Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:19, отчет по практике

Краткое описание

Целью преддипломной практики является - подготовка к написанию дипломной работы.
2. Задачи практики:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области финансов и кредита;
-формирование умения применять полученные в стенах ВУЗа знания при решении конкретных производственных, исследовательских и научных задач;

Содержание

Введение 3
1. Обзор и анализ литературных источников по теме «Дебиторская задолженность» 4
2. Краткая характеристика предприятия 10
3. Анализ финансового положения ОАО НКО «ИНКАХРАН» 17
4. Анализ дебиторской задолженности 21
5. Мероприятия по эффективному управлению дебиторской задолженностью 29
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

дораб 0182 Отчет по дебиторской задолженности.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2 – Оценка формирования дебиторской задолженности по периоду возникновения в 2010 году

Рисунок 3 –  Оценка формирования дебиторской задолженности  по периоду возникновения в 2011 году

 

На основании  представленной диаграммы можно  отметить, что большую часть составляет дебиторская задолженности, которая возникает на срок 1 месяц и 1-3 месяца, что является благоприятным фактором, так как свидетельствует о быстром погашении дебиторской задолженности.

Также необходимо отметить благоприятную тенденцию  возникновения дебиторская задолженности в 2011 году по сравнению с 2010 годом, это отсутствие задолженности от года до 2,5 лет.

Обобщающим показателем  возврата задолженности является оборачиваемость. Показатель ликвидности характеризует  скорость, с которой она будет  превращаться в денежные средства (наличность), т.е. это тоже оборачиваемость. Таким образом, показатель качества и ликвидности дебиторской задолженности может быть ее оборачиваемость. Этот коэффициент показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает предприятию за исследуемый период.

Для снижения величины дебиторской  задолженности необходимо проводить  анализ ее состояния, что позволит оценить  эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок; определить области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов; позволит сделать прогноз поступлений средств; выявить основных дебиторов.

На предприятии в 2011 году наблюдается увеличение дебиторской задолженности на 2853,93 тыс.руб. Так, в 2010 году основная часть задолженности приходится на ООО "Регистр-2". За 2011 год список дебиторов увеличился.

Таблица 13 - Основные дебиторы ОАО НКО «ИНКАХРАН» на 31.12.2010г.

Наименование дебитора

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

1. ОАО "Екатеринбургский  завод по обработке цветных металлов"

314,19

1,79

2. ООО "Регистр-2"

10325,00

58,77

3. ООО "АВК-Система"

335,81

1,91

4. ЗАО "ВИС-Техника"

257,62

1,47

5. ООО "Оптимэл"

777,00

4,42

6. ООО "Тенто-Телеком"

580,00

3,30

7. ООО "Инструментальный завод"

860,70

4,90

8. ООО "Волиус"

1580,91

8,99

9. ООО "Финанс-Трейтинг"

2538,29

14,45

Итого

17569,52

100,00


 

Таблица 14 - Основные дебиторы ОАО НКО «ИНКАХРАН» на 31.12.2011г.

Наименование дебитора

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

1. ОАО "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов"

1110,27

5,44

2. ОАО "Металлургический завод  "Электросталь"

511,09

2,50

3. ООО "Регистр-2"

10325,00

50,55

4. ФГУП "Завод точной механики"

658,02

3,22

5. ООО "Оптимэл"

652,66

3,19

6. ООО "Тенто-Телеком"

1115,23

5,46

7. ОАО "Завод электронной техники"

1172,50

5,74

8. ООО "Волиус"

1729,42

8,47

9. ООО "Синергия"

835,00

4,10

10. ООО "Лоза ТИП"

2314,26

11,33

Итого

20423,45

100,00


 

Анализ дебиторской  задолженности дает четкую картину  состояния расчетов с покупателями и обращает внимание на задолженность  с длительным сроком образования. Также позволяет составить прогноз поступления средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Для выявления более  опасных дебиторов ОАО НКО «ИНКАХРАН» у которых удельный вес в общей задолженности значительный. На основании оценки формирования дебиторской задолженности ОАО НКО «ИНКАХРАН» по основным дебиторам было выявлено, что значительную долю составляет задолженность ООО "Регистр-2"

Для более наглядно представления  формирования дебиторской задолженности  по дебиторам представим рисунок 4.

Рисунок 4 – Структура  формирования дебиторской задолженности  по дебиторам

 

На основании представленной диаграммы выявлено, что боле  50% (значительную часть) составляет задолженности ООО "Регистр-2" и в первую очередь предприятию при формировании своей кредитной политике необходимо обратить на данного кредитора.

Таблица 15- Сравнительный      анализ      дебиторской      и      кредиторской задолженности в ОАО НКО «ИНКАХРАН»

Расчеты

Дебиторская

задолженность,

тыс. руб.

Кредиторская

задолженность,

тыс. руб.

Превышение

На

31.12.

2010г,

На

31.12.

2011г.

На

31.12.

2010г.

На

31.12.

2011г.

Дебиторская

задолженность,

тыс.руб.

Кредиторская

задолженность,

тыс.руб.

На

31.12.

2010г.

На

31.12.

2011г.

На

31.12.

2010г.

На

31.12.

2011г.

С

покупателями   или

поставщиками

231983

249204

103776

108425

128207

180733

-

-

По

авансам

61083

27261

48319

34714

12764

-

-

7453

Векселям

-

-

29543

1162

-

-

29543

1162

С

бюджетом

-

-

16522

33627

-

-

16522

33627

По оплате

труда

-

-

72682

12804

-

-

72682

12804

С прочими

дебиторам

и кредитора

ми

5798

12693

8859

72260

-

-

3082

59567

Всего

298864

289158

279728

237619

-

-

19136

51539


 

Исходя из проведенного анализа данного предприятия, ОАО НКО «ИНКАХРАН» можно порекомендовать: более тщательно следить за движением денежных потоков, направить все силы на увеличение реализации продукции либо не приобретать слишком большое количество продукции впрок, чтобы не увеличивать кредиторскую задолженность, т.к. это приводит к дефициту платежных средств, что может привести к неплатежеспособности предприятия и снижения финансового состояния ОАО НКО «ИНКАХРАН».

 

5. Мероприятия по эффективному управлению дебиторской задолженностью

 

Управление задолженностью должно входить составным элементом  в общую политику управления оборотными средствами предприятия и корреспондировать  с другими ее элементами. Кроме  того, управление задолженностью должно быть тесно связано с маркетинговой политикой предприятия. Значение проблемы в том, что с уменьшением дебиторской задолженности у предприятия уменьшается потребность в оборотных средствах. Чем быстрее оборачивается дебиторская задолженность, т.е. чем чаще поступают платежи от дебиторов, тем меньше балансовые остатки дебиторской задолженности на каждую дату, и наоборот.

Соответственно, точно  такая же связь имеет место  между скоростью оборота кредиторской задолженностью и ее балансовыми  остатками, следовательно:

при быстрой оборачиваемости  дебиторской задолженности и медленной оборачиваемости кредиторской задолженности, кредиторская полностью покрывает дебиторскую задолженность и сверх того служит источником финансирования других элементов оборотных активов. С этой точки зрения ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и замедление- кредиторской улучшает финансовое состояние предприятия. Здесь и далее речь может идти лишь о нормальной дебиторской и кредиторской задолженности, а не о просроченной или безнадежной, но еще не списанной. Нормальная задолженность образуется в соответствии с договорными или законодательно установленными сроками расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами.

Одновременно быстрая оборачиваемость дебиторской и медленная-кредиторской задолженности может привести к снижению показателей платежеспособности предприятия. Поэтому даже при наличии возможностей управлять сроками платежей дебиторов и сроками расчетов с кредиторами нельзя безгранично уменьшать первые и увеличивать вторые. Границами здесь являются уровни коэффициентов платежеспособности.

Особая важность сопоставления  дебиторской и кредиторской задолженности  состоит в следующем: если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в полном объеме, предприятие  имеет возможность столь же своевременно и полностью расплачиваться по своим долгам кредиторам. Известно, что дебиторская задолженность - это главным образом долги покупателей, т.е. те долги, на базе которых формируется выручка от продаж.

Кредиторская задолженность - это в основном долги поставщикам, работникам предприятия, бюджету и по единому социальному налогу, т.е. те долги, на базе которых в значительной степени формируются затраты на продаваемую продукцию. Как правило, при условии рентабельности продаж нормальная дебиторская задолженность за какой-то период выше нормальной кредиторской задолженности. Но это утверждение верно только в случае, когда оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности равны. При соблюдении всех этих условий проблемы просроченной задолженности просто не было бы. Она возникает либо из-за нарушения сроков платежей дебиторами, либо из-за невыгодного для предприятия соотношения установленных сроков платежей дебиторов и сроков расчетов с кредиторами, либо из-за убыточности продаж и т.д. Тогда появляются просроченные долги предприятия, управлять которыми необходимо уже не финансовыми, а юридическими методами.

Таким образом, нормальное состояние оборачиваемости дебиторской  и кредиторской задолженности- это  одно из условий отсутствие сбоев  в деятельности предприятия и  осуществления им нормальных циклов деятельности.

С недостатком денежных средств, с проблемами в денежных расчетах сталкиваются не только убыточные  предприятия, но и рентабельные. Такая  проблема возникла и в ОАО НКО «ИНКАХРАН».

Отсрочка платежей, деловая жизнь организаций при наличии постоянной дебиторской и кредиторской задолженности обычное явление, атрибут нашего времени, следствие нормальных хозяйственных отношений в условиях рынка. В этом нет ничего плохого, если взаимные долги оправданы и сбалансированы, если ими разумно управляют.

Особое значение имеет  управление дебиторской задолженностью, поскольку она ведет к прямому  отвлечению денежных и других платежных  средств из оборота.

На основе предлагаемой методики предприятие сможет осуществить  ряд мероприятий по совершенствованию учета расчетных операций, получить рекомендации по созданию механизма улучшения расчетных отношений, улучшить финансовый результат деятельности предприятия.

Существует ряд приемов  и способов предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их возврате.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть несколько  вариантов различных мероприятий:

  1. Предоставление скидок дебиторам за сокращение сроков возврата платежей:

- ставка предоставляемой скидки дебиторам за поступление средств без отсрочки, 5%

Информация о работе Дебиторская задолженность