Возникновения религии и спорта в различные эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:13, реферат

Краткое описание

Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Как известно, человек унаследовал от животного мира тело, не приспособленное к общественному труду, вследствие этого люди не могли бы развивать производство, совершенствуя только средства производства. Большое значение имело развитие самого человека – главной производительной силы общества. И в этом развитии огромную роль, как вид труда, сыграла охота.

Вложенные файлы: 1 файл

физ тра.docx

— 76.35 Кб (Скачать файл)

  Политическое и культурное  разделение Римской церкви привело  к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе в связи с упадком, а потом упразднением власти императора и распадом империи необычайно возрос авторитет главы церкви, получившего титул папы римского. На Востоке, где сохранилась империя, патриархи церквей оказались подчиненными императору. В IV в. в Византийской империи оформляется православная церковь, которая с самого начала выступает в роли государственного учреждения, возглавлявшегося самим императором. В отличие от нее католичество сформировалось как внегосударственная организация, подчиненная одному иерарху – папе римскому.  Положение христианских церквей в эпоху раннего средневековья на Западе и Востоке предопределило и различие в их взглядах, в том числе на состязания и физические упражнения. Христианство в Византии в идеологической и социально-политической жизни общества с самого начала стало союзником и опорой государства, находясь в большой зависимости от императорской власти. А так как состязания были прочно укоренившимся обычаем, вошедшим в официальную символику императорской власти, то церковь никаких действенных мер против состязаний не предпринимала, хотя в догматах и проповедях осуждала эти зрелища.

                                             

6. КЛАССОВОЕ ОТНОШЕНИЕ  ЦЕРКВИ    К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

   В середине XI в.  происходит окончательный раздел  христианской церкви на католическую и православную. Отныне между ними четко поделены сферы влияния. В странах Западной Европы господствующей становится католическая церковь, Русь, некоторые страны Европы и народы Закавказья оказываются под влиянием православия. Обе церкви представляют собой разновидности христианства. Обе признают основные его догмы и обряды. Однако католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации. В период развитого феодализма происходит консолидация и юридическое оформление господствующего класса в привилегированные сословия. Складывается общественный наследственный слой – рыцарство, а позднее – дворянство. Высшее и среднее духовенство, также являвшееся крупным землевладельцем, составляло другое господствующее сословие. Третье сословие представлял народ – простолюдины,крепостные и свободные крестьяне, не пользующиеся никакими правами, кроме права работать на господина. Каждое из этих сословий в области физического воспитания имело свои упражнения, свои состязания, отличающиеся друг от друга. К каждому из них церковь имела особое отношение, определяемое, прежде всего, классовым подходом. С одной стороны, проповедники вещали о греховности тела, с другой –церковь поддерживала физические упражнения рыцарей, запрещала и в то же время была вынуждена мириться с народными состязаниями.Единственным видом состязаний, который официально признавался церковью, были ордалии – “божьи суды”, известные еще со времен рабовладельческого общества.

   В средние века  складывается система физического  воспитания феодалов. Каждый рыцарь  должен был уметь ездить верхом, плавать, владеть оружием, охотиться, стрелять из лука, играть в мяч и танцевать.Церковь всячески поощряла эти занятия – и это понятно. Рыцари составляли основную силу феодальной армии, способную подавлять народные волнения или вести захватнические войны. Так, все захватнические походы западноевропейских феодалов на Восток проходили под идейным руководством католической церкви, под лозунгом освобождения Палестины из-под власти мусульман. Во время этих крестовых походов римская церковь призывала всех верующих христиан опоясаться мечом и двинуться в далекие заморские страны для спасения гроба господня. Именно этим можно объяснить снисходительное отношение католической церкви к состязаниям рыцарей – турнирам. Рыцарские турниры организовывались в Европе в течение пяти столетий. Однако с XIV в. турниры постепенно утрачивают свое значение, как, соответственно, и вся рыцарская система физического воспитания. Это было связано с изобретением огнестрельного оружия, против которого рыцарское вооружение было бессильно, а рыцарские доспехи становились лишь обузой.

   Классовое отношение  церкви к физическому воспитанию  можно проследить на примере  воспитания некоторой части самих служителей церкви. В частности, речь идет о воспитании членов монашеского ордена иезуитов. Этот орден имел свои учебные заведения. Располагались они, как правило, в хороших зданиях, в них строго соблюдались чистота и порядок, очень большое внимание уделялось физическому воспитанию, осуществляемому с помощью физических упражнений, игр и состязаний.

