале уже разведано месторождение фосфоритов Софроновское, руды которого являются богатейшими ( до 42%          ) среди российских. Без значительных капитальных затрат из них можно получать самый качественный в стране фосмелиорант длительного воздействия. Геологические предпосылки позволяют уверенно прогнозировать здесь еще десять, подобных Софроновскому, месторождений. Намечаемые объемы производства – 04 млн. т.

Уральский федеральный округ относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Потребность федерального округа в энергетических углях оценивается в 50 млн. т, при этом собственная добыча не превышает 5 млн. т в год и это на фоне резкого истощения местных угледобывающих разрезов. Угли завозятся из Экибастузского (Казахстан), Кузнецкого, Печорского и Канско-Ачинского бассейнов. Расстояния перевозок составляют 2000 – 2500 тыс. км. Предлагаемая железная дорога существенно сократит расстояние до Печорского бассейна и позволит вести рентабельную разработку энергетических углей Приполярного Урала, которые являются более качественными, чем импортные – экибастузские, и находятся в непосредственной близости от северных границ Свердловской области.

На территории Полярного и Приполярного Урала, в зоне влияния предлагаемой к строительству железной дороги, расположены месторождения редких металлов, золота, барита, кварцевого сырья, бентонитовых глин, разведаны крупные запасы строительных материалов.

Таблица 1

 

Полярный и

Приполярный

Урал

Потребление в УрФО, млн.т

Ввоз в

УрФО,

млн.т

Откуда

возим

Сокра-ще-

ние плеча

перевозок

Запасы

млн.т

Ресурсы

млн.т

Железная

руда

66

5570

21,9

21,9

Казахстан,

Курск

в 2-3 раза (1000-

2000 км)

 

Хромиты

14

850

1,4

1,2

Турция

 

Марганце-вые руды

0

1470

0,7

0,6

Украина

Грузия

Казахстан

 

Бокситы

0,084

418

6

0,6

Тимано-

Печора

1000 км 

Медь

0,285

17

1,5

0,9

Средняя

Азия,

Монголия

 

Уголь

1977

26100

50

45

Печора,

Казахстан

Канско-

Ачинск,

Кузнецкий бассейн

 

 

1000 км 

Фосфори-

ты

12

506

 

 

 

 

 

Примечание: по данным ГУП Гипротранс ТЭИ,Сибирского научно-аналитического центра

Таблица 2

Грузовой поток, формируемый на восточном склоне Приполярного и Полярного Урала и сопредельных с ним территориях (межрегиональный транзит)

 

Вид

груза

Пункт

отгрузки,

км от ст.

 

Отгрузка по годам, тыс. т

Полуночное

2010

2015

2020

2025

2030

Всего

за 25 лет

Железная

руда

814

500

500

1000

2000

2000

33500

 

390

800

1000

1800

2000

2800

47000

Хромиты

814

800

1000

1000

1500

1500

30400

 

670

 

 

200

200

300

3500

 

630

 

 

 

 

300

1500

Марганцевые

руды

814

100

500

800

2000

2000

31800

Руды цветных (в т.ч., меди) и

редких

металлов

 

 

814

 

 

100

 

 

100

 

 

200

 

 

300

 

 

300

 

 

5300

Бокситы

814

 

 

 

 

500

2500

Фософриты

814

500

600

700

800

1000

18400

 

Примечание: по данным ГУП Гипротранс ТЭИ, Сибирского научно-аналитического центра

Согласно оценкам Уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость вовлекаемых в хозяйственный оборот твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала составляет 200 млрд. долларов США.

1.2 Формирование транспортного коридора – снижение издержек освоения месторождений углеводородов п-ова Ямал и шельфовой зоны, создание новых каналов сбыта.

В Уральском федеральном округе открыто и разведано около 700 месторождений углеводородного сырья, в которых сосредоточено 6% мировых запасов нефти и 28% газа и соответственно 66 и 77,8% общероссийских запасов. Доказанные запасы газа в настоящее время превышают 10 трлн. куб.м.

Значительная часть запасов углеводородов расположена на полуострове Ямал и в западной части Ханты -Мансийского автономного округа. Для освоения этого ресурсного потенциала потребуются грузовые потоки обратного направления. Грузопоток в северном направлении будет формироваться, в основном, за счет поставок на полуостров Ямал строительных материалов и конструкций, необходимых для обустройства нефтяных и газовых месторождений.

Исходя из сценариев ввода месторождений в промышленную разработку, в предположении добычи газа в объеме 250 млрд. куб.м в год дополнительно к существующим объемам, а также в порядке компенсации падающей добычи на отрабатываемых месторождениях, объем завоза грузов для обустройства месторождений достигнет в 2019 году почти 20 млн. тонн.

При пересмотре планов разработки месторождений в сторону ускорения наращивания добычи, годовой объем грузоперевозок будет увеличиваться.

Формирование нового транспортного коридора создаст дополнительные возможности для размещения объектов энергетики и газохимии, в том числе, на базе использования имеющихся в Ямало-Ненецком автономном округе запасов низконапорного газа (около 5 трлн. куб.м).

Это находится в русле поручений Президента Российской Федерации (ПР-2211 от 18.12.01г.) по итогам совещания в г. Новый Уренгой 20 ноября 2001 г. о взаимоувязке программ освоения природных ресурсов ЯНАО с развитием перерабатывающих производств и решением социальных задач жителей Крайнего Севера.

Согласно технико-экономических соображений, реализация национального проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» позволит сформировать дополнительные каналы сбыта углеводородного сырья  по новой железнодорожной ветке.

Таблица 3

 

 

Вид

груза

Пункт

отгрузки,

км от ст.

 

Отгрузка по годам, тыс. тонн

Полуночное

2010

2015

2020

2015

2030

Всего за 25 лет

Нефть

814

1800

6000

7000

6950

5850

120900

Газовый

конденсат

814

 

 

270

5600

7800

50270

ШФЛУ

814

 

 

80

1500

2200

18900

 

 

1.3 Национальный проект и эффективность лесопользования.

 

В Уральском федеральном округе площадь земель лесного фонда составляют 110 млн. га с запасом древесины 8 млрд. куб.метров. на долю федерального округа приходится 12,5% от суммарных лесных ресурсов России.

Вместе с тем, главным образом из-за транспортной недоступности, эффективность использования лесного фонда остается низкой: 87% запасов древесины не вовлечены в хозяйственный оборот.

Сырьевая база лесных массивов, примыкающих к намечаемой железной дороге, включает эксплуатационные леса 3 группы с общими запасами древесины 566045 тыс. куб.м и эксплуатационными запасами – 253189 тыс. куб.м. С учетом стыковки автомагистрали Ханты-Мансийск – Серов – Пермь с железнодорожным коридором «Урал Полярный – Урал промышленный», строительством лесовозных дорог, появится реальная возможность сократить процент не вовлеченных в хозяйственный оборот запасов древесины с 87% до 38%.

Это позволит, во-первых, реализовать ряд крупных проектов по глубокой переработке древесины. К таковым следует отнести проекты строительства фанерных комбинатов в Челябинской, Свердловской, Тюменской областях, расширение производственных мощностей предприятий по производству плит МДФ, клееного бруса в Ханты-Мансийском автономном округе.

Во-вторых, существенно повысить эффективность использования экспортного потенциала лесного комплекса России. В-третьих, обеспечить более надежную систему охраны и защиты лесов от пожаров, что не удается в настоящее время сделать из-за транспортной недоступности лесных массивов.

 

 

Таблица 4

Грузовой поток, формируемый на восточном склоне Приполярного и Полярного Урала и сопредельных с ним территориях за счет дополнительного вовлечения в оборот лесных ресурсов.

 

 

Вид

груза

Пункт

отгрузки,

км от ст.

 

Отгрузка по годам, тыс. тонн

Полуночное

2010

2015

2020

2025

2030

Всего за 25 лет

Лесоматериалы

220

163

163

163

163

163

4075

 

325

163

163

163

163

163

4075

 

465

274

274

274

274

274

6850

Итого:

 

600

600

600

600

600

15000

Информация о работе Национальный проект. Транспортный коридор « Урал промышленный – Урал Полярный»