Конкуренция и ее влияние на рыночную цену

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

В прошлом в советской литературе преобладали негативные оценки конкуренции.Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали нас о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с победителями и без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Музеефикация конкуренции как атрибут бесконечной западной системы хозяйствования,, по счастью, надежно отдаленной от нас "железным занавесом"", имела место и в обыденном сознании. Многих людей вообще пугало слово "конкуренция" - в ней виделся точь-в-точь безжалостный Молох, приносящий неисчислимые страдания (и смерть) сотням тысяч честных тружеников, но потворствующих небольшой кучке оборотистых (и не чистых на руку) бизнесменов, так сказать "дельцов", способных на любой простенок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения.

Содержание

Введение 3

Гл.1.Общие теоретические проблемы взаимосвязи и взаимодействия конкуренции и ценообразования.
$1.Эк. категория конкуренции. 4
$2.Эк. категория цены. 13
$3.Взаимосвязь конкуренции и ценообразования.19

Гл.2.Актуальные проблемы развития конкуренции и рыночного ценообразования в Российской экономике.
$1.Проблемы взаимодействия конкуренции и 28 ценообразования.
$2.Особенности ценообразования с точки 32 зрения конкуренции в Чувашской Республике.

Заключение 34

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

30046.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

3

 

 

 

КОНКУРЕНЦИЯ И  ЕЕ  ВЛИЯНИЕ  НА РЫНОЧНУЮ ЦЕНУ

 

 

                     ПЛАН

 

                                                       

      

Введение                                      3

 

Гл.1.Общие теоретические  проблемы взаимосвязи  и взаимодействия конкуренции и ценообразования.           

$1.Эк. категория  конкуренции.                 4           

$2.Эк. категория  цены.                       13

$3.Взаимосвязь  конкуренции и ценообразования.19

 

Гл.2.Актуальные проблемы развития конкуренции  и  рыночного ценообразования в Российской экономике.

$1.Проблемы взаимодействия  конкуренции и     28  ценообразования.                    

$2.Особенности  ценообразования с точки       32      зрения конкуренции  в Чувашской Республике.

 

Заключение                                   34

 

Список литературы

 

Введение

 

    В  прошлом в советской литературе  преобладали негативные оценки  конкуренции.Справочники, словари  и учебные пособия по политэкономии  социализма регулярно оповещали  нас о полном устранении конкуренции  и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с победителями и без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Музеефикация конкуренции как атрибут бесконечной западной системы хозяйствования,, по счастью, надежно отдаленной от нас "железным занавесом"", имела место и в обыденном сознании. Многих людей вообще пугало слово "конкуренция" - в ней виделся точь-в-точь безжалостный Молох, приносящий неисчислимые страдания (и смерть) сотням тысяч честных тружеников, но потворствующих небольшой кучке оборотистых (и не чистых на руку) бизнесменов, так сказать "дельцов", способных на любой простенок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения.

     Сегодня  такие наивные представления  о конкуренции основанные на  элементарной неинформированности  советских людей о подлинных реалиях конкуренции в странах с развитой рыночной экономикой, эксплуатируются разве что немногочисленными противниками быстрого перехода к рыночной экономике. Жизнь подсказала, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной ориентацией и обеспечивали движение вперед.

     Надежным  индикатором функционирования конкуренции  считается уровень цен. По крайней  мере законодательные положения,  касающиеся конкуренции, базируются  на этой точке зрения.

     Именно  принудительная сила предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных потерь заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и подогнать свои издержки к низким рыночным ценам. Г.Форд отмечал "хотя расходы и поддаются точному вычислению", "но никто на свете не знает каковы они могут быть  в действительности". Т.o. именно рыночное соперничество цен принуждает предпринимателя обратиться к своим скрытым резервам. При отсутствии же конкурентных сил предприятие нередко больше заботиться об обосновании очередного повышения цен на свою продукцию (адресуемом вышестоящем ведомствам или общественному мнению), чем о поисках дополнительных резервов снижения издержек.

     Из  всего выше изложенного видно, что изучение конкуренции и ее влияния на рыночную цену является

в настоящий  момент актуальной задачей экономических  исследований. В своей работе я  поставила целью определить: что  является конкуренцией и рыночной ценой, какое влияние они оказывают  друг на друга и как это проявляется в экономике России.

 

 

     Гл.1. Общие теоретические проблемы взаимосвязи и взаимодействия конкуренции и ценообразования

 

41. Экономическая категория конкуренции.

 

 

     Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.

     Под конкуренцией понимается постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. В процессе конкуренции ведется борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, сферы приложения капитала, за превосходство в решающих областях НТП. В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара. Конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.

     В  зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур.

  I. Большое  число самостоятельных производителей  некоторого однородного товара, c одной стороны, и масса обособленных  потребителей данного товара - с другой. Структура связей такова, что каждый потребитель в принципе может приобрести товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара и его ценой. Каждый производитель может продать товар любому покупателю, cообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает сколь-либо существенную долю общего объема предложения и ни один из производителей не может удовлетворить сколько-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.

     II. Своеобразным и широко распрорстраннённым  типом несовершенной конкуренции,  наблюдающейся практически во  всех развитых странах, является монополистическая конкуренция. В известной мере она напоминает совершенную конкуренцию. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцом, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продаж и обновления продукции.

    III. Огромное  число обособленных потребителей  и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить  значительную долю общего спроса. Такая структура рынка порождает  так называемую, несовершенную конкуренцию - олигополию.

     IY. Предельным случаем данной структуры,  когда массе потребителей противостоит  единственный производитель, способный  удовлетворить общий спрос всех  потребителей, является монополия.

  

     Существуют  две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые. Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Неценовая конкуренция включает: а) изменение свойств продукции, б) придание продукции качественно новых свойств, в) создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей, не существовавших раньше, д) обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа (изменения квазикачества товара), е) совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт, др.).

     Рассмотрим  более подробно основные виды  конкурентных структур:

     Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:

  1. Большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара. В условиях чистой конкуренции каждая из многочисленных фирм выпускает настолько небольшую часть продукции, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. То есть, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспособиться к ней.

  Фирма может  получить ту же самую цену  за единицу продукции как при  большем, так и при меньшем  объеме производства. Запрашивать  более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы по цене 3,05$, если множество её конкурентов продают идентичный продукт за 3$. Наоборот, вследствие того, что фирма может продать столько, сколько она считает необходимым, она не будет продавать данный товар по 2,95$, так как это приведёт к уменьшению прибыли. 

  2. Каждый  продавец производит однородный  продукт, который ни в каком  отношении не отличим от продукта  других продавцов. Вследствие  стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции.

  3. Барьеры  для входа в рынок (и ухода  с него) отсутствуют: нет ни  законодательных, ни технологических,  ни финансовых препятствий, которые  могли бы помешать  возникновению  новых фирм и сбыту их продукции  на конкурентных рынках.

  4. Никаких  искусственных ограничений спроса, предложения, или цены не существует  и ресурсы - переменные факторы  производства - мобильны.

  5. Каждый  продавец и покупатель владеет  полной и правильной информацией  о цене, количествах продукта, затратах, и спросе на рынке.

   

   Нетрудно  видеть, что ни один реальный  рынок не удовлетворяет всем  перечисленным условиям. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет в основном теоретическое  значение. Однако она является  ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом её ценность.

     Для  характеристики совершенной конкуренции  удобно воспользоваться кривыми  спроса и предложения.

 

   

 

     На  рисунке совмещены кривая общего  спроса множества потребителей  и кривая общего предложения множества производителей. Точка пересечения кривых определяет равновесную цену товара, при которой общий объем спроса совпадает с общим объемом предложения. 

     Если  цена товара равна p1, то есть выше равновесной, то общий объем предложения будет соответствовать точке b на кривой SS, а общий объем спроса - точке а на кривой DD. В результате будет иметь место превышение предложения над спросом. На рис.1 этот избыток предложения равен длине отрезка аb. Практически это выразится в росте запасов товара у производителей. Производители  заинтересованные в продаже товара, будут вынуждены снижать цену. Уменьшение цены приведет к снижению объема предложения и увеличению объема спроса. В результате под воздействием интересов производителей в реализации произведенного товара и интересов потребителей в максимизации потребительской выгоды установится равновесие спроса и цены предложения в объеме q0 при цене p0.

   Если  цена товара равна p2, то есть ниже равновесной, то спрос - точка d на кривой DD - будет превышать предложение - точка с на кривой SS, и на рынке будет иметь место дефицит. На рис.1 дефицит равен длине отрезка cd. На практике это будет выражаться в резком уменьшении запасов товаров у товаропроизводителей. Чувствуя повышенный спрос, производители будут повышать цену товара и увеличивать объем производства и предложения. Увеличение цены приведет к снижению объема спроса. В результате под влиянием интересов производителей в росте дохода и поведения потребителей, отражаемого кривой спроса, устанавливается равновесие спроса и предложения в точке е.

     Таким  образом, вследствие свободного  движения цены товара, регулирующего  поведение потребителей и производителей, на рынке устанавливается равновесие  спроса и предложения и фиксируется  равновесная цена. Строго говоря, это равновесие динамическое, а точка равновесия - лишь "точка притяжения" рыночных сил.

 

     Как  уже отмечалось, совершенная конкуренция  крайне редка в современной  экономике, однако она встречается,  например в сельском хозяйстве:  производстве пшеницы, кукурузы и т.п..

     

    

     Антиподом  чистой конкуренции является чистая монополия. Монополия возникает, когда в силу различных причин на рынке товара существует единственный производитель - монополист, способный удовлетворить общий спрос всей массы потребителей данного продукта. Отсюда следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги фирма может заниматься или нет широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши мог бы осуществлять широкую рекламу, с тем чтобы увеличить спрос на свой товар. Возможно тогда большее количество людей захотят приобрести их, может быть отказавшись от путешествия. В то же время телефонной компании, являющейся единственной в небольшом городе незачем рекламировать свои услуги, так как люди имеют представления о них и знают, у кого они должны их приобретать.

     Если  чистые монополисты ряда предприятий  общественного пользования занимаются  рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью ради престижа, а не высококонкурентный, какой является, к примеру, реклама сигарет.

     Весьма  существенным является не только  единственный производитель, но  и большое число обособленных потребителей товара, то есть конкуренция потребителей. В условиях монопольного рынка потребители, как обычно, максимизируют свою потребительскую выгоду, а производитель - свою прибыль.

     Вследствие  большого числа потребителей  ни один из них в отдельности не оказывает существенного влияния на формирование рыночной цены. На рынок воздействует общий спрос множества потребителей, характеризуемый, как обычно, кривой спроса.

Информация о работе Конкуренция и ее влияние на рыночную цену