   Иное отношение  сложилось у церкви к народным  праздникам и состязаниям, которые  своими корнями уходили в седую,  дофеодальную древность. Одни из них были связаны с языческими культам, мифами, празднествами, другие носили чисто светский характер. Так, в странах

Европы майский праздник, или Троица, был пережитком поклонения деревьям. В деревне водружалось большое майское дерево, которое выбиралось общиной. Все ветви с него обрывались, оставалась только верхушка, на которую в дополнение к разноцветным лентам и тканям вешали колбасы, пироги и яйца. Молодежь изо всех сил старалась завоевать награды. Вымазанные жиром столбы, которые встречались на ярмарках в более поздние времена, являются пережитком этих майских столбов прошлого. На майских праздниках нередко устраивались соревнования в беге к этому дереву или скачки на конях. Многие состязания сохранились как часть культовых праздников, связанных с сельскохозяйственными работами: проводы зимы и встреча весны; праздники, посвященные окончанию полевых работ, и т. д. На Руси проводы зимы в древности заключались в разнообразных обрядовых действиях магическо-религиозного характера, которые известны нам под названием масленицы. На масленицу сжигали соломенное чучело, пекли жертвенный хлеб – блины, по домам ходили ряженые. На протяжении многих веков масленица сохраняет характер народного гуляния, сопровождающегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, ездой на лошадях, кулачными боями “стенка на стенку”.

   Христианская церковь  долгое время пыталась бороться с народными праздниками и связанными с ними состязаниями и играми. Так, в Англии под давлением церкви королевская власть неоднократно запрещала игры в мяч. На Руси в XIV в. было издано церковное уложение, которое было направлено против “эллинских беснований”. В принятом на церковном соборе в 1551 г. “Стоглаве” – своде законов, который навязывался русскому народу в качестве устава повседневной жизни русского общества – две главы посвящены запретам занятий физической культурой. Они были отнесены к разряду религиозных преступлений. В “Домострое”, написанном в 1580 г. при непосредственном участии церкви, всякие народные игры и забавы порицались. Даже шахматы были объявлены бесовским делом, а игроки обвинялись как люди, продавшие душу сатане.  Несмотря на гонения официальной церкви, состязания продолжали жить в гуще народа. Языческие праздники оставались настолько живучими в народе, что церковь была вынуждена пойти по пути не полного искоренения языческих обрядов, а по пути их “обезвреживания”, приспособления к христианским праздникам. В христианские понятия и представления заметно вошли элементы языческого земледельческого культа: весна трансформировалась в Богородицу, приезжающую на Благовещение на сохе; святые Илья, Егорий и Никола – в покровителей сельскохозяйственных работ и паломников-земледельцев. Традиционные народные обряды приурочивались к дням церковного календаря. Итак, христианство уничтожило античную культуру – официальную культуру рабовладельческого общества, его господствующих классов. Оно запретило культы, зрелища и состязания (в последний раз Олимпийские игры древности были проведены в 393 г.). Но христианская церковь ничего не смогла сделать с народными состязаниями, с народными физическими упражнениями, которые передавались из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества независимо от того,какой строй господствовал в обществе.

7. ПРОТЕСТАНТИЗМ  И СПОРТ

   В XV – XVI вв. происходит  становление нового класса – буржуазии,создавшей свою религиозную идеологию – протестантизм, который является специфически буржуазной разновидностью христианства. С XVI в.протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отклонившихся в ходе Реформации от католицизма. Основные догматические положения протестантизма были сформулированы теологами XVI в. М. Лютером, Ж. Кальвином и У. Цвингли.Приверженцы протестантизма отвергали католическую церковную организацию, отрицали характерную для католической церкви иерархию, не признавали власть папы римского над собой. Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма, является учение о непосредственной “связи” человека с богом. Протестанты считали, что “божественная благодать” даруется человеку богом без посредничества церкви и духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру.

   Протестантизм имел  различные течения (например, лютеранство,кальвинизм), и отношение его к физическому воспитанию не было однозначным. Так, М. Лютер достаточно определенно выделял положительную роль физического воспитания, и в частности состязаний. Он отдавал предпочтение рыцарским играм с фехтованием и борьбой. При этом М. Лютер отмечал, что они служат не только средством физического развития людей, но и отвлечением их от распутства, разврата, пьянства, обжорства и азартных игр. Учение М. Лютера предназначалось только для буржуазии и не имело отношения к простому народу. Нечто подобное можно проследить и на примере Швейцарии, где движение Реформации возглавил Ж. Кальвин. Так же, как и М. Лютер, он выражал интересы своего класса – буржуазии, прежде всего заботясь о ее благе и процветании. Бюргерство швейцарских кантонов, ставших бастионами Реформации, приняло такое количество всякого рода запретных мер по отношению к народу, что они ставили вне закона не только занятия физическими упражнениями и играми, но и соблюдение гигиены тела. Последователи Ж. Кальвина в Англии получили название пу ритане. “Мирская этика” пуритан поощряла скопидомство, расчетливость, трудолюбие, поклонение богатству и презрение к бедности. Пуритан отличали упорство в достижении цели и религиозный фанатизм.

