Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Изменение социально-политических и экономических условий развития России оказало существенное воздействие на все стороны общественной жизни, включая сферу физической культуры и спорта. Политические преобразования, экономическая нестабильность и обилие нерешенных социальных вопросов отодвинули проблемы физической культуры и спорта на второй план. Вследствие недостаточного финансирования резко сократилось число спортивных секций и кружков, многие досуговые физкультурно-спортивные учреждения прекратили свое существование или вынуждены были перейти на хозрасчёт и самофинансирование, устанавливать плату за обучение или пользование инвентарем. Значительные изменения коснулись коллективов физической культуры и спортивных клубов предприятий, учреждений и учебных заведений.

Содержание

Введение. 3
1.Теоретические предпосылки спартианской технологии,
оздоровления, рекреации и целостного развития личности. 4
1.1.Идеи гуманизации физической культуры и спорта. 4
1.2.Главная идея и основной замысел проекта «СПАРТ». 6
1.3.Спартианец как новый культурный образец личности. 9
2.Цели и задачи спартианской технологии. 10
3.Спартианские формы организации досуга, образования и воспитания. 12
3.1.Спартианские игры. 12
3.1.1.Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр. 14
3.1.2.Спартианская система оценки и поощрения участников. 16
3.2.Спартианские клубы. 17
3.3.Спартианское движение. 19
4.Возможные направления и социальный эффект использования
спартианских средств. 20
5.Первые итоги и перспективы. 23
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная СпАрт.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

Для определения  победителей Игр использовалась система, основанная на подсчете суммы мест, занятых каждым участником (командой) в различных соревнованиях и конкурсах, или тех баллов, которые начисляются за эти места.

Такая "жесткая" система в ограниченных пределах может использоваться на Спартианских Играх. Однако она может приводить  к необъективной оценке, поскольку не учитывает разницы между победой в соревновании с небольшим числом участников и победой в соревновании, где много участников, а также между победой с очень высоким результатом и победой с посредственным (или даже низким) результатом.

     Была  разработана новая система оценки и поощрения участников соревнований Спартианских Игр, которая базируется на следующих основных положениях (принципах).

     1. Спартианские Игры - не гладиаторская  битва насмерть до победного  конца, а прежде всего игра и, если воспользоваться словами, которые были сказаны на II Ватиканском соборе, "fraterna aemulatio", "братское со-ревнование". На этих Играх результат участника соревнований имеет важное значение. Но еще более важным является его поведение. Об этом свидетельствует девиз Игр: "Красота действий и поступков дороже успеха!".

     2. На Играх должны поощряться  достижения (успехи) участников, но не должно быть обиженных, униженных, оскорбленных.

     3. Основная цель Спартианских Игр  - содействовать формированию и  развитию таких гуманистических  качеств человеческой личности, как духовность, нравственность, красота,  разностороннее и гармоничное  развитие.

Поэтому наиболее престижные награды на Играх должны получать те участники, кто демонстрирует красоту действий и поступков, добивается успеха в различных видах творческой деятельности, требующих проявления разнообразных духовных и физических способностей, знаний, культуры во всех ее проявлениях - нравственной, эстетической, художественной, физической, коммуникативной, экологической и т.д.

С учетом этих принципов выявление участников Игр, заслуживающих определенного  поощрения и наград, осуществляется в несколько этапов. 

3.2.Спартианские клубы

     Помимо  проведения Спартианских игр проект предусматривает также создание Спартианских клубов (они могут называться также Спартианскими школами, игротеками и т.д.).

     Спартианский  клуб - добровольное объединение группы участников спартианского движения. Он создается на базе общеобразовательной или специализированной школы (ДЮСШ, ДЮК ФП, музыкального училища, школы-интерната и др.), Дворца творчества детей и молодежи, по месту жительства и т.д. Клуб включает в себя учащихся одного или нескольких учебных заведений (школ, гимназий и т.д.); в нем могут быть лица разного возраста, разных увлечений, разной физической подготовки и физического состояния, в том числе инвалиды.

Спартианский  клуб создается как игровой клуб. Основное направление его деятельности - организация активного, творческого отдыха и общения членов Клуба на основе включения их в разнообразные игры, забавы, развлечения и в первую очередь - в Спартианские Игры, а также другие игры, соревнования, конкурсы, объединяющие спорт с искусством и ориентированные на духовно-нравственные и эстетические ценности.

