Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Содержание

Введение
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников
.2 Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Глава 2.Взаимодействие ДОУ и семьи
.1 Формы взаимодействия
.2 Методика взаимодействия с семьёй
Глава 3. Практическая часть
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Формирующий эксперимент
.3 Контрольный эксперимент
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие ДОУ и родителей по экологическому воспитанию дошкольников.docx

— 94.48 Кб (Скачать файл)

Также мы провели анкетирование  родителей на тему «Книга в семье». Анкета для родителей в Приложении № 2.

Анкетирование показало, что  книги о природе (В. Бианки, А. Чарушина) есть только у 30 % семей.

% родителей не покупают  книг для детей; 20 % отбирают книги  по иллюстрациям; 10 % покупают случайно.

% читают книги по просьбе  ребенка,30 % по своей инициативе; 10 % не читают вообще.

Обсуждают содержание прочитанного с ребенком только 30 % родителей.

Литература для взрослых по экологии имеется только у 10 % родителей. Они используют её при общении  с ребёнком.

% чаще знают, как ответить  на вопрос ребёнка; 60 % чаще всего  не знают, как ответить на  вопрос ребёнка; 10 % не отвечают  на вопросы о природе, потому  что ребёнок не интересуется.

Таким образом, книга для  экологического образования детей  используется немногими родителями. Воспитатель необходимо обратить на это внимание и рассказать о возможностях детской литературы в развитии детей.

Далее мы провели диагностику уровня сформированности экологических знаний детей подготовительной группы (методика Т. А. Серебряковой).

Мы использовали следующие  задания:

Задание 1. Определение характерных  особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень  знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие  карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и  земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять  вторую карту, из оставшихся фигурок  выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять  третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и  разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок  справился с заданием, педагог  предлагает ему выбрать два изображения  животных, три изображения птиц и  три изображения насекомых и  затем ответить на следующие вопросы  в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о  нем?

Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

Ребенок без особого труда  распределяет представителей животного  мира по видам; аргументирует свой выбор.

Соотносит представителей фауны  со средой обитания.

Знает характерные признаки.

Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

Ребенок иногда допускает  незначительные ошибки при распределении  представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует  свой выбор.

В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в  ответах.

На поставленные вопросы  отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

Ребенок часто допускает  ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует  свой выбор.

Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

Затрудняется назвать  характерные признаки.

На поставленные вопросы  отвечать затрудняется, а если и  отвечает, то в основном неверно.

Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к  животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных  особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень  знания характерных особенностей растительного  мира.

Оборудование: Комнатные  растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для  рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных  растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных  растений?

Как правильно ухаживать  за комнатными растениями?

Покажи, как правильно  это нужно делать (на примере одного растения).

Для чего людям нужны комнатные  растения?

Нравятся ли тебе комнатные  растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом  кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные  деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы  леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

Рассказывает, как правильно  ухаживать за ними.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным  растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

Ребенок иногда допускает  незначительные ошибки в названии видов  растений: деревьев, кустарников и  цветов.

В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

Рассказывает, как правильно  ухаживать за ними.

Практические умения и  навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным  растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и  цветы.

Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может  аргументировать свой выбор.

Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Практические умения и  навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью  к взрослому. Не проявляет интерес  и не выражает свое отношение к  растениям.

Задание 3. Определение характерных  особенностей неживой природы (проводиться  индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень  знания характерных особенностей неживой  природы.

Оборудование: Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок  назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для чего человек  использует песок?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для чего человек  использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек  использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

Правильно называет отличительные  характеристики объектов неживой природы.

Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты  неживой природы.

При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и  фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

Ребенок в основном правильно  определяет содержимое баночек.

Называет основные отличительные  характеристики объектов неживой природы.

После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой  природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого  баночек.

Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель: Определить уровень  знания времен года.

Оборудование: Альбомный  лист бумаги, цветные карандаши и  фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй  картинку, где будет изображено это  время года. Назови время года, которое  наступит после твоего любимого времени  года, скажи, что последует за ним  и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в  нужной последовательности.

Знает характерные признаки каждого времени года.

Проявляет творчество, и  фантазию при ответе на вопрос "Какое  время года тебе нравится больше и  почему?"

По памяти воспроизводит  сезонные особенности того или иного  времени года.

Комментирует свой рисунок.

Выражает эстетическое отношение  к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

В основном знает характерные  признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

На вопрос "Какое время  года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.

В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени  года.

Выражает эстетическое отношение  к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

Ребенок не всегда правильно  называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

Не знает характерных  признаков разных времен года.

Отвечая на вопрос "Какое  время года тебе нравится больше и  почему?", называет только время года.

В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного  времени года.

Не выражает эстетического  отношения к природе.

Контрольное задание для  определения экологически правильного  отношения дошкольников к природным  явлениям и объектам

Задание 5. Экологическое  отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень  экологически правильного отношения  к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие  вопросы.

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка  нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка  или собака, как бы ты стал ухаживать  за ними?"

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

Что ты вместе с взрослыми  можешь делать, чтобы на участке  детского сада всегда росли растения?

Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

Ребенок полными предложениями  отвечает на поставленные вопросы.

Знает, как нужно ухаживать  за домашними животными и обитателями  Уголка природы.

Понимает взаимосвязь  между деятельностью человека и  жизнью животных, птиц и растений.

Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

В основном знает, как нужно  ухаживать за домашними животными  и обитателями Уголка природы.

Иногда не понимает взаимосвязи  между деятельностью человека и  жизнью животных, птиц и растений.

Может выразить свое отношение  к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

Не имеет представления  о том, как нужно ухаживать  за домашними животными и обитателями  Уголка природы.

Не понимает взаимосвязи  между деятельностью человека и  жизнью животных, птиц и растений.

Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Результаты диагностики  уровня сформированности экологических  знаний дошкольников представлены в  таблице 1.

 

Таблица 1

Имя ребенка Уровень сформированности экологических знаний Отношение  к миру природы Средняя оценка в баллах Общий уровень о мире животных о растительном мире о неживой  природе о временах года Оценка в  баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития Оценка в  баллах Уровень развития Маша 8 С 7Н9С11С9С8,8СИра 10С 8С11С13В9С10,6ССвета 6Н5Н8С10С7Н7,2НОля 12С13В13В12С12С12,4СГриша 8С7Н10С11С8С8,8С Иван 9С8С13В13В9С10,4ССаша 10С8С11С12С8С9,8С Валя 13В12С13В13В13В12,8В  Оля. 6Н7Н7Н7Н6Н6,6Н Игорь 13В11С14В14В13В13,0ВВ среднем по гр. 9,5С8,6С10,9С11,6С9,4С10,0С

Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников