Курс лекций по "Финансовый менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:45, курс лекций

Краткое описание

№2. Финансовые менеджмент: понятие, сущность, функции
Финансовый менеджмент – это процесс разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов организации. В основе фин менеджмента лежит ряд принципов, основными из которых являются:
1) Интегрированность с общей системой управления предприятием. Финансовый менеджмент непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.

Вложенные файлы: 25 файлов

22.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)


№22. Дивидендная политика организации

              Дивидендная политика – это политика организации в области использования прибыли, по которой определяется, в каком режиме организации следует выплачивать дивиденды акционерам:

        Выплатить сразу в полном объеме или реинвестировать прибыль с целью получения с нее дохода с последующей выплатой дивидендов в большем размере.

Дивиденд – часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям.

              Дивиденды являются вознаграждением акционеров за капитал, вложенный ими в организацию. Они начисляются и выплачиваются, только по тем акциям, которые находятся в обращении и начисляются по акциям, выкупленным организацией и находящимся на ее балансе.

              Дивидендная политика – это часть финансовой политики организации. В ее основе лежит концепция распределения чистой прибыли, определяющая соотношение между потребляемой и капитализируемыми частями.

              При определении данного соотношения учитываются следующие факторы:

1)       Нормативные документы, регулирующие порядок выплаты дивиденда;

2)       Наличие свободных денежных средств;

3)       Доступность привлечения средств из других источников и их стоимость;

4)       Интересы акционеров.

              Термин «дивидендная политика»  в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах, однако она может применяться также и в организациях любой организационно – правовой формы.

              Целями организации в области дивидендной политики должны быть:

1)       Признание величины дивидендов, как одного из ключевых показателей и инвестиционной привлекательности организации;

2)       Повышение величины дивидендных  выплат на основе последовательного роста прибыли и (или) доля дивидендных выплат в составе нераспределенной прибыли.

              Перед выбором дивидендной политики нужно решить 2 вопроса:

1)       Как влияет величина дивиденда на совокупное богатство акционерного общества;

2)       Какова должна быть величина дивиденда.

              Законодательными ограничениями по выплате дивидендов является не оплата всей стоимости УК, а также, если стоимость активов компании меньше чем размер ее УК.

              Компания не будет выплачивать дивиденды также, если в предыдущем периоде имели место убытки, в этом случае вся полученная прибыль будет идти не на выплату дивиденда, а на погашение убытков.

              Основными этапами формирования дивидендной политики АО являются:

1)       Оценка основных факторов определяющих формирование и проведение дивидендной политики;

2)       Выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

3)       Разработка механизма, распределение прибыли в соответствии с избранным типов дивидендной политики;

4)       Определение уровня дивидендов на одну акцию (показатель дивидендного выхода);

5)       Оценка эффективности проводимой дивидендной политики.

              Существует 3 принципиальных подхода к формированию дивидендной политики:

1)       Консервативный подразделяется на:

      Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность формирования собственных финансовых ресурсов обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития организации, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток этой же политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат полной непредсказуемости формируемых их размеров, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акции. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

      Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода времени. Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода, в независимости от различных обстоятельств определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовым результатом деятельности предприятия в связи, с чем периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли и инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю.

2)       Умеренный  (компромиссный) – выделяют:

      Политика минимального, стабильного размера дивидендов  с надбавкой в отдельные периоды («экстра дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная, гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи,  с фин результатами деятельности предприятия позволяющей увеличить размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате мин размеров дивиденда инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

3)       Агрессивный – выделяют:

 Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к суммам прибыли (или норматива распределения прибыли) на потребляемую и капитализируемую ее часть. Преимуществом этой политики является простота ее формирования, и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат, на акцию определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли.

 Политика постоянного возрастания размеров дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на 1 акцию. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой  напряженности.

              В ряде случаев у организации не всегда, получается, заплатить дивиденды деньгами, поэтому они ищут альтернативные способы выплаты дивидендов. Так дивидендная политика допускает выплату дивидендов ценными бумагами. Может также применяться дивидендная политика дробления акций.

              Само дробление подразумевает увеличение количества акций у каждого инвестора при уменьшении стоимости каждой бумаги. Такая политика используется, когда акции общества слишком возрастают в цене и нужно улучшить их ликвидность.

 



Оценка эффективности финансовых инструментов.doc

— 76.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Финансовый менеджмент"