При создании Клуба и начале его работы обычно используются уже известные, традиционные игры, соревнования (включая народные игры и забавы), разработанные ранее  программы Спартианских Игр и  т.д. Однако в последующем члены  Клуба ориентируются на придумывание своих, новых, более интересных игр  и соревнований, программ Спартианских Игр и т.д.

Деятельность  Клуба не сводится к организации  отдыха и общения членов Клуба  на основе упомянутых игр и соревнований. Еще одно важное направление его  деятельности - спартианское образованиеоспитание) членов Клуба. Оно призвано решить ряд задач.

     Первая  задача такого образования и воспитания - подготовка к Спартианским Играм. Речь идет о том, чтобы помочь членам Клуба овладеть комплексом тех знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выступления на Спартианских Играх, которые связаны со спортивной, туристской, художественной деятельностью, техническим творчеством, другими видами творческой деятельности, с культурными обычаями и традициями своего народа и народов других стран, национальными видами спорта и искусства, народными играми, с идеями олимпизма и олимпийского движения, с принципами спартианского поведения, "Фэйр плэй" и другими родственными концепциями и т.д.

     Вторая  задача спартианского образования  и воспитания членов Клуба - их оздоровление. При этом каждый Клуб сам выбирает ту систему (технологию) оздоровления, которую он считает наиболее эффективной.

     Третья  задача спартианского образования  и воспитания членов Клуба - сформировать у них ориентацию на самосовершенствование, разностороннее развитие, обучить их приемам самовоспитания, развития способностей, и в первую очередь - тем методам регуляции и коррекции физического и психического состояния , которые позволяют добиться оптимального уровня здоровья, физического и интеллектуального развития.

     Спартианский  клуб может иметь специфические  задачи, направления деятельности, связанные с особыми интересами его членов. Так например, если Клуб создается в первую очередь для  спортсменов, стремящихся к высоким  спортивным достижениям, и в качестве одной из важнейших его задач  рассматривается пропаганда гуманистических  идеалов и ценностей олимпизма, сформулированных основоположником современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном, то он создается как Кубертеновский (Олимпийский) Клуб "СпАрт" .

В рамках "спартианской" программы работы с теми семьями, которые имеют в своем составе  лиц с ограниченными возможностями  здоровья (инвалидов) особо важное значение придается созданию и организации  работы семейных спартианских клубов. Такой Спартианский Клуб многое может дать не только детям, имеющим ограниченные физические или интеллектуальные возможности, но и их родителям. Они могут здесь отдохнуть и поиграть вместе со своими детьми, пообщаться с другими родителями, а также расширить и углубить свои знания и умения по различным вопросам, касающимся воспитания своих детей, лечения и профилактики их заболеваний и т.д. В Клубе могут быть организованы психолого-педагогические и медицинские консультации для родителей, а также обмен опытом тех лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которые они проводят для своих детей. 

3.3.Спартианское движение

     Это новое движение является не политическим, а социально-культурным, гуманистическим. Оно объединяет тех людей, которые стремятся укрепить союз таких важных элементов культуры, как спорт и искусство, и сам спорт сделать более гуманным, "человечным", "одухотворенным".

     Спартианское  движение предусматривает использование  разнообразных способов, путей гуманизации  спорта и его интеграции с искусством, т.е. комплексный подход к решению этой задачи. Однако особое значение при этом придается поиску таких новых форм игр и соревнований, все элементы которых (программа, система определения победителей, состав участников и т.д.) направлены на повышение духовно-нравственной и эстетической ценности спорта, его органичное объединение с искусством.

Следовательно, это движение относится к числу "игровых", т.е. таких, которые в качестве основного средства достижения своих целей избирают игровую деятельность, связанные с ней Игры, соревнования, конкурсы, фестивали и т.п. , а также подготовку к ним.7

В рамках спартианского  движения - в отличие от других движений такого рода - главная роль отводится  Спартианским Играм. Движение ставит своей целью включение как можно большего числа людей в эти Игры и подготовку к ним, чтобы содействовать решению важных социально-педагогических, культурных задач.

