Лекция по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:46, лекция

Краткое описание

Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике. Цена и ценообразование является центральными элементами рыночной экономики. Цена представляет выражение стоимости товара, а стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена- производителей и потребителей. Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике. Цена и ценообразование является центральными элементами рыночной экономики. Цена представляет выражение стоимости товара, а стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена- производителей и потребителей. Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Выделяют 2 противоположные модели ценообразования. Это:

  1. Рыночное ценообразование
  2. Централизованное административно-командное.

Цены устанавливаются  исходя из затрат на производство или  услуги. Цены играют важную роль как  в экономике в целом, так и  в деятельности отдельных предприятий. От уровня цены зависят конечные результаты работы предприятия в том числе прибыль и рентабельность.

Многообразие  факторов, влияющих на образование  цены в современной экономике  принято делить на 3 группы:

  1. Базовые неконъюнктурные — в условиях товарного рынка являются различные затраты  как внутрипроизводственные так и вне. Изменения цен под воздействием этих затрат происходит в том же направлении, что и изменение самих затрат.
  2. Конъюнктурные являются следствием изменчивости рынка и зависят от макроэкономических условий потребительского спроса и т. п.
  3. Регулирующие факторы — определяются степенью вмешательства государства в экономику.

Кроме того факторы, определяющие колебания цен вверх  или вниз от стоимости товара разделяются на внутренние и внешние:

  1. Внутреннии зависят от самого производителя, к ним относят
    • эффективность рекламной деятельности
    • специфику
    • степень уникальности
    • уровень качества производимой продукции
    • особенности производственного процесса
    • товары массового производства имеют относительно низкие издержки и менее высокую цену
    • рыночная стратегия, тактика производителя
    • гибкость и мобильность производственного процесса
    • имидж и авторитет производителя на внутреннем или внешнем рынке
    • характер и специфика жизненного цикла продукции
  2. К внешним факторам, влияющим на отклонение цен от стоимости относят:
    • Степень политической стабильности в стране где производится товар
    • наличие или отсутствие на рынке трудовых, материальных или иных ресурсов
    • характеры и принципы государственной политики
    • уровень, темп изменения и другие динамические характеристики инфляции
    • масштабы и сегментация рынка
    • объем рынка и характеристики фактически существующего, перспективного и покупательского спроса
    • наличие, уровень и характер конкуренции на рынке однородной продукции

 

 

Виды  цен

Существует  большое количество признаков по которым осуществляется классификация  цен:

  1. В зависимости от степени государственного регулирования различают:
    • Регулируемые цены — цены, которые формируются под влиянием колебаний спроса и предложений, но испытывают определенное лимитирующее воздействие государственных органов ценообразования, ограничивающих их рост или снижение в различной степени к ним относятся : предельные (пороговые лимитные), гарантированные и рекомендуемые.
    • Свободные цены — можно определить по цене предложения, спроса и производства.
    • Фиксируемые цены — устанавливаются на определенном уровне, изменение которых возможно только с решением государственных органов ценообразования.
  2. По способу установления и фиксации различают:
    • твердые (постоянные цены) — устанавливаются один раз в момент заключения договора и не подлежат изменению  в течении срока своего выполнения
    • подвижные цены — цены указанные в договоре  с оговоркой о возможности их дальнейшего уточнения в случае изменения рыночной цены к моменты фактического выполнения поставки
    • скользящие цены — цены устанавливаемые на товар, требующие длительного срока изготовления
  3. По способу получения информации об уровне цены все цены можно разделить на:
    • публикуемые цены (справочные цены, прейскурантные цены, цены аукционов, цены торгов)
    • расчетные цены — это цены которые рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей
  4. В зависимости от фактора времени:
    • Сезонные
    • постоянные
    • ступенчатые
  5. В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке товаров различают следующий виды цен:
    • Цены FOB
    • Цены единые
    • Цены зональные

 

Состав  и структура цены

Состав  цены — это составные элементы, выраженные абсолютными показателями, например затраты и прибыль, выраженные в рублях.

Структура цены — это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Можно сказать  что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара.

Традиционно в структурецены выделяют следующие  элементы:

  1. Себестоимость
  2. прибыль
  3. косвенные налоги
  4. надбавки, наценки

Определение структуры цены позволяет понять какую долю в цене составляет себестоимость, прибыль, налоги. На основе этой информации можно принимать решения о  возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и увеличении прибыли. Структура цены хорошо показывает влияние двойного налогообложения на цену товара ( в случае если данный товар облагается акцизом), а также большого числа посредников на формирование розничной цены товара.

Прибыль — обязательный элемент цены рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости.

Налоги  — обязательные платежи, взымаемые  государством с юридических  и  физических лиц в доход государства.

 

Общая структура  цены в современных российских условиях.



 

Система цен.

 

Систему цен характеризуют следующие  параметры:

  1. Уровень цен — абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме.
  2. Структура цен — показывает соотношение цены в процентах или долях
  3. Динамика цен — показывает изменение уровня цен за определенный период времени.

В зависимости  от сферы товарного обращения все цены принято делить на блоки. Наиболее важными блоками единой системы цен являются оптовые цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы на ус лиги транспорта.

Франкирование цен

 

Термин франкирование  применяется при оплате за перевозку  груза от производителя к потребителю. Термин франко- означает до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы.

Виды  цен с учетом  условий франко

 

 

Цена продукции на складе поставщика

Расходы по доставке продукции на станцию отправления

Расходы по погрузке продукции в  вагоны на станции отправления

Расходы по транспортировке продукции  до станции назначения

Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначении

Расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя

Франко-склад поставщика

         

Франко-станция  отправления

Франко-вагон-станция-отправления

Франко-вагон-станция-назначения

Франко-станция-назначения

Франко-склад-потребителя


 

Типовые условия поставки продукции регламентируются законодательством разных стран и имеют свои особенности. Часто стороны, заключающие международные контракты не осведомлены о различных нюансах. Чтобы устранить этот недостаток в настоящее время действует система Инкотермс 2000, насчитывающий 13 терминов сгруппированных в 4 группы.

Группа E

Группа С

EXW - франк-завод

CFR — стоимость и фрахт

CIF – стоимость страхования и фрахт

CPT – фрахт перевозка, оплаченная до

CIP – фрахт перевозка и страхование, оплаченное до

FCA – франко — перевозчик (доставка указанного товара, таможенная очистка и перевозка до назначенного места)

FAC – свободно вдоль борта судно — продавец разместил товар вдоль борта судна на причале в указанном порту погрузки

FOB - франко-борт

DAF – поставка товара до границы

DES – поставка товара с судна

DEQ – поставка товара с пристани (фрахт + расходы по выгрузке товара + расположение на пристани)

DDU – поставка товара без оплаты пошлины

DDP – поставка с оплатой пошлины

Группа F

Группа D


 

 

Определение цены экспортного и импортного товара

 

 

 

 

Постановка  задач ценообразования.

 

Установление  цены товара предполагает определенную последовательность действий прежде всего  предприятие должно определиться с целями которых оно стремиться достичь с помощью производства и продажи конкретного товара, затем проводит анализ спроса на производимый товар, оценивает необходимые издержки производства, анализирует предложение и цены конкурентов. После необходимо выбрать метод на основании которого предприятие будет рассчитывать цену и провести расчет окончательной цены.

Цели предприятия:

  1. Обеспечение выживаемости фирмы
  2. Максимизация прибыли
  3. Завоевание лидерства по показателю доли рынка
  4. Максимальное увеличение сбыта
  5. Политика снятия сливок
  6. Лидер в качестве

 

Издержки  производства их учет

 

Издержки  производства — денежное выражение  затрат, необходимых для обеспечения  процесса производства данного товара.

Учет  издержек производства играет важную роль в процессе определения цены на продукцию предприятия. Для любого производителя главным, а иногда единственным источником увеличения прибыли является сокращение издержек.

Издержки  производства принято разделять  на 2 вида:

  1. постоянные — не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде по своей экономической природе они являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. (расходы на содержание зданий, помещений, арендная плата, страховка, амортизационное отчисление и т.д.)
  2. переменные — меняются вместе с объемом выпуска продукции и как правило определяются объемом производства. Экономическая природа переменных издержек — затраты на осуществление той деятельности , ради которой создано предприятие. (затраты на сырье ,топливо, энергоносители, оплату труда)

Весь объем предпринимательских  расходов, связанный с валовым (совокупным) объемом производством, называется валовыми совокупными издержками производства.

Валовые изд.=пост изд. +перем изд.

В экономике  существет понятие средних издержек производства — валовые издержки на единицу произведенной продукции.

По  мере роста объема производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать непостоянные, а  переменные издержки.

Издержки, связанные с производством доп  единицы продукции называются предельными или маржинальными. (они показывают во сколько обойдется фирме производство дополнительной единицы продукции). Иногда предельные издержки называют приростными, поскольку они представляют собой увеличение валовых издержек на которое должно пойти предприятие ради производства еще одной дополнительной единицы продукции, но так как с изменением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки остаются постоянными, а предельные издержки определяются только ростом переменных затрат в результате выпуска этой дополнительной единицыпродукции.

Себестоимость:

  1. Материальные затраты
  2. Заработная плата
  3. Сумма начисленной амортизации
  4. Прочие расходы
  5. полные расходы: +адм расходы + транспортные

 

Методология, методика и принципы ценообразования

 

Метология ценообразования — совокупность принципов и методов формирования структуры и динамики цен. Методология  едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила  не меняются в зависимости от того кто и на какой срок устанавливает  цены. Методология является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике конкретной страны.

 

 

Методики ценообразования

Информация о работе Лекция по "Ценообразованию"