Обоснование стратегических приоритетов развития бизнеса на примере Дирекции Инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:43, дипломная работа

Краткое описание

Реструктуризация железнодорожного транспорта нашей страны вступает в завершающую стадию. Действовавший в течение десятилетий в условиях плановой экономики механизм централизованного управления практически полностью демонтирован. Внесены коренные изменения в систему управления отраслью, её производственные и организационно-управленческие структуры. Федеральный железнодорожный транспорт как единый производственно-технологический комплекс в России уже не существует.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 5
1.1. Стратегический анализ 5
2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР. Реформирование железнодорожного транспорта. 12
2.1. Особенности российской тарифной системы 15
2.2. Модели реформирования 16
2.3. Зарубежный опыт реформирования железнодорожной отрасли 17
2.3.1. Реформирование железных дорог Швеции. 17
2.3.2. Реструктуризация железных дорог в Германии. 18
2.3.3. Реформа на железных дорогах Великобритании. 19
2.3.4. Третий этап реформирования ОАО «РЖД» 21
3. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 22
3.1. Текущее состояние хозяйства пути и сооружений 22
3.1.1. Анализ организационно-функциональной структуры управления путевым хозяйством 33
3.2. Текущее состояние хозяйства автоматики и телемеханики 34
3.3. Текущее состояние хозяйства электрификации и электроснабжения 36
3.4. Выводы 37
3.5. SWOT-анализ хозяйств инфраструктуры ОАО «РЖД» 38
3.6. Основные направления развития хозяйства инфраструктуры. 43
3.7. Стратегические цели ОАО «РЖД» при реформировании инфраструктуры 44
4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 45
4.1. Видение развития Дирекции инфраструктуры 45
4.2. Миссия Дирекции инфраструктуры 46
4.3. Цели и задачи Дирекции инфраструктуры 46
5. ЦЕЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.
6. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 49
6.1. Производственная структура Дирекции инфраструктуры 49
6.2. Целевая модель взаимодействия Дирекции инфраструктуры в целевом состоянии Холдинга ОАО «РЖД» 52
6.3. Модель обмена продуктами/услугами Дирекции инфраструктуры. 52
7. ОЦЕНКА РИСКОВ 57
7.1. Риски взаимодействия Дирекции инфраструктуры с другими бизнес-единицами 57
8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ СОЗДАНИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 60
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Вложенные файлы: 1 файл

%B1основание стратегических 2_R.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)
  • снижение удельных расходов на содержание инфраструктуры;
  • повышение качества услуг, оказываемых с использованием инфраструктуры;
  • создание организационно-правовых условий, способствующих извлечению дополнительной прибыли, росту капитализации ОАО «РЖД» и увеличению его инвестиционного дохода;
  • обеспечение финансовой прозрачности деятельности ОАО «РЖД» и формирование организационно-правовых условий для привлечения инвестиций.

Принципиальные требования к создаваемым структурам, а также процедурам реформирования при создании Дирекции инфраструктуры:

  • соответствие предприятий и подразделений критериям реформирования;
  • минимизация возможных рисков и разработка мер по их блокированию;
  • выделение подразделений с обособленным циклом производства конечной продукции.;

Этапность внедрения концепции по формированию дирекции инфраструктуры позволит:

    • снизить риск возникновения необратимых последствий, которые могут возникнуть в процессе реформирования;
    • осуществлять контроль и возможность корректировки действий на основе анализа промежуточных результатов реформирования;
    • подготовить и отработать нормативную базу, регламентирующую взаимоотношения «заказчика» и «исполнителя» при ремонте пути;
    • отработать механизм рыночных отношений в сфере текущего содержания и ремонта пути;
    • сформировать и подготовить команду руководителей-менеджеров, готовую работать в новых условиях.

4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ

4.1. Видение развития Дирекции инфраструктуры

Совместная  слаженная и успешная деятельность, направленная на достижения выдающихся результатов, – конечная цель создания организации вообще Крутно! Кто это сказал? Вы?. Любая компания состоит из множества подразделений, бизнес-единиц и специализированных отделов, каждый из которых имеет собственную стратегию берите глубже – каждый в компании имеет собственную или даже несколько стратегий! Чего уж там – разрабатывать, так разрабатывать, все равно за результаты никто не спросит…. Для того чтобы компания превратилась в нечто большее, чем простая сумма ее составляющих, все отдельные стратегии должны быть органично взаимосвязаны [9]. При всем уважении к Виханскому считаю, что в компании должна быть ОДНА СТРАТЕГИЯ, из которой вытекают планы составляющих компании: бизнес-единиц, подразделений и т.д. Часто, особенно в России эти планы называют «функциональные стратегии». От единой стратегии к функциональным, но никак не наоборот.

Подразделения хозяйств инфраструктуры, обеспечивающие ремонт необходимо обособить – утоните, что конкретно сделать? от инфраструктурного блока ОАО «РЖД». Их выделение позволит повысить объективность отнесения затрат на ремонты инфраструктуры, разделить функции «Заказчика» и «Исполнителя» при осуществлении ремонта инфраструктуры, что увеличит требовательность к срокам, стоимости и качеству выполненных работ со стороны заказчиков – подразделений по текущей эксплуатации инфраструктуры.

4.2. Миссия Дирекции инфраструктуры

 

Миссия Дирекции инфраструктуры сформулирована исходя из миссии и стратегических целей ОАО «РЖД», и заключается, в повышении эффективности производственно-экономической деятельности инфраструктурного комплекса, обеспечении качества и безопасности перевозок. Не сторонник миссий внутри компании. Есть миссия компании, а дирекция ее составляющая часть и миссию для нее писать совершенно необязательно. А то сотрудники, которые должны знать миссию компании, с ума сойдут запоминать все нижестоящие миссии.

4.3. Цели и задачи Дирекции инфраструктуры

Миссия не содержит конкретных указаний относительно того, что, как и в  какие сроки следует делать организации. Такие сведения получаются при формулировании целей организации.

Стратегическое планирование также предполагает постановку для определенного периода времени стратегических целей, которые должны быть достаточно конкретными и измеримыми яемыми с помощью определенных показателей критериев. Если формулирование миссии предполагает довольно широкие заявления, типа «быть лучшими в мире», то стратегические цели должны четко определить, что это означает.

Можно выделить шесть типов целей:

  1. Достижение целевой доли рынка ЗА СРОК РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ. КАКОГО РЫНКА? ИНФРАСТРУКТУР????? ТАКОЙ РЫНОК ЕСТЬ? С КЕМ ВЫ КОНКУРИРУЕТЕ? определенных значений показателя рыночной доли.
  2. Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. КТО ВАШИ КОНКУРЕНТЫ – ДАЙТЕ ИХ ОПИСАНИЕ! Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.
  3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер - ? МАРКЕТИНГ, НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, ОТНОСИТСЯ К ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ И УСЛУГ КОМПАНИИ, НО НИКАК НЕ К НАЙМУ ПЕРСОНАЛА???. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. Очевидно, что достижение данных целей создает предпосылки для выполнения других целей. – КАКИХ?
  4. Цели повышения эффективности деятельности. Очевидно, что если персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, то или потребности потребителей будут удовлетворяться неудовлетворительно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.
  5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.
  6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль является той необходимой «приманкой», которая может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса. [21] Минимальной прибыльностью или рентабельностью инвесторов не привлечешь. Им нужна отдача на капитал при заданном риске. Прибыль также нужна для развития, для конкурентной борьбы, в конце концов, для разработки и производства новых товаров и услуг. Минимальная прибыльность или безубыточность как цель возможна для организаций типа Внешэкономбанк, у которого иные цели и поддержка государства. Дирекция инфраструктуры насколько самостоятельна? Она часть ОАО «РЖД»? Она самостоятельное юридическое лицо, если говорит о прибыли? Она – центр прибыли, доходов или затрат? Из всего описания неясно, что это такое.

