Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Содержание

Введение
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников
.2 Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Глава 2.Взаимодействие ДОУ и семьи
.1 Формы взаимодействия
.2 Методика взаимодействия с семьёй
Глава 3. Практическая часть
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Формирующий эксперимент
.3 Контрольный эксперимент
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие ДОУ и родителей по экологическому воспитанию дошкольников.docx

— 94.48 Кб (Скачать файл)

Условные обозначения  уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.

 

Дошкольники подготовительной группы в целом показали средний  уровень сформированности экологических  знаний и экологически правильного  отношения к миру природы - 10,0 баллов.

Уровень знания дошкольников о мире животных средний - 9,5 балла.

Уровень знания о растительном мире средний - 8,6

Уровень знаний о неживой  природе и временах года средний - 10,9.

Уровень знаний о временах года средний - 11,6.

Уровень экологически правильного  отношения к миру природы средний - 9,4.

Среди детей 20 % имеют низкий уровень сформированности экологических  знаний, 60 % - средний; 20 % - высокий.

Результаты мы представили  в диаграмме:

Диаграмма 1. Уровень сформированности экологических знаний в %

 

 

Таким образом, несмотря на то, что в ДОУ реализуется программа  по экологическому образованию детей, уровень сформированности экологических  знаний дошкольников оста1тся высоким.

Мы считаем, что повысить уровень сформированности экологических  знаний дошкольников можно, подключив  к образовательному процессу семью.

Экологическое образование  дошкольников можно рассматривать  как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение  родителей - одно из крайне важных и  в то же время одно из наиболее сложных  направлений работы дошкольного  учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи  к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в  совместных походах с детьми, при  знакомстве с «Экологическим паспортом  детского сада», в процессе посещения  экологических комплексов, живого уголка, территории детского сада.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим  образом:

.Экологическое просвещение  - предоставление экологической  информации, ее анализ; приоритетные  темы: экологически грамотное поведение  в природе и в быту, связь  экологических проблем со здоровьем,  экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание  экологически безопасного урожая  и т. п.;

. Совместная деятельность  с детьми: участие в походах,  экскурсиях, эколого-оздоровительных  праздниках; выполнение домашних  заданий, совместный уход за  животными, растениями; сбор коллекций  природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми  совместно с родителями; помощь  в создании развивающей среды;  участие в природоохранных акциях, изготовление наглядных пособий,  игрушек; сочинение экологических  сказок и оформление книг; обследование  собственного дома и дачи; проектно-исследовательская  деятельность.

Вывод: отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

3.2 Формирующий  эксперимент

 

Цель формирующего эксперимента - подобрать и апробировать разные формы взаимодействия ДОУ с семьёй.

Задачи формирующего эксперимента:

1.Разработать комплекс  мероприятий по взаимодействию  ДОУ с семьёй в экологическом  образовании дошкольников.

2. Апробировать разработанный  нами комплекс мероприятий в  подготовительной группе.

Воспитание правильного  отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том  случае, если система работы в детском  саду сочетается с работой по формированию социально - экологических представлений  в семье. Дошкольное учреждение, которое  ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое  значение имеет «атмосфера направленности»  на природу: интерес взрослых к растениям  и животным, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.

Экологическое воспитание - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений. Социально - экологические представления - это чувственно - наглядные, обобщенные образы предметов и явлений природной  и социальной действительности, отражающие основные виды и способы взаимодействия человека и общества с окружающей средой.

На современном этапе  формирование социально - экологических  представлений - одно из главных направлений  в преодолении экологической  проблемы, в которой пребывает  страна и вся планета. Решение  этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей  дошкольного возраста.

В период дошкольного детства  в процессе целенаправленного педагогического  воздействия у детей можно  сформировать начала экологической  культуры - социально - экологических  представлений, а именно осознано - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке  детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том  числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые  может лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного  организма.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое  рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Далеко не все люди оказываются  способными глубоко проникать в  мир природы и вполне наслаждаться ею.

Чтобы открыть в их душах  радость, нужна помощь родителей  дома. Она тем более необходима, что вес упущения в духовной жизни  ребенка, особенно в среде экологического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более, в  зрелом возрасте.

Социально - экологические  представления важно формировать, когда складывается духовный мир  детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему  их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.

Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально - экологических  представлений у детей, поскольку  большую часть времени дошкольники  проводят дома, в семье.

Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние  на формирование у ребенка основ  экологического мировоззрения.

Особенность родителей как  субъекта экологического образования  заключается в том, что у них  самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к  окружающему миру.

Кроме того, интерес современных  родителей в основном сконцентрирован  на обучении, а не на развитии ребенка.

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей  к требованиям, которые они предъявляют  к детям в дошкольном учреждении.

Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей  делает экологическое образование  крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным  процессом.

Самыми актуальными в  этом направлении, на наш взгляд, являются следующие формы работы с родителями:

. Консультации.

. Круглый стол «Сбережем  родную природу».

. Проведение в группе  выставки поделок детей из  природного материала.

. Проведение родительского  собрания в форме КВН. 

. Проект по экологии "«Животные  планеты Земля».

. Совместная экскурсия  в природу. 

Направления работы:

повышение социально - экологической  культуры родителей;

знакомство родителей  с формами и методами работы с  детьми по формированию социально - экологических  представлений в условиях семьи;

оказание помощи родителям  в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в  условиях семьи;

включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью  формирования социально - экологических  представлений у детей среднего дошкольного возраста.

На первом этапе работы с родителями предлагается консультация для родителей.

Цель консультации; усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

На консультации, кроме  общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда на даче высаживают семена растений.

В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с  живой природой, наблюдения за процессами в природе и созданию необходимых  условий для того, чтобы из семечка  выросло растение. Общение - это разговоры  во время посадки растений, игра.

Наблюдения за тем, что  и как надо делать, чтобы посадить растение, как из семечка вырастает  растение - формирует у ребенка  глубокий познавательный интерес к  миру живой природы. Трудовые действия - это понимание потребностей живого растения в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.

В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что  забота о растениях воспитывает  в детях действенную любовь к  ним, понимание самосущности живого (консультация представлена в приложении N 3).

За консультацией, следует  провести круглый стол на тему «Сбережем родную природу».

Предлагаем обсудить следующие  вопросы:

оказывает ли природная среда  влияние на развитие общества?;

оказывает ли общество влияние  на природную среду?;

может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?

Очень важно то, что вопросы  круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем  по формированию социально - экологических  представлений у детей среднего возраста (материалы круглого стола  для родителей представлены в  приложении N 4).

На следующем этапе  работы следует организовать в группе выставку поделок детей из природного материала.

Тема выставки: «Сказочное животное».

Цель: развитие творчества, воображения детей; научить использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из природного материала.

Предварительная работа с  родителями: проведение беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при  прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.

Предварительная работа с  детьми: объяснение детям, что может  стать соединительным материалом (пластилин); детям было дано задание придумать  название своему сказочному животному; так же детям было сказано, что  лучшие поделки будут поощряться призами, т. е. был включен элемент  соревнования.

Дети использовали самый  различный природный материал. Необходимо было выбрать 3 самые лучшие поделки , которые оценивались по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность  и т. д.). Эти работы вознаграждались  призами (бумажными конструкторами «Без ножниц и клея»).

Таким образом, мы увидели, что  активная включенность родителей в  работу детей даёт положительные  результаты.

Следующей формой работы с  родителями проведение родительского собрания в форме КВН.

Тема: «Природа и  нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» (См. Приложение № 5).

Цель: создать условия  для сотрудничества родителей и  детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей  к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Нами был разработан проект по экологии "«Животные планеты Земля».

Экологический проект предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач  может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом, возможностями содержания образовательных  программ. Проект можно рассматривать  и как дополнение к любым обще развивающим, комплексным программам и программам экологического направления.

Проблема: кто они, эти  диковинные животные?

Цель: знакомство с разнообразием  животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного  отношения к представителям животного  мира.

Задачи:

развивать поисковую деятельность детей: способствовать к определению  задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих  действий; аргументировать свой выбор;

расширять и систематизировать  знания детей о животных разных стран;

развивать связную речь, обогащать словарь детей;

совершенствовать стиль  партнёрских отношений.

Выполнение проекта:

Познавательные занятия  «Животные разных стран».

Решение проблемных ситуаций:

Почему в наших лесах  не водятся тигры и львы?

Как зимуют медведь и ёж?

Как спасаются животные от врагов?

Как помочь исчезающим животным?

Игровая деятельность:

сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Зоомагазин».

дидактические игры «Кто где  живёт», «Кто чем питается».

игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Телефон».

Речь и речевое общение:

создание альбома «Рассказы  о животных» (совместно с родителями).

составление рассказов о  животных и создание книги рассказов.

чтение энциклопедической  литературы о животном мире.

сообщения «А знаете ли вы…?» 

создание копилки «Мы  их знаем».

разгадывание кроссворда «Дикие животные».

Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников