Гимнастика и массаж детей 1 года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:30, реферат

Краткое описание

Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Физическое воспита¬ние направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Новорожденный…………………………………………………………...5
1.1 Выкладывание на живот………………………………………………5
1.2 Массаж и гимнастика………………………………………………….6
2. Четвертый-шестой месяц жизни…………………………………………..9
3. Седьмой-девятый месяц жизни…………………………………………..12
4. Десятый- двенадцатый месяцы жизни…………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы…………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физ.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет» 

Институт  менеджмента и  информационных технологий (филиал)

Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г.Череповце

(ИМИТ  СПбГПУ)

 
 

Кафедра:                       менеджмента______________________

 

(наименование  кафедры)

 
 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Физическое воспитание

    Тема: «Гимнастика и массаж детей 1-го года жизни»

 
 
 

Выполнил студент группы о. 191              Цветкова Александра Сергеевна

Руководитель                                             КалиничевВладимирКонстантинович

                                              «____»______________20___г.

                                                 _________  ______________

                                               отметка о зачете   подпись преподавателя

 
 
 
 
 
 

г. Череповец 

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Новорожденный…………………………………………………………...5
    1. Выкладывание на живот………………………………………………5
    2. Массаж и гимнастика………………………………………………….6
  2. Четвертый-шестой месяц жизни…………………………………………..9
  3. Седьмой-девятый месяц жизни…………………………………………..12
  4. Десятый- двенадцатый месяцы жизни…………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  использованных источников и литературы…………………………...17

 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Физическое  воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности. Для осуществления этих задач необходимы следующие условия:

    • соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);
    • соблюдение гигиенических правил;
    • регулярное, достаточное и полноценное питание;
    • устойчивый правильный режим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка и разнообразия его активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.

       При выполнении этих условий следует  соблюдать единство и согласованность  оздоровительной и воспитательной работы. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто плачет. Оздоровительные мероприятия, такие, как обливание водой, гимнастика, оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка в том случае, когда он охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания и выработки трудовых навыков.

       Одним из средств физического воспитания детей дошкольного возраста является физическая культура. Она включает массаж и гимнастику, физкультурные  занятия, подвижные игры, спортивные развлечения, а также закаливание.

       Физиологическое  воздействие  специальных  физических упражнений, разного рода движений огромно. Движения увеличивают приток крови к мышцам и кислорода к тканям, способствуют улучшению обмена веществ, повышению реактивности организма, улучшают состав крови, являются биологическими стимуляторами роста, способствуют гармоничному развитию ребенка.

       С 1,5-месячного возраста здоровым детям в один из периодов бодрствования до кормления начинают делать массаж и гимнастику. 

 

 

 
  1. НОВОРОЖДЕННЫЙ

       Первый  месяц после рождения – особый период в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку  именно за это время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул  укрывающую и питающую материнскую  утробу, и приспособиться к внешней  среде. Первый месяц жизни – это  восстановительный период после  родов и время перестройки  жизненных функций ребенка, таких  как дыхание, кровообращение, пищеварение  и терморегуляция. Кроме того, это  период, когда устанавливаются ритмы  жизни и находится баланс между  недостатком и избытком стимуляции из довольно изменчивой внешней среды.

       Закончился  первый месяц жизни ребенка. Завершилось  его приспособление к новым условиям существования. С этого возраста следует приступать к физическому  воспитанию малыша. Физическое воспитание – это система мероприятий, направленных на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей ребенка  путем использования физических упражнений в сочетании с естественными  факторами природы, а также мерами общественной и личной гигиены. Физическое воспитание детей грудного возраста включает  двигательный режим, гигиеническое воспитание, широкое использование воздуха, света и  воды, обеспечивающих закаливающее воздействие. Понятие хорошего физического состояния ребенка отнюдь не связано с каким-либо видом спорта для грудничков и маленьких детей. Важнейшие факторы физического воспитания детей первого года жизни – массаж и гимнастика, способствующие правильному физическому и нервно-психическому развитию ребенка, формированию и совершенствованию у него двигательных умений и навыков.

  1.1 Выкладывание на живот

       Укреплению  мышц шеи и развитию мышц туловища способствует выкладывание ребенка  на живот. Выкладывать малыша на живот  надо несколько раз в день, обычно во время пеленания, обязательно на ровную и твердую поверхность (стол, покрытый легким одеялом или пеленкой). Твердая поверхность заставляет его напрягать мышцы туловища. На мягкой (постель, подушка, диван) этого не происходит. Разумеется, к данному положению ребенка надо приучать постепенно, выкладывая его сначала на одну минуту потом на две, три и т. д. Целесообразно выкладывать малыша на живот обнаженным. Подобные воздушные минутные ванны – мягкое, но существенное закаливающее мероприятие. Оно приводит к сокращению кожных сосудов и уменьшению теплоотдачи. Таким образом ребенок учится сохранять тепло организма.  Если эта способность будет развиваться систематически, изо дня в день, то никакая простуда на будет опасна для ребенка.