Отражая интересы буржуазии  эпохи первоначального накопления, кальвинисты провели ряд реформ, направленных на утверждение “мирского аскетизма”. Они добились упразднения пышного католического культа,обязательного посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т. д. Пуритане носили простые платья, питались грубой пищей, жили в простых жилищах, отрицали поэзию любви. С этих же позиций “мирской аскетизм” повел наступление на феодальные спортивные традиции, а вместе с ними и на народные развлечения, в том числе и на спортивные состязания. Число народных праздников было сокращено до минимума, а воскресные спортивные состязания были вообще запрещены.

   В то же время  церковь довольно снисходительно  относилась к занятиям физическими  упражнениями молодых представителей буржуазии. Аристократические формы физического воспитания, такие, как охота, стрельба, верховая езда, не были доступны зарождающейся буржуазии. Тогда она обратила внимание на состязания, которые ради заработка устраивались выходцами из народа. Группы профессионалов бродили из одной местности в другую, устраивая соревнования в беге, прыжках, бросании тяжестей и т. п., деля между собой скудный заработок.

Именно такие состязания получили достаточно широкое распространение в XVII – XVIII вв. О занятиях же спортом широких слоев простого населения в этот период не могло быть и речи. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, англиканская церковь не одобряла, а иногда запрещала подобные занятия, а во-вторых, представители, например, рабочего класса просто не имели возможности заниматься физическими упражнениями, так как рабочий день человека, трудящегося на мануфактуре, продолжался 12–16 часов в сутки.

   Таким образом,  к концу XVIII в. в Англии пуританские заповеди “мирского аскетизма” проповедовались и насаждались в среде народных масс, в буржуазных же кругах, ранее склонных к пуританским ограничениям, развивается интерес к занятиям физической культурой.

 

8. XIX ВЕК – ВЕК КОРЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ К СПОРТУ

   Изменение отношения  церкви к спортивным состязаниям в XIX и начале XX в. связано с двумя факторами: упадком влияния церкви в общественной жизни и бурным развитием спорта. В докапиталистических формациях церковь выступала как главная идеологическая сила, которая санкционировала и освящала существующие порядки. С победой капитализма положение церкви и ее организаций изменилось. Наука, искусство, философия начали вырываться из религиозных пут, оказывая все возрастающее воздействие на жизнь общества. В ряде стран церковь отделяется от государства, теряя при этом правовые функции.

   В первой половине XIX в. спортом занимались лишь немногие. Он был уделом главным образом представителей имущих классов и сосредоточивался в основном в учебных заведениях. С середины же века начинается бурное распространение спорта в Англии, где в 40-х годах, наконец, был снят запрет на публичные игры. Из Англии спорт начал шествие по всем странам мира. В 1850 г. за пределами Англии существовало лишь несколько дюжин спортивных клубов, а в 60-х годах не было такой страны на всех континентах, за исключением Африки, где бы не пустила корни какая-либо форма современной спортивной деятельности. Стали проводиться международные соревнования по конным кроссам и стрельбе. Молодежь Европы была охвачена горячкой велосипедных состязаний. Наряду с получившим распространение в Голландии скоростным бегом на коньках, стали популярными лыжные соревнования в Скандинавских странах. Спорт получает признание не только в учебных заведениях, но и среди рабочей молодежи. В Европе и Соединенных Штатах Америки создаются, хотя еще немногочисленные, рабочие спортивные союзы.

   Видя растущую  популярность спорта и тягу  молодежи к занятиям физическими упражнениями, церковь решила использовать это явление в своих интересах. Наиболее активно повела себя протестантская церковь. Свободная от догмата о греховности тела, свойственного католицизму, она приступает к созданию организаций, сыгравших значительную роль в развитии спорта и привлечении к нему молодежи. Речь идет о создании Ассоциации молодых христиан. Из всех клерикальных организаций, которые культивировали и культивируют физические упражнения, эта организация является самой значительной. В Ассоциации молодых христиан раньше, чем в каких-либо других организациях, физическое воспитание было использовано, по признанию американского теоретика спорта Р. Т. Мак-Кензи, “не только для общего воспитания, но и для закрепления своего влияния на молодежь”.

Информация о работе Возникновения религии и спорта в различные эпохи