Единой задачей и, соответственно, целью деятельности Дирекции инфраструктуры является обеспечение соответствия состояния железнодорожной инфраструктуры требованиям, предъявляемым контрагентами  Дирекции инфраструктуры, ее использующими.

Данной цели применительно  к путевому комплексу можно достичь  за счет решения следующих задач:

  • формирование и развитие оптимальной организационной структуры путевого комплекса, обеспечивающей рост качества и масштабов оказания услуг;
  • повышение производственно-экономической эффективности деятельности структурных подразделений путевого комплекса;
  • развитие механизма мотивации и повышение заинтересованности подразделений в результатах своей хозяйственной деятельности – тут без прибыли вообще никак;
  • создание условий для развития конкуренции в сфере ремонта пути и производства материалов верхнего строения пути;
  • увеличение доходности от деятельности подразделений;
  • обеспечение финансовой прозрачности деятельности подразделений.

Данной цели применительно  к хозяйству электрификации и  электроснабжения Дирекции инфраструктуры (ДИ) можно достичь за счет решения  следующих задач:

  • Организация обслуживания контактной сети, тяговых подстанций и др. электроэнергетических объектов инфраструктуры ж.д. транспорта, гарантирующая:
    • бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями (пропускную способность);
    • передачу электроэнергии сторонним потребителям с использованием объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД»;
    • электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки; 
  • Организация и проведение диагностики контактной сети, тяговых подстанций и др. электроэнергетических объектов инфраструктуры ж.д. транспорта;
  • Организация ремонта и обновления контактной сети, тяговых подстанций и др. электроэнергетических объектов инфраструктуры ж.д. транспорта, гарантирующая:
    • бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями (пропускную способность);
    • передачу электроэнергии сторонним потребителям с использованием объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД»;
    • электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки;  
    • технологическое присоединение электрических сетей сторонних организаций к объектам электросетевого хозяйства инфраструктуры ж.д. транспорта
  • Организация работы по усилению технической и совершенствованию нормативной базы системы обслуживания, в т.ч.диагностики, ремонта, и обновления контактной сети, тяговых подстанций и др. электроэнергетических объектов инфраструктуры, гарантирующая:
    • бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями (пропускную способность);
    • передачу электроэнергии сторонним потребителям с использованием объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД»;
    • электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки;  
    • технологическое присоединение электрических сетей сторонних организаций к объектам электросетевого хозяйства инфраструктуры ж.д. транспорта
  • Организация взаимодействия с предприятиями электроэнергетики (ФСК ЕЭС, Системный оператор, МРСК, прочие) по вопросам обеспечения надежного электроснабжения объектов инфраструктуры ж.д. транспорта с целью обеспечения:
    • бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями (пропускную способность);
    • передачи электроэнергии сторонним потребителям с использованием объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД»;
    • электроснабжения железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки;  
    • технологического присоединения электрических сетей сторонних организаций к объектам электросетевого хозяйства инфраструктуры ж.д. транспорта

Данной цели применительно  к хозяйству автоматики и телемеханики Дирекции инфраструктуры (ДИ) можно  достичь за счет решения следующих  задач:

  • на уровне центрального аппарата Дирекции
    • Организация безопасной и надежной работы технических средств ЖАТ
    • Обеспечение оперативного и методического руководства службами АиТ, филиалами и сторонними организациями, участвующими в разработке, изготовлении, внедрении, техническом обслуживании, ремонте и утилизации средств ЖАТ
    • Регламентация и организация разработки, изготовления, внедрения, технического обслуживания, восстановления и ремонта, эксплуатации и утилизации средств ЖАТ
    • Проведение научно-технической политики, обеспечивающей решение задач по приоритетным направлениям
  • на уровне Регионального центра диагностики и мониторинга инфраструктуры
    • организация безопасной и надежной работы средств ЖАТ и устройств СЦБ;
    • проведение единой технической политики в находящихся в ведении службы структурных подразделениях;
    • обеспечение развития и модернизации производственных мощностей структурных подразделений на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, передовых технологий и передового опыта в хозяйстве.

5.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ

5.1. Производственная структура Дирекции инфраструктуры

Дирекция инфраструктуры – это  бизнес-единица, отвечающая за состояние  железнодорожной инфраструктуры Холдинга. На нее возлагается ответственность  за организацию и контроль содержания, ремонта и развития инфраструктуры. Может об этом раньше сказать?

Дирекция инфраструктуры состоит из аппарата управления, включающего Единый Центр диагностики и мониторинга инфраструктуры и Региональных Центров диагностики и мониторинга инфраструктуры, расположенных в границах существующих дорог. Региональные Центры диагностики и мониторинга инфраструктуры будут созданы на базе существующих Дорожных Центров диагностики пути, которые впитают в себя часть средств диагностики и мониторинга хозяйств автоматики и телемеханики и электрификации и электроснабжения. В непосредственном функциональном и административном подчинении Единого Центра диагностики и мониторинга инфраструктуры  находится отдел комплексной диагностики и мониторинга состояния инфраструктуры, анализирующий результаты работ комплексов «Интеграл», и «Эра», а также сетевых путеобследовательских станций: вагонов-путеизмерителей и вагонов-дефектоскопов.

ДАЙТЕ СХЕМУ! НЕВОЗМОЖНО ТАК  ЧИТАТЬ!

В силу упразднения в системе  управления ОАО «РЖД» дорожного  уровня, дорожные службы пути и сооружений, автоматики и телемеханики и электрификации и энергоснабжения должны перейти  в состав и подчиняться начальникам  соответствующих (укрупненных) Территориальных  филиалов.

Территориальные филиалы ОАО «РЖД» (далее ТФ) – особый тип бизнес-единицы Холдинга, который фактически представляет собой совокупность четырех видов линейных предприятий – дистанций (ПЧ, ШЧ, ЭЧ, НГЧ), объединенных по территориальному признаку и единого аппарата управления ими.

Таким образом, предполагается создание определенного количества ТФ (25-28) географически  распределенных по сети и решающих задачи по проведению работ по текущему содержанию и ремонту объектов железнодорожной  инфраструктуры, а также содержанию и предоставлению в пользование зданий, сооружений и прочего имущества, находящегося на балансе НГЧ кому в первую очередь?. Не получится, что левая рука сдает в аренду перчатки правой руке?

Подчинение служб Территориальным  филиалам (а также укрупнение части  филиалов в рамках единых участков движения) обеспечит более эффективную  работу по эксплуатации и обслуживанию инфраструктуры на местах. Также, за счет удаления промежуточных звеньев  и, таким образом, сокращения вертикали  управления, можно ожидать улучшения  управляемости и повышения оперативности  управления на уровне линейных предприятий.

НАДО ДАТЬ СХЕМУ – “AS IS” – КАК СЕЙЧАС И “TO BE” – КАК БУДЕТ ИЛИ ДОЛЖНО БЫТЬ.

Дирекция инфраструктуры обеспечивает пропускную способность перевозочного  процесса. Для достижения поставленной цели необходимо производить текущее  содержание и ремонт инфраструктуры. Поэтому ЦДИ выступает в роли заказчика, а подрядчиками выступают ТФ и Дирекции – контрагенты, указанные выше, которые как исполнители работ будут осуществлять и текущее содержание – ТФ и ремонт объектов инфраструктуры. Деньги-то на оплату работ заказчик = ЦДИ откуда возьмет? Видимо он будет централизованно из Москвы по все стране заключать договора? Кто же денежные потоки отдаст!

Вот. Схема. Только ее надо раньше было дать и сначала, как  есть, потом –  как будет.

Рис. 9

5.2. Целевая модель взаимодействия Дирекции инфраструктуры в целевом состоянии ???? Холдинга ОАО «РЖД»

Общая схема взаимодействия Дирекции с  контрагентами представлена на Рисунке 9.

В качестве примера, в Приложениях 5 и 6 приведены  Принципы взаимодействия с Дирекцией  движения и Территориальными филиалами.

Информация о работе Обоснование стратегических приоритетов развития бизнеса на примере Дирекции Инфраструктуры