Аутогенная тренировка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
(греч. autos — сам, genos — происхождение). Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

        3. Модификация  К. И. Мировского и А. Н.  Шогама (1963). Авторы назвали свою  модификацию «психотонической тренировкой». Ими разработаны приемы, не только  снижающие, но и повышающие  тонус, мобилизирующие. Благодаря этому они добились дальнейшего расширения сферы применения А. т., исключив из числа противопоказаний артериальную гипотонию и астению. Больные тренируются в «астено-гипотонической группе». Мышечная релаксация исключается, поскольку снижение артериального давления противопоказано. В формулы вводятся слова, имитирующие выраженные симпатомиметические сдвиги (озноб, «гусиная кожа», холод и т. п.). Тренировка заканчивается энергичной мускульной самомобилизацией. Текст тренировки: «Я совершенно спокоен. Все мое тело расслаблено и спокойно. Ничто не отвлекает. Все безразлично мне. Я чувствую внутреннее успокоение. Плечи и спину обдает легкий озноб. Будто приятный, освежающий душ. Все мышцы становятся упругими. По телу пробегают "мурашки". Я — как сжатая пружина. Все готово к броску. Весь напряжен. Внимание! Встать! Толчок!»

        По данным  К. И. Мировского (1965), часто уже  после первого занятия удается  повысить артериальное давление  с 60-70/45-50 до 110-130/70-80 мм рт. ст.

        4. Мобилизирующие, активирующие упражнения, вызывающие симпатомиметические  сдвиги, используются также А.  В. Алексеевым (1969) и Л. Д. Гиссеном (1969), предложившими «психорегулирующую  тренировку» для подготовки спортсменов.

        5. Модификация М.С. Лебединского и Т. Л. Бортник (1965). Это сокращенный вариант А. т., приспособленный для стационара. Продолжительность курса — 1 месяц (вместо 3). Срок лечения уменьшается за счет удлинения каждого сеанса в начале лечения до 30 минут. Больной занимается ежедневно 1 раз с врачом и дважды самостоятельно. Каждое упражнение усваивается за 3 дня. Срок лечения уменьшается и благодаря расширению формул. Например, формула мышечной релаксации: «Я чувствую тяжесть в правой руке, в плече, предплечье, пальцах. До самых кончиков пальцев правой руки чувствую тяжесть». Возникновению ощущения тепла в области солнечного сплетения способствует представление о проглатывании слюны и разливающемся тепле в области пищевода и желудка. Срок лечения сокращается и благодаря усилению гетеросуггестивного момента А. т.: больные повторяют про себя формулы, которые врач произносит несколько раз. Перед началом работы с каждой формулой и при переходе от одной формулы к другой звучит расширенная формула спокойствия: «Я спокоен. Я совершенно спокоен.

        Спокойно и ритмично дыхание.  Ритмичен пульс. Сердце бьется  ровно и спокойно».

        6. Репродуктивная тренировка (модификация  А. Г. Панова, Г.С. Беляева, В.С.  Лобзина, И.А. Копыловой, 1980) представляет  собой комплексную методику психофизиологической и личностной саморегуляции. В этой модификации широко используется в качестве реализующего приема сенсорная репродукция — преднамеренное воспроизведение ощущений. Репродуктивная тренировка включает подготовительные психотерапевтические мероприятия (изучение личности больного и определение основных методов психотерапевтического воздействия), предварительные упражнения (дыхательная гимнастика, идеомоторная и релаксирующая тренировка мышечного аппарата) и собственно обучающий курс А. т. Репродуктивная тренировка, как указывают авторы, — методика в известной мере компилятивная, объединяющая в единой технике приемы, заимствованные из многих источников. Большое внимание в этой модификации уделяется так называемой «маске релаксации» — упражнению, с которого начинается курс А. т: «Мягко опустить веки, свести взор кнутри и книзу на щеки по бокам носа, язык мягко приложить к корням верхних зубов изнутри (звук «Т»), дать нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив ее вес, и чуть выпятить ее вперед (звук «Ы»)».

        Другой особенностью данной методики  является введение в обучающий  курс А. т. дыхательной гимнастики, которая проводится по специально  разработанным авторами схемам. Ритмичное форсированное дыхание  понижает возбудимость некоторых  нервных центров и способствует мышечной релаксации. Многие авторы отмечают влияние дыхательной гимнастики на выравнивание эмоционального состояния тренирующихся, на способность к концентрации внимания. Во время дыхательной гимнастики в брюшной полости возникает глубинное тепло, поэтому она используется перед формулой вызывания тепла в животе.

        Другие модификации аутогенной  тренировки низшей ступени описаны  в монографии В. С. Лобзина  и М. М. Решетникова «Аутогенная  тренировка» (1986).

        Упражнения низшей ступени воздействуют по преимуществу на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психических функций Шульц разработал высшую ступень А. т. (А. т.-2), упражнения которой должны научить вызывать сложные переживания, приводящие к излечению через «аутогенную нейтрализацию» и «самоочищение» (катарсис). Стандартные упражнения А. т.-1 автор считал лишь подготовкой к основному лечению, второй ступени — аутогенной медитации, с помощью которой и достигается аутогенная нейтрализация. Он полагал, что окончательно избавиться от невроза можно, лишь нейтрализовав отрицательные переживания. Приемы такого самоочищения Шульц заимствовал из древнеиндусской системы йоги.

        Аутогенная медитация по Шульцу. Прежде чем приступить к аутогенной  медитации, тренирующийся должен научиться удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время — по часу и более. Во время такой «пассивной концентрации» возникают различные визуальные феномены («тени», «простейшие формы», цветовые пятна и т. п.). Дальнейшая подготовка состоит в научении вызывать и удерживать «пассивную концентрацию» при наличии раздражающих помех — яркого света, шума, звучащего радио и т. п.

        Первое упражнение. Фиксация спонтанно  возникающих цветовых представлений.

        Второе упражнение. Вызывание определенных цветовых представлений, «видение» заданного цвета.

        Третье упражнение. Визуализация  конкретных предметов.

        Четвертое упражнение. Сосредоточение  на зрительном представлении  абстрактных понятий, таких как  «справедливость», «счастье», «истина» и т. п.

        Во время выполнения этого  упражнения возникает поток представлений  строго индивидуальных. Например, «свобода»  ассоциируется с белой лошадью,  скачущей по прерии. Конкретные  зрительные образы, ассоциирующиеся  с абстрактными понятиями, помогают, по мнению Шульца, выявиться подсознательному.

        Пятое упражнение. Концентрация  «пассивного внимания» на произвольно  вызываемых, эмоционально значимых  ситуациях. Во время выполнения  упражнения тренирующийся нередко  «видит» себя в центре воображаемой ситуации.

        Шестое упражнение. Вызывание образов  других людей. Вначале следует  научиться вызывать образы «нейтральных»  лиц, затем — эмоционально  окрашенные образы приятных и  неприятных пациенту людей. Шульц  отмечает, что в этих случаях образы людей возникают несколько шаржированно, карикатурно. Постепенно такие образы становятся все более «спокойными», «бесстрастными», смягчаются карикатурные черты, элементы эмоциональной гиперболизации. Это служит показателем начавшейся «аутогенной нейтрализации».

        Седьмое упражнение. Автор назвал  его «ответом бессознательного».  Тренирующийся спрашивает себя: «Чего я хочу?», «Кто я такой?»,  «В чем моя проблема?» и т.  п. В ответ он подсознательно  отвечает потоком образов, помогающих  увидеть себя «со стороны» в разнообразных, в том числе и тревожащих, ситуациях. Так достигается катарсис, самоочищение, и наступает «аутогенная нейтрализация», т. е. излечение. Анализируя описание медитативных упражнений по Шульцу, нетрудно заметить, что они сводятся к серии приемов своеобразного «аутопсихоанализа».

        Соавтор Шульца по 6-томному руководству  Луте вводит новые элементы  в структуру метода — приемы  аутогенной нейтрализации: аутогенное  отреагирование и аутогенную  вербализацию. Эти методы составляют  основное содержание 6-го тома руководства по аутогенной терапии.

        Аутогенное отреагирование по  Лутэ. Для нейтрализации отрицательных  переживаний используются приемы  «повторения» тех ситуаций, которые  и явились причиной психической  травмы. Так же как и при психоаналитических сеансах, во время аутогенного отреагирования врач соблюдает полную нейтральность. Опыт автора показывает, что мозг пациента сам «знает», в какой форме и в каком порядке следует «высказывать материал» при аутогенной нейтрализации. Подчеркивается, что при нейтрализации высвобождается (т. е. вербализуется ) лишь тот «материал», который мешает нормальной деятельности мозга. Аутогенная вербализация осуществляется при закрытых глазах, а задачей пациента является рассказ о всех появляющихся в состоянии аутогенного расслабления сенсорных образах.

        В методике практического проведения  аутогенного отреагирования по  Луте можно выделить пять основных  правил, или условий (Лобзин В.  С., Решетников М. М., 1986): 1) необходимость  перехода от стандартных упражнений к пассивному настрою на зрительные образы; 2) ничем не ограничиваемое вербальное описание любого вида восприятия (сенсорных образов); 3) принцип психотерапевтического вмешательства в управляемую мозгом нейтрализацию; 4) соблюдение или признание внутренней динамики, которая присуща периоду аутогенных разрядов; 5) принцип самостоятельного окончания психотерапевтической работы.

        На протяжении всего курса  аутогенного отреагирования применяются  стандартные упражнения. Самостоятельное выполнение аутогенного отреагирования допускается только с разрешения психотерапевта. Интервалы между сеансами составляют 7-10 дней.

        Аутогенная вербализация по Лутэ. Этот прием в значительной  степени аналогичен аутогенному  отреагированию, однако осуществляется без визуализации представлений. В отличие от аутогенного отреагирования, аутогенная вербализация применяется в тех случаях, когда «мешающий материал» (болезненные переживания) поддается точному описанию. Вербализация определенной темы (например, «агрессия», «желание», «страх» и т. п.) проводится в состоянии аутогенного расслабления и продолжается до тех пор, пока пациент не заявляет, что сказать ему уже нечего. При аутогенной вербализации предполагается, что пациент знает «тему», которая содержит «мешающий материал». По сути, приемы аутогенной нейтрализации представляют собой ассоциативный эксперимент, предложенный еще Юнгом (Jung С. G.) для выявления скрытых или подавляемых влечений. Новым является реализация данного приема в состоянии аутогенной релаксации.

        Отечественными авторами (Панов  А. Г., Беляев Г. С., Лобзин В.  С., Копылова И. А., 1980) разработан  оригинальный комплекс упражнений  высшей ступени А. т. Концепция  авторов высшей ступени А. т.  базируется в первую очередь  на данных психофизиологии эмоций. Центральными в комплексе А. т.-2 являются приемы преднамеренной регуляции эмоционального состояния, преднамеренного моделирования эмоций. Основными приемами моделирования настроения авторы считают управление мышечным тонусом (типа прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона), упражнения сюжетного воображения и так называемые «упражнения самоутверждения».

        Упражнения сюжетного воображения.  Их целью является самостоятельное,  сознательное и преднамеренное  формирование заданного эмоционального состояния, а суть заключается в репродуцировании эмоционально окрашенных представлений, образов и динамичных ситуаций (сюжетов). Формирование эмоционально значимых сюжетных представлений начинается с постановки цели: какое эмоциональное состояние надлежит моделировать. В зависимости от выбранной цели определяется и цвет, соответствующий нужной эмоции. Выбранный цвет служит базой для формирования словесного самоприказа. В качестве примера приводим упражнение под названием «Парк».

        Цель упражнения — создать состояние покоя, внутреннего комфорта, ленивой истомы, глубокого отдыха. Основные сенсорные представления — зрительные. Самоприказ: «Зеленая-зеленая зелень. Зеленая-зеленая листва. Зеленая листва шелестит». Образная развертка — представить себя в парке в теплый и солнечный летний день. Солнечные блики перемежаются с пятнами тени от листвы. Телу тепло, но не жарко (температурный образ). Листва свежая, яркая (цветовой образ). Просторные поляны и аллеи уходят вдаль (пространственный образ). Листва шелестит на слабом ветру, далекие и неясные голоса людей (звуковой и осязательный образы — ветерок). Запах свежей листвы (обонятельный образ). Музыкальное подкрепление — плавная негромкая музыка, льющаяся из парковых репродукторов. Следует вжиться в эту картину, прочувствовать и зафиксировать ее в сознании.

        Упражнения самоутверждения. Нередко  возникают предвидимые заранее  чрезвычайные житейские ситуации, связанные с повышенным чувством  ответственности. Тревожное ожидание  таких ситуаций порождает неуверенность в себе, страх перед неудачей и может спровоцировать невротический срыв. К таким ситуациям можно подготовиться с помощью «упражнений самоутверждения». Больным советуют по утрам, еще не проснувшись окончательно, т. е. находясь в естественном аутогенном погружении, репетировать тревожащую их ситуацию, но не такую, какой они боятся, а такую, какой они хотят ее видеть. Это репетиция успеха. Подобные репетиции успеха можно проводить за несколько дней до ожидаемого события или непосредственно в тот день, когда оно предстоит, но не перед сном, так как это может спровоцировать расстройство сна.

Информация о работе Аутогенная тренировка