       Понятия «закаленный» и «незакаленный» организм применимы к детям самого раннего  возраста. Достаточно в течение нескольких дней, а тем более недель подержать  ребенка в комнате с высокой  температурой воздуха (25и выше), как все защитные силы его организма, активизировавшиеся при рождении, выключаться из-за отсутствия  необходимости их применения. В таких случаях даже небольшое охлаждение или легкий сквозняк могут способствовать возникновению болезни.

    1. Массаж и гимнастика

       Укреплению  здоровья, активизации обмена веществ, развитию мышечной и кровеносной  систем ребенка способствует общий  легкий, так называемый физиологический, массаж. Лучшее время для начала массажа – 6-7 неделя жизни. Массаж и  гимнастику нужно проводить ежедневно  в одно и то же время – через  час после кормления. Делаются они  здоровому ребенку, когда он спокоен. Температура помещения при этом должна быть 20-220С. Малыша обнажают и укладывают спинкой на ровную твердую поверхность, например на стол, покрытый байковым одеялом или пеленкой. Упражнения выполняются плавно и мягко. Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, ногти нужно остричь, часы и украшения снять. Тальк и вазелин при массаже употреблять не следует. Основной прием массажа в этом возрасте – поглаживание. Ладонь при этом равномерно и нежно  скользит по коже ребенка. Одной рукой поочередно придерживают сначала кисти, потом стопы и поглаживают конечности с внутренней и наружной сторон от периферии к центру. Такого рода действия ускоряют движение межтканевой жидкости и лимфы. Затем переворачивают малыша на живот и нежно поглаживают его спинку тылом кистей снизу вверх, а ладонями сверху вниз. Дальше ребенка переворачивают снова на спинку и правой рукой поглаживают его живот по ходу часовой стрелки. Все приемы массажа в этом возрасте повторяются 4-6 раз. Массаж сочетается с гимнастическими упражнениями.

       В гимнастике для младенцев на первом месте стоит нежный контакт через  кожу: благодаря игровым упражнениям, которые не имеют ничего общего с  разучиванием сложных физкультурных  упражнений, можно поддержать естественную природную последовательность движений. Таким образом, ребенок воспринимает гимнастические игры как усиление уже  имеющихся двигательных возможностей. Сверх того гимнастика для младенцев  способствует созданию мускулатуры  и подвижности суставов.

       Игры  и игрушки более воздействуют на чувствительно-духовное развитие ребенка, причем они, конечно, затрагивают и  его физические способности. Соответствующие  возрасту игрушки поддерживают переход  от более грубых нецеленаправленных движений, подобных рывкам (макромоторика), к более мелким, гармоничным, целенаправленным   движениям (микромоторика).

       Таким образом,  гимнастические упражнения в этом возрасте направлены на стимулирование рефлекторных движений: 1) рефлекторное ползание – подталкивание рукой под подошвы при положении ребенка на животе и спине; 2) разгибание позвоночника в положении на боку  при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от креста к шее; 3)  сгибание стопы при проведении пальцем по наружному ее краю от основания пальцев к пятке.

 

 
  1. ЧЕТВЕРТЫЙ-ШЕСТОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

       Развитие  детей в первые месяцы жизни происходит так быстро, что новые навыки и  умения рождаются прямо на глазах.

       На  четвертом месяце ребенок уже  поднимает головку из положения  на спине. Лежа на животе, он приподнимается, опираясь на локти и предплечья. При  поддержке под мышки хорошо опирается на ножки. Заметно совершенствуются движения мышц. Малыш пытается поворачиваться со спины на бок, менять положение тела.

       Гимнастические  упражнения на четвертом месяце жизни  усложняются и должны способствовать дальнейшему развитию навыков и  умений. Занятия начинают с обычного легкого массажа конечностей. Затем  следует первое гимнастическое упражнение. Руки малыша отводят в стороны  и скрещивают на груди 6-8 раз. Затем  вновь массаж, на этот раз живота, - круговое поглаживание по часовой  стрелке, растирание боковых мышц и  в заключение опять  легкие поглаживания. Следующее гимнастическое упражнение: сгибание и разгибание ног вместе 4 раза и попеременно 4 раза. После этого удобно проводить поворот со спины на живот вправо при  поддержке на левую руку и ноги. После поворота на живот, снова поглаживающий массаж спины. С массажем хорошо сочетается следующее упражнение для мышц шеи и туловища. Ребенка поднимают на руках над столом, ладонями поддерживают под грудью и животом. Малыш рефлекторно поднимает голову и туловище, упирается ногами в грудь матери. Это так называемое положение «пловца». Упражнение повторяется 2 раза. Потом ребенка укладывают на спину  и помогают ему повернуться на живот, но уже в левую сторону. Следует особенно тщательно выполнять повороты со спины на живот, поскольку они являются одним из главных методов укрепления мышц туловища и развития вестибулярного аппарата. В заключение проводится имитация ползания. Левая рука матери подводится под живот ребенка. Полусогнутые ноги его упираются в ладонь правой руки, прижатой к подошвам. Слегка приподнимая тельце малыша, мама помогает ему оттолкнуться от ладони. И как всегда, гимнастические упражнения заканчиваются общим массажем. Если у ребенка поддерживалось активное, хорошее настроение, занятия были проведены правильно.

Информация о работе Гимнастика и массаж детей 1 года жизни