Актуальные вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:37, реферат

Краткое описание

Аннотация. Гальченко И.Е. «Актуальные вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов». В статье обобщены и проанализированы основные современные технологии формирования здорового образа жизни среди учащейся молодежи. Приведены основные факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека.
Цель исследования: проанализировать отношение студентов к состоянию своего здоровья, определить основные аспекты здорового образа жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Гальченко.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

АКТУАЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ  СТУДЕНТОВ

Гальченко И.Е.

Луганський  национальный университет имени Тараса Шевченко

Научный руководитель к.п.н., доцент Отравенко  Е.В.

      Аннотация. Гальченко И.Е.  «Актуальные вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов». В статье обобщены и проанализированы основные современные технологии формирования здорового образа жизни среди учащейся молодежи. Приведены основные факторы  образа жизни, влияющие на здоровье человека.

    Ключевые слова:  здоровье, здоровый образ жизни, молодежь, студенты.

    Анотація. Гальченко І.Є. «Актуальні питання збереження й зміцнення здоров’я студентів». У статті узагальнені та проаналізовані основні сучасні технології  формування здорового способу життя серед учнівської молоді. Наведені  основні чинники образу життя, які впливають на здоров’я людини.

    Ключові слова: здоров’я, здоровий спосіб життя,  молодь, студенти.

    Постановка  проблемы. Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи является одним из важных заданий системы образования на Украине. Согласно данным Министерства здравоохранения лишь 14% учащейся молодежи практически здоровы, в то время как более 50% – имеют различные функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания [1]. 

    В современном обществе активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой и ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки с последующим снижением работоспособности. Именно со школы начинается этот путь – через учебно-воспитательный процесс формируется мотивация здорового образа жизни.

      Как известно здоровье человека  формируется в детском возрасте  на основе генетических факторов, образа жизни и экологических условий. Поэтому для укрепления здоровья молодежи необходимо создавать необходимые условия. 

    Для всех государственных структур поставлены конкретные задачи по обеспечению условий, содействующих сохранению и укреплению физического, духовного и психического здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры, организации мониторинга состояния молодёжи, рационализации полезного досуга. Программы оздоровления должны составляться персонально для каждого с учетом индивидуальных особенностей и морфофункциональных возможностей организма.

    Анализ  последних достижений и публикаций.  В последнее время проблема сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни учащейся молодежи привлекает пристальное внимание специалистов в области медицины, валеологии, биологии, физиологии, психологии, педагогики и других наук.

    Отдельным аспектам здоровья, формирования здорового образа жизни учащейся молодежи посвящены труды Н. Амосова, П. Брехмана, А. Бутейко, И. Быховской, М. Виленского, П. Виноградова, И. Давыдовского, Ф. Зотовой, М.Зубалий, И. Кузнецовой,  Ю. Лисицына, В. Оржеховской, С. Попова,  В. Сластенина и др., а организации здорового образа жизни студентов – работы В. Валиевой, В.  Иванова,  В. Кожанова, Ю.  Кузнецова, А. Сурикова и др.

    Изучение  массовой практики показывает, что широкое внедрение в практику вузовского обучения различного рода компьютерных программ, рост информационной, эмоциональной и психической загрузки делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным, обуславливают снижение качества здоровья студентов.

    Цель  исследования: проанализировать отношение студентов к состоянию своего здоровья, определить основные аспекты здорового образа жизни.

    Изложение основного материала. Реализация в учебно-воспитательном процессе идей личностно-ориентированного обучения и воспитания должны осуществляться на основе здоровьезберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащейся молодежи. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки [2].

    Человек обязан бороться за свое здоровье. С  детства он должен закаливаться, соблюдать режим дня, сбалансированного питания, заниматься физкультурой и спортом, одним словом вести активный образ жизни.

    Здоровый  образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности [3]. На наш взгляд, составляющими здорового образа жизни студента являются: активная жизненная позиция, уровень санитарно-гигиенической культуры и образованности, отсутствие вредных привычек, адекватная физическая нагрузка (6-10 часов в неделю), благоприятный психологический климат,  полноценный отдых, регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями,  культура сексуального поведения, высокая медицинская активность.

    Здоровый  образ жизни  влияет на жизнедеятельность студентов, самоорганизацию и самодисциплину, саморегуляцию и саморазвитие, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сил. Организуя свою жизнедеятельность, студенты вносят в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. От ценностных ориентаций  студентов, их мировоззрения, социального и нравственного опыта во многом зависит ведение здорового способа жизни.

    На  наш взгляд, в высших учебных заведениях необходимо повышать уровень валеологического образования студентов, постоянно формировать культуру здоровья молодежи, обеспечивать сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни, направленного на саморегуляцию личности, её поведения и деятельности. По нашему мнению, студент должен не только познать себя, но и по желанию уметь изменить себя и микросферу, в которой он находится.

    На  здоровье человека большое влияние оказывает состояние окружающей среды. Не всегда к положительным результатам в регулировании природных процессов приводит вмешательство человека. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей. «Озоновая дыра» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, загрязнение вод- резко ухудшает  общее состояние здоровья человека, уменьшает продолжительность жизни. Здоровье человека, полученное от природы, на 50% зависит от условий, которые нас окружают. Более уязвимы к загрязнению – дети, пожилые и больные люди, они наиболее страдают хроническими заболеваниями. [4, с. 90]

    На  здоровье человека, особенно тех, которые страдают хроническими заболеваниями, влияет перемена погоды, содержание в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Поэтому человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Для этого нужно больше закалять организм, делать психофизические упражнения – это поможет человеку уменьшить зависимость от перепадов погоды и способствует его гармоническому единению с природой.

    Изучение  ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет  выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

    Выводы. Здоровье человека во многом зависит от образа жизни. Главное в здоровом образе жизни – это сознательное отношение к своему здоровью, включая все его компоненты. Следовательно, для улучшения уровня здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую и духовную), овладение общеукрепляющими, оздоровительными технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

    Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Поэтому необходимо каждому студенту выработать свою стратегию здоровья, осознанно вести здоровый образ жизни, формировать преемственность методик здоровья от школы к ВУЗу.

Литература:

1. Кривошеєва Г. Л. Формування культури здоров’я студентів університету : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Кривошеєва Галина Леонідівна. – Донецьк, 2001. – 228 с.

2. Космолинский Ф.П. Физическая  культура  и работоспособность / Ф.П. Космолинский –  М.: 1983. – 3 -5 с.

3. Маркова В. Здоровый образ жизни студентов / В. Маркова. – М., 1998. – 5 с.  
4.  Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения./ Ю.П. Лисицин. – М. 1982. – 90 с.

Информация о работе Актуальные вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов