Место и роль цены в рыночном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 11:07, доклад

Краткое описание

Существует две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

Функции цены.

Функции цены характеризует совокупность общих  свойств, которые объективно присущи  ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место  цены в хозяйственном механизме  и активно воздействуют на экономические  процессы. При всем разнообразии теоретических  трактовок присущих цене функций, их проявление на практике большинство  экономистов признает за данной категорией пять основных функций:

учетно-измерительную,

перераспределительную,

стимулирующую,

балансирующую,

размещения  производства.

Рассмотрим  кратко каждую из них в отдельности.

Функция учета и измерения затрат общественного  труда определяется сущность цены как  денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим  инструментом, который позволяет  организовать стоимостный учет различных  хозяйственных процессов, измерение  их результатов. Например, объем заготовленного топлива эквивалентен сумме цен (включая транспортно-заготовительные  расходы) на этот товар. Объем произведенной  или реализованной продукции  фирмы равен суммарной стоимости  ее изделий или услуг. Реализуя учетно-измерительную  функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительные свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена демонстрирует, во что обходится обществу обеспечение  потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько  затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения товаров, так и  размер прибыли.

В условиях рынка цена способна существенно  отклоняться от издержек. Интерес  производителя заключается в  том, чтобы получить максимальную прибыль  от продажи товара, а покупатель стремиться к минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара вынужден постоянно  контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов и  выстоять в конкурентной борьбе благодаря  снижению затрат, улучшению товара, и именно поэтому учетно-измерительная  функция цены столь важна для  разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий. Как известно, товарная и ценовая политика базируется на основе жизненного цикла товара. Пребывание товара на рынке ограниченно по времени. Он обязательно вытесняется более качественным или более дешевым товаром.

Жизненный цикл товара подразделяется на пять стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение  и спад. Основная масса товаров  проходит все стадии. Отличия бывают по времени, интенсивности, характеру  перехода из одной стадии в другую. На основе учетно-измерительной функции  цены, предприниматели имеют возможность  учитывать изменения конъюнктуры  рынка, связанные с переходом  товара из одной стадии его жизненного цикла в другую. Например, стадия внедрения нового товара характерна отсутствием прибыли от его реализации, значительными издержками на маркетинг. Стадия роста характеризуется увеличением  спроса на товар, резким наращиванием продаж и прибыли. Стадия зрелости связана  с падением темпов роста продаж, замедлением роста прибыли, дополнительным увеличением затрат на маркетинговые  мероприятия. Стадия насыщения охватывает период жизни товара, в котором  сокращаются темпы роста продаж и стабилизируется прибыль. Последняя стадия -- спад, характеризуется резким снижением как продаж, так и прибыли. Граница между отдельными стадиями конечно достаточно условна. Приходится постоянно и тщательно анализировать все объемные и стоимостные показатели деятельности компании особенно в части реализации, прибыли, затрат, чтобы вовремя обеспечить необходимые корректировки в тактике и стратегии фирмы. Поэтому политика цен должна быть очень гибкой, чтобы предприятие могло функционировать на всех стадиях жизненного цикла товара без особых затруднений. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., 1997.

В настоящее время в России возрастает значение функции цены как средства более рационального размещения производства. С помощью механизма  цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли. Это осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Фирма сама определяет, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал. Но в условиях современной российской экономики, при монополизме многих производителей, слабой конкуренции, при наличии инфляции, масштабы перелива капиталов пока невелики. Более развита торгово-посредническая деятельность, где оборот капитала быстрее, а норма прибыли велика. Пока предприниматели мало используют свои капиталы для развития производства.

Нельзя  далее не обратить особого внимания на такую важную функцию цены как  сбалансирование спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь  производства и потребления, предложения  и спроса. Цена свидетельствует о  диспропорциях в производстве и  обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цены (одновременно бывает и то, и другое).

Цена  обязана поощрять производителя  к повышению качества и расширению ассортимента товаров. По мере становления  рыночных отношений, данная функция  цены усиливается и будет играть доминирующую роль при формировании цен на товары.

Балансирующую функцию в той или иной степени  выполняют все виды рыночных цен. В обстановке свободного рынка, естественной конкуренции благодаря этой своей  функции цена как бы выполняет  роль стихийного регулятора общественного  производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненных  циклов товаров происходит и перелив  капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы  направляются на увеличение производства необходимой рынку продукции или услуг. Использование возможностей балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной политики, ценовой политики. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., 1997.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из имеющихся у последнего возможностей его приобрести. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. Происходит постепенное снижение спрос на данный товар или услугу. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг связано с уровнем их цен. Чем выше цена и более характерна тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Характерно  и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Это естественно, поскольку каждая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю  сравнительно меньшую пользу.

Изменения спроса на товары всегда вызывают адекватную трансформацию рыночного предложения  этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности  производства, потенциал ускоренного  наращивания мощностей по выпуску  товаров, пользующихся повышенным спросом  на рынке.

Предложение характерно прямой зависимостью между  ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается  объем производимых товаров, и наоборот. При современном состоянии экономики  Российской Федерации имеет место  парадокс: цены почти на все виды товаров постоянно растут, а их производство в течение длительного  периода сокращается. Возрастающий спрос и повышение цен на товары компенсируются импортом, то есть увеличением  производств товаров в других странах и поставкой их на российский рынок.

Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения  товаров. По каждому товару цена свидетельствует  о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос  имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень  прибыли. Чем они выше, тем быстрее  растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах  или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска  и продаж товаров. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., 1997.

Значение  стимулирующей функции цены характеризуется  ее воздействием на производство и  потребление разных товаров. Цена стимулирует  производителя через уровень  заключенной в ней прибыли. В  результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления  разных товаров.

Посредством цен реально стимулировать или  замедлять научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшение  качества продукции, изменение структуры  производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

Цена  в рыночной экономике выступает  в качестве критерия оценки рациональности принятия решения, связанного с приобретением  средств производства, строительством новых объектов, осуществлением любых хозяйственных операций. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продавать свой товар. В наибольшей степени в такой функции эффективны цены, дающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами. В настоящее время возможности стимулирования процессов воспроизводства на основе действующего в России механизма ценообразования достаточно существенны. Так реально стимулирование более рационального размещения производительных сил на территории Российской Федерации, стимулирование научно-технического прогресса, стимулирование рациональной структуры потребления. Каждая из этих сфер имеет специфические особенности и формы ценового стимулирования. Например, стимулирование рационального размещения производительных сил может осуществляться посредством системы ценовых средств, таких, как использование зональных цен, применение расчетных цен. Для этих целей могут быть использованы и розничные цены, например для притока и закрепления рабочей силы в районы Крайнего Севера, если там будут регулировать цены на продукты питания и другие товары первой необходимости.

Немаловажно и стимулирование посредством цен  технического прогресса (разработка и  внедрение современной передовой  техники, технологии и организации  производства, улучшение качества изделий, что позволяет существенно повысить производительность труда, экономить  материальные ресурсы). Характерно стимулирование рациональной структуры потребления  посредством ценовых мероприятий  как производственного, так и  личного потребления. На оптимизацию  структуры производственного потребления  способны благотворно влиять формирование уровня и соотношения цен на взаимозаменяемые виды продукции, обеспечение одинакового или различного уровня цен в пересчете на единицу потребительной стоимости (полезный эффект) и другие.

Стимулирование  рациональной структуры личного  потребления населения обеспечивается благодаря дифференциации ставок налоговых  платежей, различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости выпускаемой продукции, системы договорных (контрактных) и лимитных цен и т.д. С точки зрения национальных интересов России, в условиях перехода к рыночной экономике на первый план выходит задача не только и не столько стимулирования роста или сокращения потребления определенных товаров и услуг, сколько наращивания их конкурентоспособного производства, улучшения качества для достижения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Не менее важное значение имеет и такая функция цены, как распределение и перераспределение. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Например, повышенные розничные цены на предметы роскоши и товары с высоким имиджем помогают перераспределять денежные доходы части населения для формирования фондов социального назначения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятий налогового характера, поступающих в бюджет на нужды социальные.

С помощью цены перераспределяется создаваемая  стоимость между производителем и потребителем, между отдельным  слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Когда цена на товар установлена выше его стоимости, часть ее перераспределяется в пользу продавца, следовательно, потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец имеет увеличенные доходы. Но основное -- решение социальных задач. При этом усиливается важность конкретного товара в «потребительской корзине» населения, необходимость ограничения опасных привычек (например, курения, алкоголя) и т.д.

Отклоняясь  от стоимости, цена помогает перераспределять национальный доход. Через эту функцию  цены происходит взаимоувязка доходов и расходов производителя и потребителя. При рынке цена выступает результатом весьма сложных взаимоотношений между продавцом и покупателем товара. Отклонения цены товара от его стоимости из-за массового характера торговых сделок свидетельствуют о закономерности отклонений цен на конкретные виды товаров от их реальной стоимости. Но по всей товарной сумме при купле-продаже цена и стоимость в количественном отношении уравновешиваются, так как выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Отсюда равенство совокупности цен всех товаров и их стоимости -- такая же закономерность, как и отклонения цен от стоимости по каждому товару в отдельности.

Стоимостные методы перераспределения проявляются  в тесном взаимодействии цен и  денег в процессе реализации. Доход, получаемый после реализации товара (или расход в результате покупки), непосредственно зависит от цены. Цены активно применяются как  средство перераспределения, чаще всего  при использовании государственных  или регулируемых цен. Вместе с тем, не следует забывать, что цены -- далеко не единственный инструмент распределения и перераспределения. Так, особую роль здесь играет финансово-кредитная система. Например, если поставлена задача поднять жизненный уровень определенной части населения, то этого эффективнее достигнуть, используя финансы, в частности оперируя денежными доходами населения (размер заработной платы, пенсий, стипендий) или ставками налогов. Применение цен в данных областях менее эффективно, так как изменение цен обычно затрагивает все население, и кто здесь больше выигрывает или проигрывает, определить труднееПрименение цен в качестве средства перераспределения предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве. Система цен и система оплаты труда образуют своего рода каркас распределения национального дохода на стадии производства, а последующее перераспределение осуществляется обычно в форме движения доходов в рамках финансовых и кредитных отношений.

Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая бывает как  целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция  цены содействует реализации функции  сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом.

Распределительная функция цены действует совместно  с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов  в те сферы хозяйства, в которых  имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма  прибыли.

Информация о работе Место и роль цены в рыночном хозяйстве