Контрольная работа по «Ценообразованию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

Задача 1 Привести состав и структуру свободной розничной цены хрустальной вазы (схематично в абсолютных показателях и процентах), исходя из следующих данных: себестоимость хрустальной вазы – 140 руб.; рентабельность её производства – 25% к себестоимости; ставка акциза – 10% к оптовой цене производителя; ставка НДС – 205; оптовая надбавка оптовых торговых организаций – 10%; торговая надбавка – 25%.
Задача 2 Составьте плановую калькуляцию и определите структуру свободной отпускной цены костюма мужского шерстяного (модель 5-211). Расчёт стоимости сырья и материалов производится по данным таблицы: ....

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Принципиальные отличия рыночного ценообразования от установления цен в плановой экономике…………………………………………………….. 5
2. Определение системы цен и принципы её построения…………………... 11
Задача 1…………………………………………………………………………. 15
Задача 2…………………………………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………………….. 20
Список использованной литературы…………………………………………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.работа ценообразование.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...   3

1. Принципиальные отличия  рыночного ценообразования от  установления цен в плановой  экономике……………………………………………………..   5

2. Определение системы  цен и принципы её построения…………………...  11

Задача 1………………………………………………………………………….  15

Задача 2………………………………………………………………………….  17

Заключение……………………………………………………………………..   20

Список использованной литературы………………………………………….  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает  интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.

Ценообразование – процесс  формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы  ценообразования:

  • рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения;
  • централизованное государственное ценообразование – формирование цен государственными органами.

Важная роль цен в  экономической жизни определяется тем, что они являются основой  всех экономических измерений, оказывают  значительное влияние на затраты  и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные  цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Цель моей работы исследовать сущность рыночного ценообразования, а так  же выявить основные преимущества и  недостатки рыночного и планового ценообразования, определить систему цен и принципы ее построения.

 

  1. Принципиальные отличия рыночного ценообразования от установления цен в плановой экономике.

Принципы и  методы формирования цен в условиях плановой экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда –господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании.

Коренное отличие  рыночного ценообразования от централизованного  установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования  от планового установления цен состоит  также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Государственные органы в  зависимости от сложившейся хозяйственной  ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

Таким образом, предприятия  или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам  и тарифам, установленным ими  самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования  должен не противостоять, а гибко  сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные  группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.

В условиях рынка динамика цен формируется совершенно по-иному  и в значительной мере непредсказуемо. Но таковы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.

Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на уровень и динамику цен в условиях перехода к рынку у нас слабо налажен, что при высокой степени монополизма многих изготовителей ведет к росту цен.

Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает  застой и консервацию отсталости в производстве.

Монополия государственной  собственности во многих отраслях выступает  главным препятствием на пути перелива ресурсов непосредственно через  предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования.

Поэтому возникла острая потребность в изменении отношений собственности, что должно быть сделано законодательным путем. Необходимо введение многообразия форм собственности и признания их равенства перед законом. Однако, чтобы рыночные механизмы по-настоящему заработали, должно быть реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.

В настоящее время во многом еще господствует государственная  собственность. В этой связи важнейшей  проблемой является конверсия государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоление их отчужденности от собственности являются массовой социально-экономической основой перевода экономики и всего общества на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.

Следует отметить, что рынок – это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурентной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами. Но мощности этих предприятий не пропадают, они переходят в другие руки, технически совершенствуются, обновляются и включаются в процесс воспроизводства на новой, более эффективной основе. Поэтому банкротство конкретного собственника и предпринимателя зачастую оборачивается для общества в целом ростом эффективности экономики.

Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она движет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя на совершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость. Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм стимулирования постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного и отстающего.

Поэтому не случайно в антимонопольном  законодательстве западных стран посягательство на честную конкуренцию считается одним из самых тяжелых преступлений. Честная конкуренция – главное; создать ее – значит создать рынок.

Монополия государственной  собственности является одним из главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И наоборот, многообразие форм собственности (кооперативной, арендной, акционерной, личной и т.д.) есть та база, экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения.

Рыночный механизм ценообразования  должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.

Органическим элементам  планового хозяйства является система  директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономические интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.

Отсутствие рыночного  механизма ценообразования не предотвращает  инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скрытой инфляции в открытую происходит резкий рост цен.

Таким образом, директивное  ценообразование вызывает в экономике  целый ряд дестабилизирующих  противоречий, приводящих к нарушению  пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конечного потребителя.

Система директивного ценообразования  не может служить инструментом согласования экономических интересов и объективно является тормозом экономического развития. Это обусловливает неизбежность перехода от системы директивных цен к ценам, установление которых основано на взаимном соглашении потребителя продукции с ее изготовителем.

Цены, которые в условиях рынка устанавливаются по соглашению сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея договорного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.

Воздействие системы  свободного ценообразования на экономику  можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразованию в динамике, рассмотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение системы цен и принципы её построения

Все цены, действующие  в экономике, образуют единую систему, взаимосвязаны между собой, находятся в постоянном движении под воздействием множества факторов.

Система цен – едина, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Изменение уровня, динамики одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.

Система состоит из ряда блоков, которые в свою очередь  делятся на подблоки. В основе взаимодействия всех блоков лежит принцип сообщающихся сосудов: изменение цен в одном из блоков приводит а обязательному изменению в других блоках. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, является частью общей системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку.

Взаимосвязь, взаимозависимость  и взаимодействие цен обусловлены двумя факторами:

  1. Формирование цен всех блоков базируется на единых законах – законах стоимости, спроса и предложения.
  2. Хозяйственная деятельность всех предприятий взаимосвязана, т. к. они используют продукцию друг друга.

Информация о работе Контрольная работа по «Ценообразованию»