Гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:14, реферат

Краткое описание

Гимнастика как одно из средств физического воспитания имеет многовековую историю. Гимнастические упражнения были известны еще за 3000 лет до нашей эры в древнем Китае и древней Индии, где они использовались в лечебных целях. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая содержала различные виды физических упражнений – легкую атлетику, плавание, кулачный бой, борьбу и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

история гимностики.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

В 1918 г. была создана  Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА). Она нуждалась в здоровой, физически хорошо подготовленной молодежи. Был издан специальный декрет «Об обязательном обучении военному искусству», который предписывал Главному Управлению Всеобщего военного обучения (Всевобуч) создавать в армии спортивные клубы, восстанавливать спортивные площадки и залы.

Для того чтобы  выполнить эти указания, решено было ликвидировать буржуазные спортивно-гимнастические общества и клубы. За выполнение этой задачи рьяно взялся комсомол. В его порывах не обошлось без курьезов. Сметая с пути революции «контру», некоторые юные активисты начали ломать гимнастические снаряды и вывозить их на свалку. Были и теоретически ратовавшие за исключение гимнастики из системы физического воспитания. Вместо нее предлагали упражнения с серпом, молотом, пилой, шестеренкой и другими рабочими инструментами. Были и сторонники системы йогов, пропагандировавшие «психофизическую культуру», в которой видели средство не столько физического, сколько духовного воспитания. Воспитательное значение занятий гимнастикой игнорировалось.

В 1923 г. при опытно-показательной  площадке Всевобуча создается команда гимнастов.

В 1927 г. на III Спартакиаде  РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике. Среди 50 участников лучшими были Панкратов, Гаспарян, Гуляев.

В 1928 г. центром  работы по гимнастике становится гимнастическая секция при Центральном доме Красной Армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только в армии, но и во всей стране. С тех пор армейские гимнасты являются ведущими. Они внесли большой вклад в построение урока, в методику обучения и тренировки.

Важными вехами в развитии гимнастики стали I Всесоюзная Спартакиада (1928) и первенство РККА по гимнастике в 1930 г.

В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная гимнастика, акробатика. Начались передачи утренней гимнастики по радио.

Важным средством  агитации и пропаганды гимнастики среди населения были массовые гимнастические выступления, проводившиеся ежегодно с 1930 г. в Москве на Красной площади, в Ленинграде и столицах союзных республик, а также соревнования различных масштабов. В программу соревнований были включены Прикладные упражнения.

В марте 1931 г. был  введен единый физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне», в  январе 1932 г. — ГТО II ступени, в 1934 г. — «Будь готов к труду и  обороне» (БГТО). Школьники сдавали 3 теоретических требования и испытания по 13 видам физических упражнений. Нужно было знать правила соревнований и уметь судить спортивные игры (волейбол, футбол и др.), уметь провести занятия по одному из 13 видов упражнений.

В 30-е гг. около 90 % учащейся молодежи были охвачены обязательными занятиями физической культурой, на которых основным видом упражнений являлась гимнастика. В этот период (1931 — 1936) происходит дальнейшее развитие спортивной гимнастики: повышается сложность упражнений, совершенствуется методика обучения и тренировки. С 1932 г. регулярно проводятся первенства страны, гимнастика постепенно превращается в оформленную спортивно-педагогическую дисциплину. В 1933 г. в Москве на конференции по гимнастике были определены ее задачи, намечены пути развития, рассмотрена необходимость создания отечественной терминологии и совершенствования судейства соревнований.

В 1934 — 1935 гг. создаются  детские спортивные школы (ДСШ, ДСО): «Юный динамовец», «Юный спартаковец» и т.д. С 1934 г. стали проводиться  республиканские спартакиады школьников. Во всю велась борьба за подготовку здоровой смены. Гимнастике в этом отводилась ведущая роль. Улучшалась спортивная база. Так, в 1936 г. у 64 000 профсоюзов было 706 гимнастических залов.

Открываются новые  учебные заведения для подготовки физкультурных кадров, расширяются Московский и Ленинградский институты физической культуры. Открывается техникум физической культуры в Казахстане, в 1930 г. начинает работать институт физической культуры в Баку; физкультурные отделения открываются при педагогических институтах. В 1935 г. начинается обучение на факультете физической культуры в Тбилисском государственном университете. В 1930 г. открывается Харьковский институт физической культуры, при нем создается высшая школа тренеров; появляются техникумы физической культуры во многих городах. Лучшие физкультурные учебные заведения, спортсмены, педагоги награждаются орденами. Все это содействовало развитию в стране физкультурного движения, в котором гимнастике как спортивно-педагогической дисциплине принадлежала ведущая роль.

В развитии гимнастики большое значение имели подготовка педагогических и научных кадров, выпуск учебной, научно-методической литературы, классификационных программ, правил соревнований, строительство спортивных сооружений и др. В 1935 г. издается журнал «Гимнастика». Он способствует внедрению гимнастики в занятия со взрослыми и учащейся молодежью.

