Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 02:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы изучить методику контроля за операциями с основными средствами.
При выполнении работы использованы методы: табличный, абстрактно-логический, сравнения и другие.
В процессе работы были изучены теоретические материалы по аудита и аудиту основных средств организаций, определена сущность и значение основных средств, приведены примеры контроля и определены пути улучшения работы внутреннего аудита организации.

Содержание

РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ 6
2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА 16
3 ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит операций с основными средствами.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Указанные две функции не являются исчерпывающими, поскольку аудиторы выполняют также консультационную, информационную и другие функции [13, С.22].

Содержание аудита, его сходство и различие с другими формами контроля рассматривается при изучении видов аудита (табл.1.1).

 

Критерии

Виды

По отношению к пользователям информации

1. Внешний

2. Внутренний

По отношению к требованиям законодательства

1. Обязательный

2. Инициативный

По объектам аудита

1. Банковский

2. Аудит страховых организаций

3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов

4. Общий

5. Государственный

По назначению

1. Аудит финансовой отчетности

2. Налоговый

3. Аудит на соответствие требованиям

4. Ценовой

5. Управленческий (производственный) аудит

6. Аудит хозяйственной деятельности

7. Специальный (экологический, операционный и др.)

По времени осуществления

1. Первоначальный

2. Согласованный (повторяющийся)

3. Оперативный

По характеру проверки

1. Подтверждающий

2. Системно-ориентированный

3. Аудит, базирующийся на риске


Таблица 1.1 - Виды аудита

 

Внешний аудит представляет собой деятельность по проверке финансово-хозяйственного функционирования аудируемого лица. Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов [14].

При определенных условиях договора в отношении конкретной организации аудиторская фирма становится внутренним аудитором. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть сходство и различие внешнего и внутреннего аудита (табл.1.2) [15].

 

Фактор

Внешний

Внутренний

Регулирование

Государство

Орган управления, руководство

Статус

Независимость от тех, кого проверяют

Состоит в структуре управления

Цель

Формирование мнения о достоверности отчетности

Эффективность функционирования системы внутреннего контроля

Объем работ

Договор

Положение комиссии, отдела,

должностная инструкция

Постановка задач

Определяется договором между аудируемым лицом и аудиторской фирмой

Определяется руководством исходя из потребностей управления

Средства

Определяются аудиторскими стандартами

Выбираются самостоятельно

Вид деятельности

Предпринимательская

Исполнительская

Организация работы

Определяется аудитором самостоятельно, исходя из аудиторских стандартов

Выполнение конкретных заданий

руководства

Взаимоотношения

Равноправное партнерство, независимость

Подчиненность руководству организации, зависимость от него

Квалификация

Регламентируется государством

Определяется по усмотрению

руководства предприятия

Оплата

Оплата предоставленных услуг по договору

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Ответственность

Перед клиентами, третьими лицами в соответствии с законодательством

Перед руководством за выполнение своих обязанностей

Методы

Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач

Отчетность

Аудиторское заключение прилагается к финансовой отчетности

Перед руководством


Таблица 1.2 - Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита

 

Оказание аудиторскими организациями сопутствующих аудиту услуг в форме выполнения частично либо полностью функций внутреннего аудита обусловило необходимость рассмотрения их по отдельному признаку.

Финансовый аудит - проверка бухгалтерского баланса и финансовой отчетности на достоверность и объективность содержащейся в них информации. При этом должно быть проверено соответствие всех документов, отражающих хозяйственные и финансовые операции требуемым стандартам, установленным положениям и нормативам. Осуществляется в основном внешними аудиторами.

Согласованный или регулярный аудит осуществляется по требованию руководства предприятия для получения информации о соблюдении конкретных процедур, норм или правил деятельности. Осуществляется в основном внутренними аудиторами.

Управленческий (или производственный) аудит используется для проверок качества управленческой деятельности, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и перспектив его развития. Осуществляется в основном внутренними аудиторами.

Общественный аудит (проверка) предназначен для сбора и публикации обширной информации для широкой общественности. Такие проверки могут осуществляться по заданиям различных общественных организаций и фондов (охране окружающей среды, определению минимальной потребительской корзины т.д.). Аудит может быть добровольным и обязательным. Добровольный аудит проводится по инициативе субъекта хозяйствования. Масштаб, характер, объем и содержание такого аудита определяются потребностью клиента.

