Лекции по "Финансовому планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:06, курс лекций

Краткое описание

Финансовое планирование представляет собой процесс прогнозирования финансовых результатов и (в широком смысле) финансового состояния деятельности предприятия на основе анализа финансовой и инвестиционной политики. Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объём поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и поступлений, с одной стороны, и расходов предприятия с другой стороны.

Содержание

1 раздел. Общая характеристика финансового планирования
1. Сущность, значение, роль и принципы финансового планирования на предприятии
2. Финансовый план предприятия: характеристика, необходимость, принципы составления и процесс разработки
3. Виды финансовых планов и методы планирования финансовых показателей
4. Долгосрочное финансовое планирование и финансовая стратегия

Вложенные файлы: 1 файл

finplan.doc

— 934.00 Кб (Скачать файл)

При оценке эффективности внедрения системы бюджетного планирования деятельности предприятия с точки зрения снижения потерь от рисков необходимо их разделять на риски прямого и непрямого действия. Риски прямого действия (оперативные потери или упущенные выгоды) непосредственно связаны с деятельностью конкретного звена в определенном бизнес-процессе (обработка заявок клиентов, выбор поставщиков, отслеживание графиков поставок и исполнение финансовых обязательств и т.д.). Риски непрямого действия (стратегические потери) связаны с рисками потери существенной информации, управленческих решений, кадровыми рисками, неэффективного использования времени высших менеджеров и др.

Система бюджетного планирования деятельности предприятия позволяет снизить ущерб от рисков как прямого, так и непрямого действия.  Потери предприятия от рисков непрямого действия составляют в денежном выражении, по крайней мере, такую же величину, как от рисков основной деятельности. Для средних и крупных предприятий эти риски в сумме в несколько раз могут превосходить все остальные потери, поэтому они имеют особую важность. Оценку потерь предприятия от неблагоприятного воздействия рисков можно получить, если использовать экспертные оценки вероятностей наступления неблагоприятных событий (рисков) и масштаб воздействия этого события на соответствующий показатель деятельности предприятия. Используемые  далее данные относительно эффективности использования системы бюджетирования являются экспертной оценкой коллектива авторов: Батрин Ю.Д., Фомин П.А.

Потери от факторов прямого действия. Потери от факторов прямого действия (оперативные потери или упущенные выгоды) непосредственно связаны с деятельностью конкретного подразделения в определенном бизнес-процессе (обработка заявок клиентов, выбор поставщиков, отслеживание графиков поставок и исполнение финансовых обязательств и т.д.).

Потери в сфере сбыта. Внедрение системы бюджетного планирования деятельности предприятия в части производственного планирования, управления складскими запасами, снабжения и сбыта позволяет проводить проверку возможностей удовлетворить каждую специфическую потребность клиента в конкретные сроки.

В случае, если у предприятия  нет возможности удовлетворить  потребности клиента в предлагаемые сроки, сотрудник отдела сбыта может, используя систему бюджетного планирования, предложить заказчику следующие варианты:

    • - поставить продукцию и услуги в другие ближайшие сроки, согласованные с производственными возможностями предприятия по всему контуру планирования;
    • - предложить варианты альтернативных товаров и их модификаций и отработать с ними тот же контур согласований;
    • - рассмотреть вопрос о возможном приобретении товаров у других поставщиков, чтобы не потерять клиента (на основе полной базы об условиях и сроках возможных поставок).

Работа по формированию заказа клиента может проводиться в присутствии и даже с непосредственным участием клиента, что практически исключает возможность его обращения в этот период к другим поставщикам.

Потери от несовершенного финансового учета. Основной статьей  потерь за счет несовершенного учета финансовых операций в настоящий период, безусловно, являются ошибки и прямые злоупотребления при осуществлении зачетных схем и использовании в расчетах иных неденежных инструментов. Учитывая отсутствие в сегодняшнем бухгалтерском и финансовом учете механизмов отслеживания ликвидности активов, поступлений и платежей, становится практически невозможным определить действительную финансовую эффективность соответствующих операций. Система бюджетного планирования предоставляет возможность получения информации по всем обязательствам и платежам с учетом коэффициента ликвидности активов, используемых в соответствующих расчетах. Процесс бюджетного планирования также позволяет проследить весь финансовый контур операции и определить ее конечную эффективность, что дает возможность применения соответствующих систем стимулирования к ответственным за осуществление данной операции.

Потери от недостатка в системе учета затрат. Основные потери предприятий вследствие несовершенства системы учета затрат связаны, прежде всего, с невозможностью соотнесения затрат и их отклонений с конкретными центрами ответственности. При отсутствии четкой увязки затрат и их отклонений с центрами ответственности практически невозможно построить систематическую работу по их сокращению. Система бюджетного планирования позволяет получать информацию об отклонениях от планового уровня затрат по каждой статье в разрезе как основных факторов, так и центров ответственности за действие или смягчение действия данных факторов.

Существенной проблемой традиционных систем учета является практическая невозможность определения реальной стоимости продукции и услуг, в том числе и услуг внутренних подразделений. В существующих системах учета затрат и калькулирования себестоимости рассчитываются в основном прямые затраты на оплату труда и основные материалы, остальные же статьи рассматриваются как косвенные расходы и распределяются в последующем между объектами в соответствии с различными принципами. Таким образом, на предприятии отсутствует механизм четкого определения себестоимости конкретных изделий в соответствии с фактическим использованием ресурсов. В результате, практически невозможно правильно принять решения относительно производства конкретных видов продукции.

Система бюджетного планирования позволяет отслеживать реальные места возникновения накладных расходов. В результате становится возможным создание системы отношений, при которой руководители подразделений вместо «выбивания» дополнительных ресурсов будут стремиться к освобождению от неэффективно используемых активов. Процесс бюджетного планирования дает возможность также рассчитать полную стоимость конкретных управленческих функций предприятия. В результате появляется база для сопоставления затрат на реализацию конкретных функций внутри предприятия с ценами подобных услуг специализированных фирм на внешнем рынке и поставить задачу соответствующим руководителям по сокращению затрат. В любом случае такой расчет позволяет эффективно проанализировать структуру затрат на реализацию соответствующих функций.

Потери в сфере управления складскими запасами. Система бюджетного планирования позволяет получить информацию о состоянии конкретного материального  ресурса в любом месте хранения в соответствии со всеми имеющимися внешними и внутренними документами по его перемещению. Тем самым становится возможной технология непрерывной инвентаризации, предполагающая проведение проверок непрерывным способом в течение всего периода по случайно выбранным местам. При обнаружении расхождений проводятся служебные расследования и выявляются конкретные виновные.

Потери в сфере снабжения. Внедрение системы бюджетного планирования позволяет практически полностью  избавиться от избыточных производственных запасов, порождаемых ошибками традиционной системы планирования. Она дает возможность точно подсчитать потребность в каждом ресурсе на каждый период в соответствии с имеющимся планом производства и утвержденными заявками по смете. (Уровень избыточных закупок при достаточно широкой номенклатуре может легко составлять до 20% производственных запасов). Таким образом, использование бюджетного планирования практически исключает случаи недостаточного заказа материальных ресурсов с соответствующими потерями вследствие их последующей закупки на срочных условиях по более высоким ценам. (Реально подобные потери составляют не менее 3% объема закупок.) Внедрение системы бюджетирования предоставляет возможность перейти на качественно иной уровень анализа условий поставок, предлагаемых различными контрагентами. При внедрении системы бюджетного планирования появляется возможность приведения всех условий к сопоставимому виду с точки зрения состава цены при различной системе расчетов. Кроме того, возможно производить сравнение цен и условий различных поставщиков с учетом уровня ликвидности расчетов (при использовании неденежных инструментов).

Потери от факторов непрямого  действия. Потери от факторов непрямого  действия образуют резерв повышения эффективности в работе предприятия, значительно превышающий размер непосредственного эффекта от внедрения системы бюджетного планирования. Следует отметить, что особенно значительно снизить потери от факторов непрямого действия помогает автоматизация системы бюджетного планирования на основе интегрированной информационной системы.

Первым направлением из данной группы является повышение эффективности использования времени высших менеджеров компании. При отсутствии интегрированной информационной системы руководители вынуждены получать большинство реальной информации в процессе проведения совещаний, в рамках которых производится взаимная проверка сведений, предоставляемых различными службами. Из опыта известно, что время данных совещаний составляет, по крайней мере, 25 % от общего фонда рабочего времени руководителя. В рамках использования системы бюджетного планирования деятельности предприятия руководители имеют возможность мгновенно получить информацию в любом интересующем разрезе, на сбор которой ранее пришлось бы затратить несколько дней группы сотрудников различных подразделений.

В сфере управления персоналом использование системы бюджетного планирования дает возможность систематического анализа эффективности работы каждого подразделения и сотрудника. Фактически формируется информация, необходимая как для принятия организационных решений, связанных с расстановкой кадров, так и для реализации технологий планирования индивидуальной карьеры каждого сотрудника, включая программу обучения и повышения квалификации.

 

 

 

Приложение 1.

 

Бюджет доходов предприятия  на март месяц

Статья

Сумма в руб.

1.1. Бригада №1

1 850 000

1.1.1. Скважина 1

700 000

1.1.2. Скважина 2

550 000

1.1.3. Скважина 3

600 000

1.2. Бригада №2 

1 770 000

1.2.1 Скважина 1

450 000

1.2.2 Скважина 2

450 000

1.2.3 Скважина 3

470 000

1.2.4 Скважина 4

400 000

1.3. Бригада №3 

1 650 000

1.3.1. Скважина 1

450 000

1.3.2. Скважина 2

400 000

1.3.3. Скважина 3

400 000

1.3.4. Скважина 4

400 000

1.4. Бригада №4 

1 600 000

1.4.1. Скважина 1

750 000

1.4.2. Скважина 2

850 000

1.5. Бригада №5 

1 550 000

1.5.1. Скважина 1

500 000

1.5.2. Скважина 2

500 000

1.5.3. Скважина 3

550 000

Итого доходов

8 420 000


Приложение 2

Бюджет накладных производственных расходов предприятия на март

Статья

Сумма в руб.

Накладные расходы бригад

600 201

Аренда оборудования

186 500

Материалы на собственные нужды

17 500

Оплата труда мастера  бригады

96 926

Заработная плата

76 500

Отчисления на заработную плату

20 426

Оплата труда рабочих  бригады в простои

38 237

Заработная плата

30 179

Отчисления на заработную плату

8 058

Транспортные расходы

139 063

Транспортировка вахт

83 000

Легковой транспорт  бригад

56 063

Услуги сторонних организаций

116 975

Дефектоскопия оборудования

30 000

Продолжение приложение 2

Содержание противофонтанного  отряда

65 275

Расходы на связь

5 000

Другие услуги

16 700

Другие расходы

5 000

Накладные расходы вспомогательных  подразделений

 

Накладные расходы РММ

108 407

Оплата труда рабочих

60 816

Заработная плата

48 000

Отчисления на заработную плату

12 816

Оплата труда мастера

16 091

Заработная плата

12 700

Отчисления на заработную плату

3 391

Материалы на собственные  нужды

5 000

Транспортировка грузов

7 000

Услуги сторонних организаций

16 500

Расходы на связь

500

Другие услуги

16 000

Другие расходы

3 000

Накладные расходы Энергоучастка

83 226

Оплата труда рабочих

32 942

Заработная плата

26 000

Отчисления на заработную плату

6 942

Оплата труда мастера

15 584

Заработная плата

12 300

Отчисления на заработную плату

3 284

Материалы на собственные  нужды

27 000

Транспортировка грузов

2 700

Услуги сторонних организаций

4 000

Расходы на связь

500

Другие услуги

3 500

Другие расходы

1 000


Приложение 3

Бюджет административных расходов  предприятия на март

Статья

Сумма в руб.

Оплата труда АУП

226 996

Заработная плата

179 160

Отчисления на заработную плату

47 836

Расходы по охране труда  и ТБ

36 068

Материалы на содержание базы

10 000

Транспортные расходы

83 940

Продолжение приложение 3

Хозяйственные и канцелярские расходы

6 000

Аренда земли или  земельный налог

27 000

Амортизация

20 253

Услуги сторонних организаций

115 112

Электроэнергия

2 800

Вода, стоки

1 000

Отопление

64 501

Охрана объектов на базе

38 311

Пожарная сигнализация

3 000

Расходы на связь

3 000

Другие услуги

2 500

Другие расходы

0

Итого

525 369


Приложение 4

Бюджет доходов и расходов ЦФО на март

Статья

Сумма в руб.

Доходы по основной деятельности

8 420 000

Прямые расходы

6 035 842

Транспортные расходы

1 554 229

Материалы

3 183 907

Услуги сторонних организаций

543 226

Оплата труда рабочих  бригады

754 480

Другие прямые расходы

0

Вклад на покрытие накладных  расходов бригад

2 384 158

Накладные расходы бригад

600 201

Аренда оборудования

186 500

Материалы на собственные  нужды

17 500

Оплата труда мастера  бригады

96 926

Оплата труда рабочих  бригады в простои

38 237

Транспортные расходы

139 063

Услуги сторонних организаций

116 975

Другие расходы

5 000

Вклад на покрытие накладных  расходов вспомогательных подразделений

1 783 957

Накладные расходы вспомогательных  подразделений

191 633

Оплата труда рабочих

93 758

Оплата труда мастера

31 675

Материалы на собственные  нужды

32 000

Транспортировка грузов

9 700

Услуги сторонних организаций

20 500

Другие расходы

4 000

Вклад на покрытие накладных  расходов направления бизнеса

1 592 324

Продолжение приложение 4

Накладные расходы предприятия

525 369

Оплата труда АУП

226 996

Заработная плата

179 160

Отчисления на заработную плату

47 836

Расходы по охране труда  и ТБ

36 068

Материалы на содержание базы

10 000

Транспортные расходы

83 940

Хозяйственные и канцелярские расходы

6 000

Аренда земли или  земельный налог

27 000

Амортизация

20 253

Услуги сторонних организаций

115 112

Другие расходы

0

Вклад на покрытие накладных  расходов компании

1 066 955

Информация о работе Лекции по "Финансовому планированию"