Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы - исследование проблем ценовой политики предприятия. Для этого в данной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции цены.
2. Определить рыночный механизм ценообразования.
3. Выделить методы ценообразования в современных условиях.
4. Дать анализ ценообразующих факторов.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Ценообразование в условиях рынка
1.1. Сущность цены………………………………………………………….6
1.2. Методы ценообразования в современных условиях…………………10
1.3. Проблема выбора целей и методов……………………………………14
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»………………………...17
2.3. Анализ политики ценообразования на предприятии………………...22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования
на ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………….………………..3

Глава 1. Ценообразование в условиях рынка

       1.1. Сущность цены………………………………………………………….6

       1.2. Методы ценообразования в современных условиях…………………10

       1.3. Проблема выбора целей и методов……………………………………14

Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»

       2.1. Экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»………………………...17

       2.3. Анализ политики ценообразования на предприятии………………...22

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования

              на ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Приложения...........................................................................................................37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

 

Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Нас со всех сторон окружают цены. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фабрика или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Особенно актуальной эта проблема становится в условиях рыночной экономики, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка и другие. В ряде случаев эти ошибки ведут к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек.

Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень населения.

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные воз­можности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности на­много меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.

В ценовом механизме следует разделять и выделять две взаимодействующие части. Это с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой стороны — ценообразование как способ, правило уста­новления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразова­ние выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределя­ет цену. Но чаще всего ценообразование скрыто, а цены видны наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Если говорить о значении цены и ценообразования для предприятия, то можно отметить следующее. Цена - это то, что определяет имидж предприятия, его долю на рынке и, в конечном итоге, результаты производственно-хозяй­ственной деятельности. Существует необходимость правильной ориентации в ценовой конъюнктуре рынка и проведения собственной, эффективной для предприятия ценовой политики. От нее во многом зависит благополучие пред­приятия, размеры его доходов и расходов.

В основе цены лежит стоимость предметов труда, средств и сами затра­ты труда, которые будут признаны покупателями как необходимые для общест­ва, то есть признанные обществом посредством акта купли-продажи. Причем такие затраты труда называются общественно необходимыми затратами труда.

Главная цель данной курсовой работы  - исследование проблем ценовой политики предприятия. Для этого в данной работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и функции цены.

2. Определить рыночный механизм ценообразования.

3. Выделить методы ценообразования в современных условиях.

4. Дать анализ ценообразующих факторов.

5. Предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Объектом исследования было выбрано ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», расположенное в г. Чебоксары Чувашской Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ценообразование в условиях рынка

1.1. Сущность цены

 

Цены и образование цен (ценообразование) являются важ­нейшими понятиями, характеризующими количественные отношения при совершении купли-продажи. Существуют два подхода к определению цены товара. Согласно первой теории, цена товара выражает его стои­мость, то есть воплощенные в данном товаре общественно-полезные затраты труда. Эти затраты должны соответство­вать средним на данный период времени условиям и уров­ню оснащенности, квалификации и интенсивности труда. Подобный труд, воплощенный в товаре и лишенный кон­кретных характеристик, в экономике принято называть «аб­страктным» трудом. При таком подходе пропорции обмена товарами количественно определяются величинами заклю­ченного в них абстрактного труда. В соответствии с этим подходом каждый товар имеет как свою стоимость, так и цену, являющуюся денежным выражением его стоимости.

Вторая теория исходит из того, что цена товара на рын­ке определяется не затратами изготовителя, а зависит от полезности таких затрат для покупателя. Оценку такой по­лезности дает сам покупатель, выражая готовность запла­тить ту или иную сумму за конкретный товар.

Современная экономическая наука стремится объеди­нить оба этих подхода. В цене товара должны отражаться как его стоимость, олицетворяющая «объективные» каче­ства данного товара, так и его полезность, отражающая «субъективную» ценность для потребителя.

В настоящее время известны и применяются два различ­ных способа ценообразования. Первый способ представляет собой централизованное ус­тановление цен. При этом наряду с другими, большей час­тью политическими и социальными факторами, учитыва­ются фактические производственно-сбытовые издержки. Второй способ заключается в установлении окончатель­ной цены товара по результатам его позиционирования на рынке на основе соотношения между реально возникаю­щими спросом и предложением данного товара.

В условиях рыночных отношений, являющихся осно­вой современной экономики, ценообразование происходит на основе обоих способов. Практически это отражается как на устанавливающихся уровнях цен, так и на их ди­намике, то есть на различного рода переходных процес­сах. Это значит, что текущие цены складываются под воз­действием как стратегических, так и тактических фак­торов. Учет стратегического фактора дает преимущество тем производителям, которые используют современную техни­ку и технологию и применяют наиболее совершенные ме­тоды организации производства, хранения и сбыта това­ров, так что издержки, необходимые для производства и доведения данного товара до потребителя, снижаются. Учет тактического фактора дает преимущество тем про­изводителям, которые умеют анализировать и правильно оценивать рыночную конъюнктуру и умеют быстро и гиб­ко реагировать на ее изменения.

В настоящее время различают следующие виды цен:

- оптовые цены фирмы-производителя, включающие в себя производственные издержки, прибыль фирмы-изгото­вителя, налог на добавленную стоимость (НДС), а также различные надбавки и скидки;

- отпускные оптовые цены промышленности — цены, по которым оплачивается товар с учетом специальных на­логов на данный вид товара (акцизов), и оптово-сбытовой наценки на оптовую цену фирмы-производителя;

- трансфертные цены — разновидность оптовых цен фирмы-производителя, применяющаяся в практике транс­национальных корпораций (ТНК);

- биржевые цены — цены, представляющие собой отпу­скные цены биржевых сделок;

- закупочные оптовые цены — цены, устанавливаемые для закупки сельскохозяйственной продукции;

- прейскурантные цены — цены, устанавливаемые на единицу данного товара в соответствии с действующими ценовыми таблицами (прейскурантами);

- договорные цены — цены, устанавливаемые в услови­ях рынка по соглашению между продавцом и покупателем;

- тарифы — цены на товары особого рода, а именно на услуги, которые потребитель уплачивает (или обязуется выплачивать) независимо от своего желания и не имея в момент оплаты достаточной информации о качестве опла­чиваемой продукции;

- розничные цены — цены, устанавливаемые в рознич­ной торговле; эти цены, в свою очередь, подразделяются на коммерческие (рыночные) и аукционные;

- государственные (фиксированные) цены — цены, прямо устанавливаемые правительством или другими госу­дарственными органами, как правило, на сырье или на мо­нопольные товары и услуги;

- свободные цены — цены, свободно складывающиеся на рынке в результате соотношений между спросом и пред­ложением и без прямого влияния государственных орга­нов;

- регулируемые цены — цены, складывающиеся в ре­зультате соотношений между спросом и предложением, но под тем или иным воздействием государственных органов, прямым или косвенным;

Большое значение приобретает прогнозирова­ние динамики изменения цен и их индексирование. Ин­дексы цен определяются отдельно для потребительских то­варов, для оптовых цен фирм-изготовителей, для капита­ловложений, для сельскохозяйственной продукции, для та­рифов на транспортные и другие услуги и т. п.

На стадии проектирования нового товара определяются также лимитные, то есть предельно допустимые цены на этот товар. Такого рода цены используются в качестве ба­зисных при установлении оптовых цен на данные товары. На стадии проектирования и разработки новых товаров определяются также цены, называемые проектными или ориентировочными.

В ряде случаев определяются и так называемые прогнозные це­ны. Прогнозы цен обычно определяются путем экстрапо­ляции на будущий период тенденций, выявляемых в ре­зультате наблюдений над ценами и экономической деятель­ностью за прошлые годы. При этом не должна исключать­ся и возможность скачкообразного изменения цен.

Цена на продукт является для предприятия не только важным фактором, оп­ределяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Это и обуславливает выработку соответствующих подходов к установлению уровня цены на выпускаемую продукцию. Решение данной задачи дело далеко не про­стое. Оно предполагает учет многих факторов и обстоятельств, действующих порой противоречиво и неоднозначно. Действительно, если внутри предприя­тия цена изделия определяется издержками на его производство, величина ко­торых в значительной степени зависит от усилий самого предприятия, то при выходе на рынок ее уровень обуславливается складывающейся конъюнктурой рынка. Рыночная цена для предприятия является величиной, на которую оно повлиять не может. Поэтому стремление получить как можно большую при­быль объективно вызывает проведение на каждом предприятии собственной ценовой политики. Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой — спо­соб формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функциониро­вания во времени.

 

 

 

 

 

 

              1.2. Методы ценообразования в современных условиях

 

Методы ценообразования означают стандартные правила и схемы, которые применяются при формировании цен. Решение об установлении цены, принимаемое на предприятии, — это кон­кретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из несколь­ких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различ­ных методов ценообразования.

Различают два принципиально разных способа расчета цены на основе затрат: на основе себестоимости и на основе дохода покрытия.

В расчете цены на основе себестоимости цена продукции определяется пу­тем прибавления к полной себестоимости нормы прибыли. Использование данного способа, безусловно, оправдано при принятии ре­шений на долгосрочную перспективу. Однако необходимо учитывать, что оцен­ка себестоимости дает ненадежное представление о затратах на продукцию в ус­ловиях, когда происходят колебания в загрузке мощностей. Согласно такому подходу, например, цена, которая меньше себестои­мости, не была бы приемлема. Однако в непродолжительный период времени продукция является рентабельной, если получаемая от ее реализации выручка покрывает переменные расходы.

Информация о работе Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»