Обязательный аудит предусматривается действующим законодательством, когда субъект хозяйствования обязан пригласить внешнего аудитора для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности. Ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат: коммерческие банки, страховые компании, предприятия с иностранными инвестициями; товарные и фондовые биржи; банки и небанковские финансовые организации, а также организации, осуществляющие посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам, деятельность инвестиционного фонда, депозитария; открытые и закрытые акционерные общества.

При разработке правовых актов, регулирующих деятельность аудиторов учитывались единые финансовые принципы аудита, использовался международный опыт, общепринятая терминология, сложившаяся практика этой деятельности за рубежом.

Сложилось мнение, что аудит это сочетание ревизионной и экспертно-консультационной деятельности. Однако, что касается целей и задач аудита. то закон об аудите определяет его цели, оценку достоверности ведения бухгалтерского учета и соответствие совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству РБ.

Аудит не подменяет государственные контролирующие органы структуры ведомственного контроля. Он остается предпринимательской деятельностью по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственных субъектов на договорной и платной основе.

Аудит проводится специалистами в соответствии с:

  1. республиканскими правилами аудиторской деятельности;
  2. перечнем вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита, утверждённых постановлением Министерства финансов РБ № 41 от 24.03.2008;
  3. внутренними правилами аудиторской деятельности;
  4. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 89 "Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета" (в ред. Постановления Минфина от 13.11.2003 № 153, Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. N 187) ;
  5. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. N 19 "Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь";
  6. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, от 17.05.2004 № 278-З, от 29.12.06 № 188-3) ;
  7. Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII "Об аудиторской деятельности" (в ред. Законов Республики Беларусь от 18.12.2002 N 164-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 25.06.2007 N 240-З, от 08.07.2008 N 369-З) . Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает основные правила и порядок ее проведения, регулирует отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность независимо от форм собственности и видов деятельности, государственными органами, отдельными гражданами, аудиторами и аудиторскими организациями;
  8. Правила аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденными "Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь 29.12.2008 № 203".

Также к правилам имеются приложения:

Приложение 1 к правилам аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности"

Приложение содержит примеры вопросов, которые аудиторская организация рассматривает в процессе ознакомления с деятельностью аудируемого лица и его средой;

  1. Правила аудиторской деятельности "Планирование аудита". Утверждено "Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 04.08.2000 № 81" (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь 24.03.2008 N 41);
  2. Правила аудиторской деятельности "Документирование аудита". Утверждено "Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 04.08.2000 № 81" (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь 24.03.2008 N 41).

При создании нормативной базы аудита учитывались задачи унификации законодательств РБ и РФ.

 

2 Методика проведения аудита основных средств и пример проведения аудита

 

 

 

Целью проверки операций с основными средствами является установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций с основными средствами. Исходя из цели задачами проверки операций с основными средствами являются:

    • определение эффективности работы системы внутреннего контроля по операциям с основными средствами;
    • соблюдение правильности классификации основных средств;
    • контроль своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию основных средств;
    • установление обоснованности оценки и переоценки основных средств;
    • проверка наличия и сохранности основных средств;
    • контроль операций по восстановлению основных средств; проверка операций по амортизации основных средств;
    • определение правильности и законности выбытия основных;
    • проверка организации и ведения аналитического учета в разрезе материально ответственных лиц, мест нахождения (эксплуатации) основных средств;
    • проверка правильности документального оформления, учета и налогообложения операций с основными средствами и др.

Источниками информации при проведении проверки являются: бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, форма № 1, приложение к бухгалтерскому балансу, форма № 5; статистическая отчетность: отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов, форма №11; регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера № 10, 10/1, 12, 13, 16, ведомость № 18; иные документы: типовые формы по учету основных средств, накладные на внутреннее перемещение, расчетные ведомости по переоценке основных средств, акты экспертов и оценщиков, договора о полной индивидуальной материальной ответственности, учетная политика (график документооборота); субсчета и аналитические счета в рабочем плане счетов; выбранные способы начисления амортизации; порядок отражения затрат на ремонт основных средств; формы регистров налогового учета и др.

Информация о работе Аудит основных средств