Гимнастическая терминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике. Гимнастическая терминология широко применяется на занятиях не только гимнастикой.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по гимнастике (100%).doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)


 

 

  1. Характеристика терминологии и ее значение.

 

   Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий процессов.

   В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике. Гимнастическая терминология широко применяется на занятиях не только гимнастикой.

   Наибольшее значение терминология  приобретает в процессе обучения  гимнастическим упражнениям, поскольку  трудно обучать им, не зная точного названия. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

 

   Гимнастическая терминология — это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записей упражнений.

Терминология  как раздел лексики тесно связанна с содержанием данной науки, ее теорией  и практикой.

Под термином  в гимнастике принято понимать краткое  условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Как и  в других областях, гимнастическая терминология совершенствовалась параллельно  с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так  как все новое, что возникает  в практической деятельности и в  науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

 

 

 

      1. Требования, предъявляемые к терминологии.

 

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

К терминам предъявляются определенные требования:

  1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а следовательно, жизненной и устойчивой. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.

   2. Точность. Термин должен давать ясное  представление о сущности определяемого  действия (упражнения) или понятия.  Точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению им.

   3. Краткость.  Наиболее целесообразны краткие  термины, удобные для произношения. Этому же служат и правила  сокращений, облегчающие наименование и запись упражнений.

 

      1. Способы образования терминов.

 

Наиболее  распространенный способ образования  терминов - придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход и др.

Нередко термины  образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед и др.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор (рис. 1, а), упор на предплечьях (рис. 1, б), упор на руках (рис. 1, в); стойка на лопатках (рис. 1, г), стойка на голове (рис. 1, д), стойка на руках (рис. 1, е),

                                                         и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом (рис. 2, а), вис согнувшись (рис. 2, б), вис прогнувшись (рис. 2, в) и др.

                  

Термины маховых упражнений образуются с  учетом особенностей того или иного двигательного действия, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях (рис. 3, а), подъем разгибом (рис. 3, б), подъем двумя или одной (рис. 3, в) и др.

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь, переворот; в художественной гимнастике – от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.

 

      1. Правила применения и сокращения терминов.

 

Гимнастическую  терминологию следует применять  с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении производственной гимнастики используют лишь  основные термины общеразвивающих упражнений, дополняя их словами разговорного литературного языка.

Начинающим  заниматься спортивными видами гимнастики необходимо овладеть терминологией  одновременно с изучением упражнений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком.

Все термины  целесообразно разделить на следующие  группы:

  1. Общие термины – для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т. п. Например, строевые упражнения, вольные и др.
  2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно определять смысловые признаки упражнения. Например, подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.
  3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указывающие  направление движения, способ выполнения, условия опоры и т. п. Например, разгибом, дугой, переворотом и др. Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчеркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно, мягко и т. п.).

   В гимнастике для краткости  принято не указывать целый  ряд общепринятых положений, движений  или их деталей. Например, опускаются  слова:

   «спереди», «вперед» - при указании  направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (например, дугами вперед);

Указание  положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;

   «туловище» - при наклонах;

   «нога» - при перемахах, выставлениях ее на носок;

   «поднять», «опустить» - при движении  руками или ногами;

   «продольно», «поперек» - в обычных  положениях, наиболее свойственных  тому или иному снаряду;

   «хват сверху», как наиболее  распространенный, «перемах внутрь»  (или положение внутри);

   «соскок» или «прыжок», если по  названию снаряда это очевидно;

   «прогнувшись», если техника выполнения  предопределяет это положение.  Например, на брусьях: подъем махом  вперед – махом назад соскок;

   «ладони внутрь» - в положении  руки вниз, вперед, назад, вверх;

   «ладони книзу» - в положении руки  в стороны или влево (вправо);

   «дугами вперед», если руки  поднимаются или опускаются движением  вперед.

Исходное  положение (и. п.) указывается только в начале упражнения.

Путь  конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

 

  1. Термины общеразвивающих и вольных упражнений.

 

Исходные положения – стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки: Основная стойка (о. с.) соответствует строевой стойке (рис. 4, а). Различают: стойку ноги врозь (рис. 4, б), стойку ноги врозь широкую, узкую, ноги врозь правой (рис. 4, в), скрестную (рис. 4, г), на правом (или левом) колене (рис. 4, д), а также сомкнутую, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется  слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений  сидя, лежа и др.) в стойку на ногах  обозначается термином «встать».

Седы – положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 5, а), сед ноги врозь (рис. 5, б), сед углом (рис. 5, в), то же ноги врозь, сед согнувшись (рис. 5, г), сед с захватом (рис. 5, д), сед на пятках или на правой пятке (рис. 5, е), на бедре и др.

Присед – положение занимающегося на согнутых ногах (рис. 6, а), полуприсед (рис. 6, б), круглый присед, полуприсед (рис. 6, в), наклонный полуприсед (рис. 6, г), полуприсед с наклонном и как вариант «старт пловца» (рис. 6, д); полуприсед, присед на правой или левой (рис. 6, е) и др.

Выпад – движение (или положение) с выставлением и сгибанием опорный ноги (рис. 7, а); наклонный выпад (рис. 7, б), выпад вправо с наклоном (рис. 7, в), глубокий выпад (рис. 7, г), разноименный выпад (указывается нога и направление выпада). Например, выпад левой вправо (рис. 7, д).

Упоры – положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают: упор присев (рис. 8, а), упор на правом колене (рис. 8, б), то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись (рис. 8, в), упор лежа на предплечьях (рис. 8, г), упор лежа сзади (рис. 8, д) и др.

Движения руками и ногами. Различают движения одновременные, поочередные и последовательные, а также одноименные (правая рука начинает движение вправо), разноименные (начало движения в противоположную сторону), параллельные (обеими руками), симметричные и несимметричные. Они выполняются в основных и промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется слово «согнуть». Например, согнуть руки назад (рис. 9, а), согнуть руки в стороны (рис. 9, б), и др. Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 9, в), согнуть правую вперед (рис. 9, г), согнуть правую назад (рис. 9, д), согнуть правую в сторону, то же, но колено в сторону (рис. 9, е).

Исходные положения рук: руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается, какая сверху), за спину и др.

Туловищу, независимо от его положения в пространстве. На рис. 10 показаны движения руками: а – правую вниз; б – правую в сторону-книзу; в – правую в сторону; в, з – руки в стороны; г – правую вверх-наружу; г, ж – руки вверх-наружу; д – правую вверх; д, е – руки вверх; ж – левую вверх-наружу; з – левую в сторону; з, и – руки влево; к – левую в сторону-книзу; л – левую вниз, а, л – руки вниз.

На  рис. 11 показаны положения ног (в  боковой плоскости); а – вперед на носок; б – вперед-книзу; в –  вперед; г – вперед-кверху; д –  назад на носок; е – назад-книзу; ж – назад.

Направления движений указаны на рис. 12. В лицевой  плоскости: а – книзу; б – кверху; в – внутрь; г, д – наружу. В боковой плоскости: а – вперед; б – книзу; в – кверху; г – вперед; д, е – назад. В горизонтальной плоскости: а – внутрь; б – наружу; в – вперед; г – назад; д – вперед; е – назад.

Круг – движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

Наклон – термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон (рис. 13, а), наклон прогнувшись (рис. 13, б), полунаклон (рис. 13, в), наклон вперед-книзу (рис. 13, г), наклон назад касаясь (рис. 13, д), наклон в широкой стойке (рис. 13, е), наклон с захватом (рис. 13, ж).

   Равновесие – горизонтальное положение занимающегося в стойке на одной ноге, а также в висе или упоре. Различают равновесия: на правой (рис. 14, а), равновесие с наклоном (рис. 14, б), боковое (рис. 14, в), заднее (с наклоном назад, рис. 14, г), фронтальное (рис. 14, д), с захватом (рис. 14, е), шпагатом (рис. 14, ж).

   При наименовании упражнений  с предметами основным признаком  служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь.

   Основные положения с гимнастической  палкой: палку вниз (рис. 15, а), палку  на грудь (рис. 15, б), палку вперед-вверх  (рис. 15, в), палку на голову, за голову, на лопатки и др.

   Несимметричные положения с палкой принято называть: палку к плечу (рис. 15, г), палку к плечу или на голову вправо (рис. 15, д), за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 15, е). Другие способы удержания палки указываются дополнительно. Например, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 15, ж).

  

 

  1. Термины упражнений на снарядах.

 

Хват – способ держания за снаряд. Различают: хват сверху, снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый, глубокий. Первый по правилу сокращений опускается.

Вис – положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек захвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).

Висы простые: вис (рис. 17, а), вис на согнутых руках, вис согнувшись (рис. 17, б), вис прогнувшись (рис. 17, в) и др.

Висы смешанные: вис присев (рис. 18, а), вис стоя согнувшись (рис. 18, б), вис лежа (рис. 18, в), вис стоя (рис. 18, г). Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах (рис. 18, д).

Информация о работе Гимнастическая терминология