Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы - исследование проблем ценовой политики предприятия. Для этого в данной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции цены.
2. Определить рыночный механизм ценообразования.
3. Выделить методы ценообразования в современных условиях.
4. Дать анализ ценообразующих факторов.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Ценообразование в условиях рынка
1.1. Сущность цены………………………………………………………….6
1.2. Методы ценообразования в современных условиях…………………10
1.3. Проблема выбора целей и методов……………………………………14
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «ЧАЗ»………………………...17
2.3. Анализ политики ценообразования на предприятии………………...22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования
на ОАО «ЧАЗ»………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики ценообразования на предприятии

 

      Ценовая политика заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

       Она также заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить удовлетворительную прибыль. Кое-кто просто старается продать свой товар как можно дороже. Бесспорно, что в области ценовой политики еще отсутствует необходимый опыт и знания. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике предприятия, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.

       Предприятие должно поставить перед собой следующие цели:

  -   обеспечение выживаемости;

  -   максимизация текущей прибыли;

  - завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара;

       При расчете исходной цены предприятия пользуются различными подходами к проблеме ценообразования. Один из таких подходов - установление цены по географическому принципу, когда предприятие решает, как именно рассчитывать цену для удаленных потребителей, и выбирает либо метод установления цены ФОБ в месте происхождения товара, либо метод установления единой цены с включенными в нее расходами по доставке, либо метод установления зональных цен, либо метод установления цен применительно к базисному пункту, либо метод установления цен с принятием на себя расходов по доставке. Второй подход - установление цен со скидками и зачетами, когда предприятие предоставляет скидки и производит зачеты. Третий подход - установление цен для стимулирования сбыта, когда предприятие решает, прибегнуть ли к использованию «убыточных лидеров» или к ценам для особых случаев или предлагать скидки наличными. Четвертый подход - установление дискриминационных цен, когда предприятие назначает разные цены для разных клиентов, для разных мест и разного времени. Пятый подход - установление цен на новый товар, когда предприятие предлагает защищенную патентом новинку либо в рамках стратегии «снятия сливок», либо в рамках стратегии прочного внедрения на рынок. Шестой подход - ценообразование в рамках товарной номенклатуры, когда предприятие устанавливает ценовые ориентиры для ряда изделий в рамках товарного ассортимента.

Решая вопрос об инициативном изменении цен, предприятие должно тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают они в изменении цен. Реакции конкурентов являются либо следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации. Предприятие, планирующее инициативное изменение цен, должно также предвидеть наиболее вероятные реакции поставщиков, дистрибьюторов и государственных учреждений. В случае изменения цен, предпринятого кем-то из конкурентов, предприятие должно попытаться понять его намерения и вероятную длительность действия нововведения. Если предприятие желает быстро реагировать на происходящее, ей следует заранее запланировать свои ответные меры на возможные ценовые маневры конкурентов.

         Одним из основных факторов совершенствования ценообразования на любых предприятия является снижение себестоимости. Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости продукции на ОАО «ЧАЗ»:

Во-первых - повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, которые облегчат условия труда и поднимут производительность.

         Во-вторых - улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов приведет к рациональному использованию и переориентацию на отечественных производителей сырья.

        В-третьих - использование научно-технических достижений и передового опыта поможет оттеснить часть конкурентов и увеличить долю рынка.

       Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.

Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов, на транспортировку готовой продукции.

Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Сюда же можно отнести и такие наиболее распространенные производственные потери, как потери от брака. Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости продукции.

Следующий фактор, влияющий на себестоимость продукции – это производительность труда. При этом необходимо учитывать, что снижение себестоимости продукции во многом определяется правильным соотношением темпов роста производительности труда и роста заработной платы. Рост производительности труда должен опережать рост заработной платы, обеспечивая тем самым снижение себестоимости продукции.

Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий.

В первом случае предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как проводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции.

Во втором случае величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению.

Также важно сокращать цеховые и общезаводские расходы. Это заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах; а также в сокращении затрат на заработную плату вспомогательных и подсобных рабочих.

Изменение объема и структуры продукции может привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. С увеличением объема производства количество условно-постоянных расходов на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению, и к увеличению затрат на производство.

Учитывая сложность проблемы, необходимым является приобретение знаний в этой области для выбора правильного подхода в установлении цен при выходе на рынок. В целях достижения хороших результатов в производственной и коммерческой деятельности необходимо дальнейшее углубление такого рода знаний на основе изучения мирового опыта.

                                                 Заключение

 

     Несмотря на повышение роли неценовых факторов в процессе современного маркетинга, цена остается важным показателем, особенно на рынках монополистической и олигополистической конкуренции.

Установление цены на товар-это процесс, состоящий из четырех этапов:

1.      Предприятие тщательно определяет цели своего маркетинга, такие, как обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества товара.

2.      Предприятие рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных уровнях производства. Предприятие изучает цены конкурентов для использования их в качестве основы при ценовом позиционировании собственного товара.

3.      Предприятие выбирает для себя один из следующих методов ценообразования: «средние издержки плюс прибыль»; анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли; установление цены на основе ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня текущих цен и установление цены на основе закрытых торгов.

4.      Предприятие устанавливает окончательную цену на товар с учетом ее наиболее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, что цена эта соответствует установкам практикуемой предприятием политики цен и будет благоприятно воспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным торговым персоналом предприятия, конкурентами, поставщиками и государственными органами.

         Рассматривая предприятие ОАО «ЧАЗ», мы видим, что доходы предприятия увеличиваются вместе с увеличением объёма продаж, при  этом цены остаются на том же уровне. Объем сбыта ежегодно увеличивается. Но при этом необходимо учитывать, что он может увеличиться еще больше, если повысить конкурентоспособность продукции за счет завоевания новых рынков, повышения качества производимой продукции, использования в производстве прогрессивных технологий и применения других инструментов маркетинга.    

Одним из основных факторов совершенствования ценообразования на любых предприятиях является снижение себестоимости. Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости продукции. Это повышение технического уровня производства, улучшение использования и применение новых материалов и сырья, использование научно-технических достижений и передового опыта, создание автоматизированных систем управления, совершенствование и модернизация существующей техники и технологии, совершенствование обслуживания основного производства…                 

         Цена на продукт является для предприятия не только важным фактором, оп­ределяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Это и обуславливает выработку соответствующих подходов к установлению уровня цены на выпускаемую продукцию. Решение данной задачи дело далеко не про­стое. Оно предполагает учет многих факторов и обстоятельств, действующих порой противоречиво и неоднозначно.                         
                       Список использованной литературы

 

          1. Федеральный Закон РФ «Об акционерном обществе» от 22.04.96 №39-ФЗ.

2. Баздникин А. С. Цены и ценообразование: учебное пособие для вузов / А. С. Баздникин. - М.: ЮРАЙТ , 2004. - 332 с.

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 426с.: ил.

4. Беляева И. Ю. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: учебное пособие для вузов . - М. : КноРус , 2004. - 158 с.

5. Герасименко В. В. Ценообразование: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М , 2005. - 419 с.

6. Евдокимова Т. Г. Ценообразование: учебное пособие. - СПб.: Вектор, 2005. - 216 с.

     7. Лавров С.Н. Основы маркетинга промышленных объектов. -Москва,

2002г.

     8.   Протасов   В.Ф.    Анализ    деятельности     предприятия   (фирмы):

производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2003 – 536с.: ил.

     9. Раицкий К.А. Экономика предприятия:  Учебник  для   вузов.   –   М.:

Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003. – 693с.

    10. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-

е изд., перераб. И доп. – Минск: ООО «Новое знание»,2004. – 688с.

         11. Сапронов И. А. «Экономика предприятия». – М.: Финансы и статистика, 2001. - 346с.

         12. Сергеев И. В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика 2001. - 324с.

         13. Слепнева Т. А. Цены и ценообразование: учебное пособие / Т. А. Слепнева, Е. В. Яркин. - М. : ИНФРА-М , 2001. - 200 с.

         14.. Цены и ценообразование : методические указания к практическим и семинарским занятиям для экономических специальностей всех форм обучения / Моск. ун-т потребит. кооп., Чебоксар. кооп. ин-т, сост. Н. Я. Яковлев, отв. ред. Л. П. Федорова. - Чебоксары : Салика , 2001. - 34 с.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Совершенствования политики ценообразования на ОАО «ЧАЗ»