Конкуренция и ее влияние на рыночную цену

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

В прошлом в советской литературе преобладали негативные оценки конкуренции.Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали нас о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с победителями и без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Музеефикация конкуренции как атрибут бесконечной западной системы хозяйствования,, по счастью, надежно отдаленной от нас "железным занавесом"", имела место и в обыденном сознании. Многих людей вообще пугало слово "конкуренция" - в ней виделся точь-в-точь безжалостный Молох, приносящий неисчислимые страдания (и смерть) сотням тысяч честных тружеников, но потворствующих небольшой кучке оборотистых (и не чистых на руку) бизнесменов, так сказать "дельцов", способных на любой простенок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения.

Содержание

Введение 3

Гл.1.Общие теоретические проблемы взаимосвязи и взаимодействия конкуренции и ценообразования.
$1.Эк. категория конкуренции. 4
$2.Эк. категория цены. 13
$3.Взаимосвязь конкуренции и ценообразования.19

Гл.2.Актуальные проблемы развития конкуренции и рыночного ценообразования в Российской экономике.
$1.Проблемы взаимодействия конкуренции и 28 ценообразования.
$2.Особенности ценообразования с точки 32 зрения конкуренции в Чувашской Республике.

Заключение 34

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

30046.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип конку-

рентной

структуры

Кол-во про-

изводителей

и степень

разнообраз.

продукции

Сфера экономики,

где главным

образом,

встречается

Степень контроля за ценами со стороны

фирмы

Методы 

маркетинга

Совершен-

ная

конкурен-ция

Много про-изводителей

однородной

продукции

Сельское хозяйство:

произ-во пшеницы,

кукурузы и  т.п.

Отсутст-вует

Продажа

через то-варные

биржи или

аукционы

Несовершенная конку-ренция:

 

1.Монополистическая

конкуренц.

 

 

 

 

2.Олигополия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Много произво- дителей, каждый свой продукт в одной товарной группе

 

а)несколько

производителей  одного

продукта

 

б)несколько

производителей  различных моделей одного вида продукта

 

 

 

 

Розничная торговля: продукты питания, бензин

и т.п.

 

 

Промышленность: сталелитейная,

химическая

 

Автомобили,

компьютеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Средняя

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

Реклама,

соперничество в

качестве,управ-ляемые цены

Монополия

Один произво-

дитель однород-ного продукта,

не имеющего

близких за-

менителей

Местная  телефонная сеть, электроснабжения,газоснабжение и прочие системы

общественн.услуг

В принципе

значительная,  контролируется

государством

Реклама и

совершенствование

обслужива ния


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Экономическая категория цены.

    

     Определение цены - дело важное. Предприятие должно не только произвести, но и сбыть товар с выгодой для себя, возместить расходы и получить прибыль. Цена служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия. Завышение цены приводит к тому, что фирма может оказаться за бортом рынка, занижение же неизбежно приведет к банкротству. Бизнесмены, не владеющие логикой и диалектикой ценообразования, оказываются несостоятельными конкурентами. Ценообразование - один из важнейших элементов программы маркетинга. Цена в конечном счете отражает, насколько правильно была разработана и успешно была реализована эта программа. Если товар реализуется по намеченной цене, это свидетельствует об успехе, если же потребитель оказывается приобретать продукцию по этой цене, это неудача. Через цену реализуются основные результаты деятельности фирмы и, следовательно, она определяет эффективность этой деятельности. Цена - фактор, непосредственно влияющий на прибыльность, поскольку: во-первых, прибыль есть разница между суммарной выручкой от продаж и суммарными затратами, во-вторых, от уровня цены зависят объемы продаж.

     Ценообразование - достаточно сложный  процесс, ввиду того, что цена - многофакторное явление. Она  может совершать движение в  определенных границах. Минимальный  уровень цены определяется издержками  на производство и реализацию продукции.

     Издержки производства подразделяются  на постоянные, переменные и валовые. Постоянные издержки - та часть затрат, которая остается неизменной по величине независимо от размеров производства (плата за аренду помещения, амортизация, теплоснабжение и т.п.). Переменные издержки - та часть затрат, которая меняется по величине в зависимости от масштаба производства. Валовые издержки - сумма постоянных и переменных издержек.

     Цена должна возместить валовые  издержки производства и издержки обращения и обеспечить некоторую прибыль. Максимальная граница цены задается спросом.

     Общество имеет множество потребностей, но каждая потребность в отдельности  имеет свой предел. Спрос есть  зависимость между количеством  товара, которой массовый потребитель добровольно покупает в течение некоторого периода, и ценой данного товара. Многочисленные факты свидетельствуют, что при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже цена, тем больше его покупают. В этот и заключается рациональное поведение массового потребителя: при фиксированном потребительском бюджете объем потребления данного товара тем ниже, чем выше цена товара и наоборот. 

 

  Таким образом, для большинства  товаров показатели спроса при  увеличении спроса стремятся вниз по прямой или изогнутой линии (рис.2а).  Эта кривая выражает цену спроса - максимальную цену, которую согласен заплатить покупатель при покупке данного количества товара.  

 

                 рис.2а                

     Цена создает определенный "образ" товара в глазах потребителей. Последние часто уверены, что цена напрямую связана с качеством. Как следствие - снижение цены может привести не к увеличению, а к уменьшению числа покупок, так как покупатели могут счесть это снижение результатом ухудшения качества продукции.

     Покупка товаров особого рода  по особым престижным ценам,  как часто считают потребители, свидетельствует о высоком положении, статусе покупателя. Престижная цена - цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми, непревзойденными свойствами или признаками, это цена уникальных товаров. Кривая спроса на такие товары представлена на рис.2б.

 

 

 

     Назначая цену на престижные  товары, нужно учитывать, что спрос  на них определяется как факторами экономического характера (платежеспособность покупателей, взаимозаменяемость товаров и т.п.), так и чисто психологическими моментами. 

     Чувствительность покупателей к  изменению цен с точки зрения  объема покупок определяется  ценовой эластичность. Ценовая эластичность - степень изменения спроса в зависимости от изменения цены. Она рассчитывается как отношение изменения спроса (в процентах) к изменению цены (в процентах) по формуле:

                          С1-С2

            Ценовая       С1+С2 _ ,

                      =   Ц1+Ц2

         эластичность     Ц1-Ц2

 

где С1 - величина первоначального спроса,

    С2 - величина  изменившегося спроса,

    Ц1 - уровень первоначальной цены,

    Ц2 - уровень  изменившейся цены.

     Как  правило, эластичность выражается  отрицательными величина. Спрос  эластичен в том случае, если  показатель эластичности больше  единицы, то есть небольшое  изменение цены влечет за собой существенное изменение спроса. Неэластичный спрос имеет место, если изменение цены не сказывается заметно на спросе (эластичность меньше единицы). Унитарный спрос наблюдается тогда, когда степень его изменения соответствует степени изменения цены (эластичность равна единице).

     На  эластичность спроса влияют взаимозаменяемость  товаров и важность потребности.  Так, если заметно подорожает  говядина, покупатели предпочтут  свинину или баранину. Если возможность  замены отсутствует, то покупатель  вынужден мириться с новой ценой. Но это, в свою очередь, связано с важностью его  потребности, так как в случае товара не первой необходимости покупка может быть отложена. Эластичность спроса может меняться для одного итого же изделия в зависимости от масштаба изменения цены.

     Цена  спроса является только одной  из составляющих, формирующих   реальную цену товара. Второй  составляющей является цена предложения.  Цена предложения образуется  на основе затрат производителя.  При этом она не равна индивидуальным  затратам труда, а складывается под воздействием ряда факторов: многообразия условий различных групп производителей, при который создается данный товар; степени взаимозависимости товаров, интернациональных затрат, определяющих цены мирового рынка. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Кривая предложения строится по закону предложения: объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении.

