Введение в теорию физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:38, курс лекций

Краткое описание

В этом подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов, основными из которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.

Вложенные файлы: 1 файл

FIZ_RA_LEKTsII.doc

— 6.40 Мб (Скачать файл)

Частные функции – это функции компонентов физической культуры.

Общими принципами, на которых основывается современная система физической культуры, являются:

- принцип всестороннего  гармонического развития личности;

- принцип взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельностью;

- принцип оздоровительной  направленности.

ЛЕКЦИЯ 2

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

 

ПЛАН:

1. Понятие о физических  качествах

2. Общая характеристика  силы

2.1. Разновидности силы

2.2. Режимы работы мышц

2.3. Факторы, обуславливающие проявление силы

2.4. Возрастная динамика  естественного развития силы

2.5. Средства развития  силы

3. Общая характеристика  быстроты

3.1. Разновидности быстроты

3.2. Факторы, обуславливающие проявление быстроты

3.3. Возрастная динамика  естественного развития быстроты

3.4. Средства развития  быстроты

4. Общая характеристика  выносливости

4.1. Понятие об утомлении,  разновидности выносливости

4.2. Факторы, обуславливающие выносливость человека

4.3. Возрастная динамика  естественного развития выносливости

4.4. Средства развития выносливости

5. Общая характеристика  координации

5.1. Разновидности координации

5.2. Факторы, обуславливающие проявление координации

5.3 Возрастная динамика естественного развития координации

5.4. Средства развития координации

6. Общая характеристика гибкости

6.1. Разновидности гибкости

6.2. Факторы, обуславливающие проявление гибкости

6.3 Возрастная динамика естественного развития гибкости

6.4. Средства развития гибкости

 

1. Понятие о физических качествах

В процессе формирования физической культуры человека происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических качеств.

В специальной литературе до сих пор не найден единый термин для характеристики двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия:

- Л.П. Матвеев употребляет  термин «двигательные способности»;

- В.П. Ашмарин – «двигательные качества»;

- Л.А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов – «физические  качества»;

- Ю.Ф. Курамшин –  «физические способности».

В словаре В.И. Даля (2007) трактовка слов «качество» и «способность» разнится незначительно. Более того, слово «способность» представляется как синоним слову «качество»:

- «качество» трактуется  как «свойство или принадлежность, всё, что составляет сущность лица или вещи»;

- «способность» трактуется  как «качество»; «способный» –  как «годный к чему или склонный, ловкий… пригодный».

По нашему мнению, термин «способности» в большей степени соответствует понятию «задатки», в то время как термин «качества» больше характеризует свойства того или иного объекта или предмета. В теории физической культуры такие характеристики человека, как сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, рассматриваются в большей степени с позиций его свойств, а не задатков. Например, когда мы говорим про человека, что он сильный, мы не имеем в виду, что он предрасположен к силовым нагрузкам по своей природе, мы характеризуем его свойство на текущий момент. Таким образом, для характеристики двигательных возможностей человека термин «качества» выглядит более уместным и соответствующим сути.

В вопросе о прилагательном к термину «качества» мы придерживаемся взглядов, что термин «двигательные качества» в большей степени характеризует свойства отдельных движений человека, чем сужает спектр вопросов, изучаемых теорией физической культуры. Термин «физические качества» представляется нам значительно более широким, поскольку он подразумевает раскрытие природных механизмов возникновения и проявления тех или иных свойств движений человека.

Таким образом, в нашем курсе лекций мы будем использовать термин «физические качества», что соответствует терминологическим взглядам Л.А. Вейднер-Дубровина и В.Н. Платонова.

Известно, что разные люди обладают разными двигательными  возможностями. Так, например, один ученик в возрасте 7-ми лет может прыгнуть в длину с места на 100 см., а другой – на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой – пять раз. В 6-минутном беге один занимающийся пробежит 700 м., а другой – 1200 м. Сравнивая разные двигательные достижения обучаемых, как правило, говорят: «Этот ребёнок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию».

Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями  отдельных органов и систем организма занимающихся (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет, соответственно, зависеть характер и степень развития тех или иных физических качеств.

Таким образом:

ФИЗИЧЕСКИЕ  КАЧЕСТВА – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.

 

На уровень  развития и проявления физических качеств  оказывают влияние две группы факторов:

  • Средовые факторы: социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и т.п.
  • Наследственные факторы («моторные» задатки): анатомические, физиологические, психические особенности организма человека. «Моторные» задатки обуславливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. В процессе выполнения какой-либо деятельности они совершенствуются с помощью свойственных человеческому организму механизмов приспособления (адаптации) и перерастают в соответствующие физические качества.

В формировании качеств  большое значение имеют и врождённые, и средовые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических качеств играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологические и функциональные показатели различных органов и систем, а также двигательная подготовленность в целом выше у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями.

В настоящее время  принято различать пять основных физических качеств: сила, быстрота, координация, выносливость, гибкость. Каждое из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.

 

2. Общая  характеристика силы

2.1. Разновидности силы

Любые двигательные действия человека – это результат согласованной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и периферических отделов двигательного аппарата, в частности – скелетно-мышечной системы. В ЦНС продуцируются импульсы возбуждения, которые через мотонейроны и аксоны поступают в мышечные волокна. Вследствие этого мышцы напрягаются с определённой силой, которая позволяет перемещать в пространстве отдельные звенья тела или тело в целом. От величины и направления приложения силы изменяются скорость и характер движения. Таким образом, без проявления мышечной силы человек не может выполнять никаких двигательных действий. В этом смысле сила является интегральным двигательным качеством, от которого в той или иной мере зависит проявление всех других физических качеств (быстроты, выносливости и т.д.)

В физиологии под силой мышц понимают то максимальное напряжение, которое они способны развить. Внешнее проявление напряжения мышц (силы) измеряют в ньютонах.

В теории физической культуры понятие «сила» выражает одну из качественных характеристик произвольных движений человека, направленных на решение конкретной двигательной задачи.

Таким образом:

СИЛА – это способность преодолевать определённое сопротивление или противодействовать ему за счёт напряжения мышц.

В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, реакция опоры при взаимодействии с ней, сопротивление окружающей среды, масса отягощений предметов и спортивных снарядов, силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел, сопротивление партнёра и т.п.

Чем большее  сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее.

В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигательного  аппарата сила, проявляемая мышцами, приобретает специфические особенности, которые становятся более выраженными с ростом физической подготовленности человека.

 Основными специфическими для разных двигательных действий видами проявления силы являются:

1) собственно  силовые качества (к ним относятся  понятия «абсолютная» и «относительная» сила);

2) скоростно-силовые  качества (к ним относятся понятия  «скоростная» и «взрывная» сила);

3) силовая  выносливость.

Это выделение разновидностей силы является довольно условным. Несмотря на свою специфику, они определённым образом взаимосвязаны как в своём проявлении, так и в своём развитии. В чистом виде они проявляются чрезвычайно редко. Как правило, все они являются компонентами большинства двигательных действий человека.

  • Абсолютная сила человека – это его способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением.

Интересно, что наибольшие величины силы человек может развить  в мышечных напряжениях, которые  не сопровождаются внешним проявлением движения, или в медленных движениях: например, в жиме штанги двумя руками в положении лёжа на спине. Проявление абсолютной силы является доминирующим при необходимости преодолевать большое внешнее сопротивление.

Пример:

В Исландии популярны соревнования по подниманию гранитных плит. В 1992 году житель страны И. Перурена установил своеобразный рекорд проявления абсолютной силы: он поднял над головой камень весом 315 кг.

Для сравнения силы людей, которые имеют разную массу тела, применяют показатель относительной силы.

  • Относительная сила – это количество абсолютной силы человека, которое приходится на один килограмм массы его тела.

Относительная сила имеет  решающее значение в двигательных действиях, которые связаны с перемещением собственного тела в пространстве. Чем больше силы приходится на 1 кг массы собственного тела, тем легче перемещать его в пространстве или удерживать определённую позу. Например, упор руки в стороны на гимнастических кольцах («крест») могут выполнить лишь те спортсмены, у которых относительная сила соответствующих групп мышц близка к 1 кг на килограмм массы тела. Большое значение относительная сила имеет также в видах спорта, где спортсмены делятся по весовым категориям.

  • Скоростная сила – это способность человека с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление.

На первый взгляд может  показаться, что скоростная сила представляет собой комплексное проявление быстроты и силы. Однако в действительности это всё-таки специфическое проявление силы в определённом диапазоне величины внешнего сопротивления. Данный диапазон был установлен учёными и составляет от 15-20% до 70% максимальной силы в конкретном двигательном действии

Пример:

Если человек может поднять максимальное отягощение весом 100 кг, то диапазон проявления его скоростной силы в данном упражнении составит 15-70 кг;

Если человек  максимум может выполнить 40 сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа (отжиманий), то в зависимости от увеличения скорости движений он сможет выполнить от 6 до 28 сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа.

Скоростная сила является доминирующей в обеспечении эффективной  двигательной деятельности на спринтерских дистанциях в циклических упражнениях. В частности, от уровня развития скоростной силы мышц ног зависит длина шагов в беге.

Пример:

Установлено, что при одной и той же скорости бега у квалифицированных спортсменов  длина шагов больше, чем у менее  квалифицированных, а у бегунов одной квалификации скорость бега возрастает в довольно тесной взаимосвязи с возрастанием длины шагов.

  • Взрывная сила – это способность человека проявить наибольшее усилие за наименьшее время.

Взрывная сила имеет  решающее значение в двигательных действиях, требующих большой мощности напряжения мышц: например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т.п. В большинстве физических упражнений, где взрывная сила имеет ведущее значение, проявлению взрывного сокращения мышц в основной фазе движения предшествует механическое их растягивание. Например, перед метанием копья или гранаты спортсмен делает энергичный замах. Проявление мощного усилия сразу же после интенсивного механического растяжения мышц, т.е. быстрое переключение от уступающей работы к преодолевающей получило название «реактивная способность мышц».

Информация о работе Введение в теорию физической культуры