Разрабатываются детские классификационные программы, по которым с 1936 г. проводятся первые всесоюзные соревнованияшкольников. Впоследствии они становятся традиционными. Это содействует росту популярности гимнастики среди учащейся молодежи. Постепенно складывается отечественная система гимнастики, отвечающая целям и задачам физкультурного движения в СССР.

В 1937 г. советские  гимнасты впервые померились силами с зарубежными спортсменами в Бельгии, в городе Антверпене, и вышли победителями. Ими были Мария Тышко и Николай Серый.

Уже чувствовалось  приближение Второй мировой войны. Советский народ прилагал все силы к тому, чтобы не допустить беды, дать достойный отпор врагу, если он посягнет на нашу Родину. Молодежь вовлекалась в активные занятия спортом, занималась в автомотокружках, аэроклубах, стрелковых секциях и др.

В период Великой  Отечественной войны (1941 —1945) все  силы народа были направлены на разгром немецко-фашистской армии, вероломно ворвавшейся в наш дом. Средства и методы гимнастики использовались для подготовки резервов для армии и лечения раненых бойцов. Гимнасты, тренеры, как и представители других видов спорта, с оружием в руках защищали Родину. Подразделения, сформированные из спортсменов, наводили смертельный ужас на фашистских захватчиков.

С 1 октября 1941 г. в стране вводится обязательная военно-физическая подготовка всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет, в том числе и  в старших классах общеобразовательных школ, техникумах и других учебных заведениях. Усилилась роль физической подготовки в военных учебных заведениях, в резервных и фронтовых частях. Важное место в системе этой подготовки занимала гимнастика. Занятия носили военно-прикладной характер и были направлены на развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, решительности и смелости в действиях. Воины упражнялись в ходьбе и беге, метании гранат, лазании и перелезании, переноске груза и раненого, преодолении полосы препятствий, фехтовании, стрельбе и др. Широкое распространение получила лечебная гимнастика. Она в короткие сроки помогла 73,2% раненых и более 90% больных возвратиться в строй.

Несмотря на ожесточенные сражения на фронтах, большое  внимание уделялось развитию спорта, спортивной гимнастики. В 1943 г. в Москве были проведены Всесоюзные соревнования по гимнастике. Первенство СССР состоялось и в военном 1944 г.

В годы восстановления народного хозяйства гимнастика получила дальнейшее развитие: готовятся педагогические и административные кадры, восстанавливаются и строятся новые спортивные сооружения, активизируется работа ДСО, профсоюзных организаций, открываются новые техникумы и институты физической культуры. С 1947 г. начинают регулярно проводиться первенства СССР по гимнастике. На международную арену выходит талантливая плеяда гимнастов: В.Муратов, В.Чука-рин, Б.Шахлин, Г.Шагинян, А.Азарян, Ю.Титов, С.Муратова, Г.Шамрай, Т.Манина, М.Гороховская, Л.Латынина, П.Астахова, Н.Бочарова.

В 1948 г. под председательством Г.В.Бакланова состоялась II Всесоюзная конференция по гимнастике. На ней были отмечены успехи научной работы по гимнастике, обобщен передовой опыт преподавателей и тренеров, определены значение и место ее видов с оздоровительной, спортивной и прикладной направленностью в системе физического воспитания.

Успехи, достигнутые  в экономическом и культурном строительстве, позволили улучшить материальную базу для занятий. К 1950 г. было введено в строй около 200 гимнастических залов. Улучшилась подготовка кадров. Появилась возможность значительно усложнить нормативы Единой всесоюзной классификации. 27 декабря 1948 г. было принято постановление «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов». Это положительно сказалось на развитии гимнастики.

У нас в стране и во всем мире с нетерпением ждали  выступления советских гимнастов на XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952). Наши гимнасты на Олимпийских играх одержали блестящую победу. Абсолютными чемпионами стали В.Чукарин и М. Гороховская. У мужчин на втором месте был В.Муратов, у женщин вторым призером стала Н. Бочарова. Личное первенство среди женщин впервые стало проводиться на этой Олимпиаде. Газеты многих стран в то время писали: «Почти незаметным образом Россия превратилась в великую державу по гимнастике».

Мужская команда  привезла из Финляндии на Родину 5 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовую медаль; женская — 4 золотых, 6 серебряных и 1 бронзовую награду.

Соревнования  проводились по международным правилам. В них участвовало 183 гимнаста от 30 стран. Полные зачетные команды выставили 23 страны. Командный результат определялся  по 5 лучшим оценкам за выполнение упражнений в каждом виде многоборья (у мужчин — 6, у женщин — 4 вида).