 

 

 

 

 

 

 

 

     Если  наложить друг на друга два  графика, обозначающие совокупный  спрос и предложение одного  и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение  спроса и предложения интересующего  товара. В какой-то точке две  кривые пересекутся. 

 

 

     В  точке встречи спрос количественно  равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешивающая  цена, или цена равновесия. При более высокой цене возникает избыток предложения над спросом. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей спрос превышает предложение. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраниться.

     Важно  подчеркнуть, что при цене равновесия  устанавливается равенство не  покупок и продаж - такое равенство  существует при любой цене. При  цене равновесия количество продукции,  в пределах которой потребители  намерены продолжать делать закупки,  будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении и спросе товаров. 

    Т.о. рыночная цена - это цена товара, которая складывается под действием спроса и предложения, по которой осуществляется купля-продажа товаров.

 

 

    

     Рассмотрим  основные типы цен:

Производственная  цена = сумма всех производственных издержек фирмы +

ожидаемая прибыль.

Оптовая цена - это цена, по которой продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, которые занимаются розничной торговлей. Складываются она из цены производителя плюс производственные и маркетинговые расходы оптовика и его прибыль.

Розничная цена - это цена по которой, продажа ведется отдельными, небольшими партиями в розницу. Состоит она из оптовой цены плюс управленческие, маркетинговые и производственные расходы фирмы и ее прибыль.

Базисную  цену используют для определения сорта или качества товара. Ее согласуют на переговорах между продавцом и покупателем, и она служит основой для определения цены фактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренных в контракте.

В тех случаях, когда товары изготавливают с учетом специфики покупателя, практикуют договорные цены.

Мировая цена определяется в зависимости от вида товара: по одним  (обычно сырьевым) - уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, а по готовым изделиям - ценами товаров ведущих в мире фирм, специализирующихся на производстве и экспорте продукции данного вида.

Номинальная цена публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках.

Скользящая  цена устанавливается договором в зависимости от некоторых условий (биржевой котировки, инфляции и т.д.) на определенную дату (например, поставки товаров покупателю, фактического получения товара и т.д.); нередко она является рыночной на данную дату.

Справочная  цена (особые виды - номинальная, прейскурантная) обычно отражает уровень фактически заключенных сделок за некоторый прошлый период (неделю, месяц) и используется в переговорах для установления исходной цены; чаще всего применяют при срочной продаже небольших партий товаров, при больших партиях к ней применяют те или иные скидки. Справочные цены регулярно публикуют специализированные издания ООН.

     В  мире бизнеса большое значение  имеет ценовая стратегия, заключающаяся  в установлении цены, отвечающей  интересам и производителя и  потребителя.

Политика  низких цен состоит в использовании минимальных цен для достижения некоторых тактических и стратегических целей фирмы: проникновение на рынок, увеличения доли в сбыте товаров на нем, вытеснение конкурентов, получение высокой прибыли за счет роста объема реализации, сбыта устарелой и залежалой продукции, а так же решения финансовых вопросов в определенных ситуациях.

     Политика высоких цен заключается в установлении максимально возможных цен или использовании для повышения цен различного рода надбавок и премий с целью получения  быстрого и значительного эффекта от продажи товаров или указания услуг.

     Осуществляется  лишь при благоприятных для  продавца условиях, к которым,  в частности относятся: 

  -высокое качество и новизна продукции, слабая дифференциация товаров, отсутствие аналогов и заменителей;

  -монополистическая или близкая  к ней структура рынка, слабая  эластичность спроса по цене, незначительная рыночная дифференциация;

  -малая осведомленность покупателей о товаре и других условиях рынка, наличие особого круга потребителей престижных товаров и др.

     Политика высоких цен проводится  лишь в течении ограниченного  периода времени, пока на рынке  не возникает конкурентная ситуация, которая приводит к снижению цены или уходу поставщика с высокой ценой с рынка.

Информация о работе Конкуренция и ее влияние на рыночную цену