     Спартианское  движение направлено на использование  Спартианских Игр и подготовки к  ним для решения и ряда других важных социально-культурных задач, ориентированных  на определенные группы населения:

- для социальной  реабилитации и интеграции, преодоления  социального отчуждения лиц с  ограниченными физическими или  интеллектуальными возможностями  (инвалидов), детей-сирот и других  лиц, нуждающихся в социальной  помощи и защите;

- для повышения  ориентации спортсменов на принципы "Фэйр плэй" ("Честной игры") и другие гуманистические идеалы  олимпизма, а также пробуждения  у них интереса к различным  видам художественной, интеллектуальной  деятельности (искусству, науке и др.) и включения их в эти виды деятельности;

- для изменения  общественного мнения о низком  духовно-нравственном облике спортсменов  высокого класса, о несовместимости  активных и регулярных занятий  спортом с гармоничным и разносторонним  развитием личности, с высокими  результатами в других видах  деятельности;

- для приобщения  к здоровому образу жизни и  физической культуре, повышения  физкультурно-спортивной активности  тех, кто увлекается искусством, наукой, другими видами духовной, творческой деятельности, и т.д.;

- для укрепления  культурно-спортивных связей и  сотрудничества различных наций,  народов, стран, регионов и  т.д. 

     4.Возможные направления и социальный эффект использования "спартианских" средств 

     Во-первых, Спартианские игры и клубы могут быть использованы для организации активного, творческого досуга, для отдыха и развлечения как детей и молодежи, так и взрослых. Спартианские Игры являются "играми" в полном смысле этого слова, выступая как весьма привлекательная форма развлечения, дающая возможность активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми и т.д.

     Во-вторых, Спартианские Игры дают возможность участникам попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности - в спорте, искусстве, техническом творчестве и т.д., с тем, чтобы определить свои "плюсы" и "минусы", выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности.

Такая возможность  особенно важна для детей и подростков, которые только начинают свой путь в жизни и должны сделать выбор, определить сферу своей будущей деятельности.

     В-третьих, Спартианские Игры и Клубы многое могут дать не только детям и подросткам, но и их родителям. Они могут здесь отдохнуть и развлечься вместе со своими детьми, пообщаться с другими родителями, а также расширить и углубить свои знания и умения по различным вопросам, касающимся воспитания своих детей, лечения и профилактики их заболеваний и т.д.

     В-четвертых, программа Игр, подготовка к ним в спартианских клубах и школах содействует не только физическому, но и духовному оздоровлению детей, молодежи и взрослых, преодолению разрыва между их духовным и физическим развитием, позволяет оказать целостное гуманистическое воздействие на личность.

     В-пятых, Спартианские Игры и клубы могут быть эффективно использованы в целях олимпийского образования детей и молодежи, приобщения их к идеалам и ценностям олимпизма. Программа всех Спартианских Игр наряду с другими соревнованиями и конкурсами включает в себя конкурсы знатоков искусства, спорта и олимпизма, а программа некоторых Спартианских игр строится таким образом, что для участия в них необходимо сдать "зачет" по олимпизму, продемонстрировать знание истории олимпийского движения и Олимпийских игр, идеалов и ценностей олимпизма. Тем самым стимулируется интерес участников Игр к приобретению таких знаний.

Формирование  знаний об олимпизме и олимпийском  движении входит и в программу  работы Спартианских клубов и школ. Для разъяснения и пропаганды идей олимпизма здесь используются разнообразные формы и методы - беседы, лекции, встречи с известными спортсменами-олимпийцами, кинофильмы, театрализованные постановки на олимпийскую  тематику и др.

"Спартианские  средства" позволяют, однако, не  только повысить уровень олимпийской  образованности детей и молодежи, но самое главное - содействуют  их реальной ориентации на гуманистические идеалы и ценности олимпизма, в том числе на Кубертеновский идеал гармонично развитого спортсмена-олимпийца.

     В-шестых, уникальная программа Спартианских Игр, применяемая на них система выявления и награждения победителей создают условия для совместного и равноправного участия в Играх людей разного возраста, пола, физического состояния, различных интересов и т.д., в том числе родителей совместно с детьми и, что особенно важно, - лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов) и т.д.

     В-седьмых, Спартианские Игры и Клубы способны оказывать позитивное влияние и на других лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите: детей-сирот, детей и подростков с отклоняющимся поведением и т.д.

Информация о работе Возможные направления и социальный эффект использования спартианских средств