Наиболее успешно  наши гимнасты выступили в многоборье, на кольцах (Г. Шагинян), на коне с ручками  и в опорных прыжках (В.Чукарин), но в то же время показали низкие результаты в упражнениях на брусьях и особенно на перекладине и в вольных упражнениях. Гимнастки лидировали в многоборье и опорных прыжках (Е.Калинчук), но слабо выступили в упражнениях на бревне и вольных упражнениях.

Свои успехи в Хельсинки советские гимнасты закрепили на Чемпионате мира в 1954 г. На XVI Олимпийских играх в Мельбурне (1956) они выступали уже в роли фаворитов. Однако в соревнованиях мужских команд упорное сопротивление им оказали японские гимнасты. Заметно выросло мастерство у представителей стран восточного блока и Финляндии. Успех развития гимнастики в этих странах в значительной мере был обусловлен тем, что наши гимнасты и тренеры бескорыстно делились своим опытом, организовывали совместные тренировки. В частности, эта помощь в сочетании с большим трудолюбием, дисциплиной, высокой работоспособностью позволили японским гимнастам на XVII Олимпийских играх в Риме (1960) превзойти своих учителей на 2,5 балла в командном зачете. Абсолютным чемпионом стал советский гимнаст Б.Шахлин, серебряным призером — японский гимнаст Т.Оно, бронзовым — Ю.Титов.

Женская команда  в отличие от мужчин выступила  с большим блеском, опередив своих  ближайших соперниц из Чехословакии на 8,997 балла. Абсолютной чемпионкой игр  стала Л.Латынина, а последующие  призовые места заняли С.Муратова, П.Астахова, М.Николаева.

Острая спортивная борьба на международной арене стала  источником быстрого развития гимнастики во всех «гимнастических» странах.

На XVIII Олимпийских  играх в Токио (1964) вновь упорная  борьба за первое место разгорелась между мужскими командами СССР и Японии, и опять наша команда проиграла 2,5 балла. На третье место вышла объединенная команда гимнастов ФРГ и ГДР. Впервые абсолютным чемпионом стал хозяин помоста Ю.Эндо, на втором месте оказались сразу три гимнаста — Б. Шахлин, В. Ли-сицкий и японец С. Цуруми.

С еще большим  накалом проходила борьба между  советскими и чехословацкими гимнастками. Нашим девушкам удалось опередить своих соперниц всего лишь на 0,901 балла. Третью ступень пьедестала заняли хозяйки олимпиады. Золотую медаль завоевала В.Чеславска из Чехословакии, серебряную — Л.Латынина и бронзовую П.Астахова.

Острота борьбы между командами СССР и Японии не уменьшилась и на XIX Олимпийских играх в Мехико (1968). Представители Страны восходящего солнца вновь опередили наших гимнастов (на 4,8 балла). На третье место вышли спортсмены ГДР. В многоборье абсолютным чемпионом стал японский гимнаст С. Като. Всего лишь 0,05 балла уступил ему абсолютный чемпион мира 1966 г. М. Воронин. Последующие три места заняли спортсмены Японии А. Накаяма, Э. Кенмоцу и Т. Като.

Наибольшей остроты  и драматизма достигла борьба между  советскими и чехословацкими спортсменками. Превосходство наших гимнасток было минимальным и составляло всего лишь 0,65 балла в командном зачете. В личном зачете снова победила В. Чеславс-ка, второе и третье места заняли 3. Воронина и Н. Кучинская.

На XX Олимпийских  играх в Мюнхене (1972) японская команда опередила наших спортсменов на 5,2 балла. Бронзовыми призерами были гимнасты ГДР. Все личные призовые места в многоборье заняли японские гимнасты С. Като, Э. Кенмоцу, А. Накая-ма, и лишь четвертым был наш гимнаст Н.Андрианов.

Женская команда  СССР на этот раз выступила значительно  лучше мужской и уверенно завоевала  первое место. У ближайших соперниц из ГДР она выиграла 3,95 балла. На третье место выдвинулись гимнастки Венгрии, а вот чехословацкие спортсменки были всего лишь пятыми. Чемпионкой мюнхенской олимпиады стала Л.Турищева, второе место завоевала К.Янц из ГДР, третье — Т.Ла-закович, представительница нашей страны.

В развитии гимнастики, в дальнейшем повышении мастерства наших гимнастов важную роль сыграли  спартакиады народов СССР. Они  явились смотром достижений гимнастики. Спартакиадные старты каждый раз открывали новые имена, яркие таланты. Прославленные гимнасты на спартакиадах передавали эстафету мастерства, трудолюбия, выдержки, самообладания, чувства патриотизма представителям молодого поколения. От поколения к поколению совершенствовалось мастерство гимнастов. Этому способствовали развитие науки о физическом воспитании и спортивной подготовке гимнастов, появление квалифицированных педагогических кадров, совершенствование учебно-тренировочной и воспитательной работы в ДЮСШ, улучшение спортивной базы и других условий, необходимых для полноценной тренировки гимнастов.

Информация о работе Гимнастика