Место и роль цены в рыночном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 11:07, доклад

Краткое описание

Существует две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

Учетная функция цены зачастую вступает в  противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняется  от издержек производства и реализации. Это приводит к выводу, что взаимосвязи  между различными функциями цены должны быть предметом специальных  маркетинговых исследований. Уткин  Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая  политика. М., 1997

цена  стоимость транспортный тариф

2. Ценообразование  в условиях монополистической  конкуренции

 

Рынок монополистической  конкуренции состоит из множества  покупателей и продавцов, совершающих  сделки не по единой рыночной цене, а  в широком диапазоне цен. Наличие  диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям  разные варианты товаров. Реальные изделия  могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих  товарам услугах. Покупатели видят  разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы  выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения  для разных потребительских сегментов  и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи  с наличием большого числа конкурентов  стратегии их маркетинга оказывают  на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического  рынка.

Из наличия такого числа  фирм вытекает несколько важных признаков  монополистической конкуренции:

Малая доля рынка. Каждая фирма  обладает относительно небольшой долей  всего рынка и поэтому имеет  очень ограниченный контроль над  рыночными ценами.

Невозможность сговора. Наличие  сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные  действия с целью ограничения  объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны.

Независимость действий. Когда  в отрасли действует много  фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную  реакцию со стороны конкурентов.

В противоположность совершенной  конкуренции одним из основных признаков  монополистической конкуренции  является дифференциация продукта. В  условиях монополистической конкуренции  фирмы производят продукты, немного  отличающиеся от товаров соперников в том, что касается характерных  внешних атрибутов (признаков) продукта, качества услуг, местоположения и доступности  товаров или других характеристик.

Каждая фирма, находясь в  условиях монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается  меньший объем производства, чем  при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу  продукции – все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.

При монополистической конкуренции  линия спроса на продукцию производителя  имеет отрицательный наклон, поскольку  на рынке продаются товары – заменители, что даёт возможность получить монопольную  прибыль в краткосрочном периоде. Из-за отсутствия каких-либо существенных ограничений на вход в отрасль  других производителей и выход из неё в долгосрочном периоде экономическая  прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

Одной из важных характеристик  дифференциации продукта является ограниченный контроль над ценами со стороны производителей и продавцов в условиях монополистической  конкуренции из-за относительно большого числа фирм, действующих в конкретном секторе рынка. При монополистической  конкуренции потребители выбирают продукцию определённых продавцов  и в известных пределах платят более высокую цену за неё, чтобы  реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке  совершенной конкуренции. Однако, контроль фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции, над ценой весьма ограничен, поскольку существует множество потенциальных заменителей её продукта.

Кривая спроса, с которым  сталкивается продавец в условиях монополистической  конкуренции, является в высокой  степени эластичной, но не совершенно эластичной. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической  конкуренции зависит от числа  конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов  и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса каждого  продавца, то есть тем ближе ситуация к условиям совершенной конкуренции.

На краткосрочном временном  интервале в условиях монопольной  конкуренции фирмы будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объём выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.

Цена  как экономическая категория

Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой "сгусток", "кристаллизацию" человеческого труда в его  общей форме, как затрат энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности очищенных от конкретных форм. Такой  труд получил название абстрактного труда.

Величина  стоимости товара определяется количеством  труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный  в товаре труд, проявляет себя в  меновой стоимости, т. е. в сопоставлении  одного товара с другим. Стоимость  всех товаров определяется их полными  издержками производства, т, е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.

Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу. Поскольку стоимость товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических  органов.

Плановая  цена, как специфическая категория  госпредприятий характеризуется следующими особенностями.

1. Плановая цена выражает собой  социалистические производственные  отношения. Цена при социализме  используется в качестве инструмента  планового управления производством,  поскольку пропорциональная связь  между различными отраслями производства  устанавливается на основе учета  движения факторов производства  в денежной форме. Связь между  государством и трудящимися осуществляется  через торговлю и сферу услуг.

2. Плановая цена определяется  не только до реализации товаров. но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительного состояния производства, а также посредством воздействия общества на формирование соответствующих условий для функционирования производства, распределения, обмена и реализации продукции.

3. Плановая цена служит интересам  развития хозрасчетной самостоятельности  предприятий, так как через  цену происходит возмещение материальных затрат и получение чистого дохода, созданного трудовыми коллективами.

Сущность  плановых и рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.

Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения  и учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих  в создании национального богатства  страны.

Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения  товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.

В третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.

В четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.

Первая  функция цен дает возможность  определить величину стоимости и  отдельного товара и всего совокупного  общественного продукта, национального  дохода, объема реализации, а также  стоимостное соотношение различных  подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.


Информация о работе Место и роль цены в рыночном хозяйстве